БлокАда: истории казахстанцев, застрявших в секторе Газа

cover Коллаж Orda.kz

Казахстанцы обратились к президенту Токаеву с просьбой помочь эвакуировать их близких, которые находятся на территории сектора Газа. По их словам, в анклаве творится сущий ад: обстрелы, отсутствие воды, антисанитария и смерть на каждом шагу. Orda.kz поговорила с близкими оставшихся в Газе казахстанцев – вот их истории.

По данным МИД РК, в Газе находятся более 100 казахстанцев. При этом алматинцы, которые пытаются помочь с эвакуацией, оценивают количество наших соотечественников там более, чем в 160 человек. Казахстанцы оказались в анклаве по разным причинам: кто-то вышел замуж и уехал на родину супруга, кто-то приехал навестить близких, кто-то оказался там по работе. Сколько ещё продлится военный конфликт, сказать сейчас невозможно, но людям очень нужна помощь пока они ещё живы.

Хотели навестить мать

Ирина Эль-Султан – одна из оказавшихся на территории сектора Газа казахстанок. Она находится в анклаве вместе со своим мужем Гази и дочерью Мадлен. Все они граждане Казахстана, всегда жили в Алматы.

Ирине 47 лет, её мужу – 58. В юности Гази приехал в Казахстан из Палестины для обучения в медицинском институте. Он получил образование и работал врачом в Алматы. Ирина является заводчиком хаски. Они познакомились в молодости, поженились и родили двух дочерей. Старшей, Мадлен – 28 лет, она находится вместе с родителями в Газе. Младшей, Софии – 20, она осталась в Алматы.

Ирина и Гази Эль-Султан. Фото: А. Маковецкая

Как рассказала подруга семьи Аксинья Маковецкая, супруги Эль-Султан редко бывали в Палестине – всего три раза за 25 лет. В этом году они отправились на родину Гази, чтобы позаботиться о его престарелой матери, которая похоронила мужа несколькими годами ранее.

"Несколько лет назад у Гази умер отец. Его мать очень старенькая, ей 94 года, они поехали туда, чтобы побыть вместе, оказать ей помощь и поддержку. Взяли билеты в обе стороны. Прилетели в Палестину 4-го октября, а 30-го должны были лететь обратно, билеты у них на руках, но выехать они уже не смогли", рассказыват Маковецкая.

Она говорит, что, когда начались боевые действия и иностранных граждан попросили покинуть территорию, семья находилась в северной части анклава, поэтому не смогла быстро эвакуироваться.

"КПП для иностранцев открыли на юге, людей вывозили через Египет. Ира с семьёй узнала о том, что была организована эвакуация, слишком поздно. Но даже если бы их смогли проинформировать вовремя, расстояние, на котором они находились от пункта, было слишком большим, чтобы они успели его преодолеть за несколько часов. Они физически не смогли бы туда добраться".

После этого Аксинья Маковецкая вместе с другими родственниками казахстанцев, которые оказались в Газе, начала искать способы вызволить их.

"Казахстанский МИД в то время не держал связь с нашими. КПП открыли и закрыли, а они только к вечеру узнали об этом. Я, находясь в Алматы, начала искать телефон горячей линии, но в интернете была информация только об эвакуации из Израиля. Номер нашего посла мне дали сотрудники МЧС, но оказалось, что посол находится не в Газе, а на территории Иордании. Мы связались с ним слишком поздно, уже ничего нельзя было сделать", говорит женщина.

Почти месяц семья Эль-Султан находится в блокаде. Дом матери, в котором они остановились, пришлось покинуть из-за бомбёжек. Сейчас они укрываются в школе ООН.

Мать Гази Эль-Султан. Фото: А. Маковецкая
"Они не знают, что стало с их домом. Но самое страшное то, что они даже не могут получить гуманитарную помощь. Когда приезжает машина с хлебом, нужно отстоять огромную очередь, чтобы его получить, но это опасно – места, где собирается много людей, подвергаются обстрелам".

Сегодня в школе ещё есть запас продуктов, поэтому люди стараются никуда не выходить, но на сколько этих запасов хватит, не знает никто.

Один из родственников Гази Эль-Султана работает врачом в палестинской больнице. Как говорит Маковецкая, от пережитого мужчина постарел за один день. О буднях медиков в условиях военного конфликта он рассказал Ирине.

"Там дети, которым по 2-3 года, они все измазаны в саже, в цементе, но их не могут отмыть, потому что в больнице нет воды. Лекарств тоже нет. У диабетиков уже началась гангрена, люди просто тихо умирают на глазах у всего мира", – передаёт слова подруги Аксинья Маковецкая.

В Газе блокируют интернет и сотовую связь, поэтому связаться с близкими получается не всегда. Во время одного из телефонных разговоров Ирина рассказала подруге, что стрельба становится всё ближе к школе.

"Раньше они слышали только бомбардировки, которые, казалось, происходят далеко, но сейчас они рассказывают об автоматных очередях в непосредственной близости к месту, где они укрываются".

На родине мужа

Гражданка Казахстана Светлана вышла замуж за палестинца Мухаммеда  Абу-Зурейх в молодости. Они познакомились в студенческие годы, когда Мухаммед учился в мединституте Алматы, а 24 года назад – переехали в Газу. Сейчас Светлане 47 лет, её муж на два года старше. У них семеро детей, пятеро из которых находятся с ними в анклаве. Четверо детей несовершеннолетние, младшему – 8 лет.


Жизнь в Газе никогда не была лёгкой, говорит Антонина Валиева, мать Светланы. Мухаммед – один из пяти детей в своей семье и единственный сын. Он единственный кормилец и заботится не только о жене и детях, но и о сёстрах, две из которых не смогли выйти замуж из-за тяжёлых заболеваний. Ещё от одной муж отказался, потому что она не могла родить ребёнка. Они жили в доме родителей Мохаммеда. После бомбёжек от их дома остались лишь руины. Семья укрывается в школе ООН.


"Их поселили в классы. В одном – 22 человек, в другом – 45, где-то количество людей в одном классе доходит до 74. Мужчины при этом спят на улице, под открытым небом, потому что им нельзя находиться в одном помещении с женщинами. Туалет – один на всех, антисанитария страшная. У детей уже появились вши, а у моего младшего внука и ещё двоих детей – понос и рвота, а лекарств нет", описывает ситуацию Валиева.

Вода идёт только холодная, помыться или постирать вещи практически невозможно. Света и газа тоже нет. Питаются люди сухпайком, питьевая вода – в дефиците. За хлебом и водой приходится отстоять очередь в течение восьми часов.

"Иногда им приходится пить солёную морскую воду. За пресной мужчины ходят за несколько километров, и это очень опасно, потому что их постоянно бомбят. Когда мой зять со старшим сыном ходили за водой, они оказались в нескольких метрах от места, куда попали бомбы, и чудом уцелели. Потом зять три дня стоял в очереди за хлебом, но людей было так много, что в толпе ему сломали ребро", говорит Валиева.
Семья Абу-Зурейх. Фото: А. Валиева

Она отметила, что её дочь и старшая внучка – гражданки Казахстана, а зять и остальные дети имеют гражданство Палестины. По её словам, Светлана несколько раз пыталась оформить детям гражданство РК, но безуспешно.

"Моя дочь неоднократно пыталась сделать документы своим детям, обращалась в консульство Казахстана, но получала отказ. Она приезжала сюда и ходила в ЦОН, но и там ей отказали – потребовали присутствие детей. Но у их семьи нет денег, чтобы привезти всех детей в Казахстан".

Теперь двое старших детей в этой семье уже совершеннолетние граждане Палестины. Но МИД РК будет пытаться вести переговоры об их эвакуации в качестве родственников казахстанцев.

Мольбы о помощи

Близкие невольных заложников ситуации просят президента Токаева взять ситуацию под личный контроль и помочь организовать эвакуацию. Они обратились к нему с этой просьбой во время пресс-конференции в Алматы. 

Как ранее сообщал официальный представитель МИД Айбек Смадияров, в секторе Газа находятся 67 граждан РК, вместе с членами семей это более 100 человек. При этом у некоторых наших соотечественников и членов их семей – иностранных граждан отсутствуют какие-либо документы.

"Ситуация в секторе Газа остается очень сложной. Наши дипломаты ежедневно проводят переговоры с местными властями по возможному выезду соотечественников и членов их семей из сектора Газа в Египет через пропускной пункт Рафах. В связи с тем, что интернет нестабильный и связь очень плохая, мы получаем кое-какие документы, мы проверяем их",
сообщает Смадияров.

Однако близкие застрявших в Газе казахстанцев считают, что ситуация слишком затянулась и эвакуация должна быть немедленной – жизнь их родных может оборваться в любую минуту.

 

Скриншот видео

Так произошло с гражданкой РК Юлией Абу-Меалак. Она погибла 22 октября в результате обстрела. Как рассказала казахстанка Марьяна Эль-Марси, в момент смерти женщина находилась дома вместе со своей дочерью и золовками.

"Погибшая наша казахстанка Юлия находилась в доме со своей дочерью, четырьмя золовками, у каждой из которых было по 5-6 детей. Этот дом разбомбили, хотя они не имели отношения ни к каким группировкам. Это были мирные люди, они просто прятались у неё в доме и погибли".

Сама Эль-Марси жила в Палестине. Она приехала с мужем в Казахстан, чтобы сделать документы, и 8 октября должна была вернуться домой, но начались военные действия и попасть в анклав стало невозможно. В Газе остались её дети.

"Я пережила много войн, но таких зверств никто никогда не видел. У меня там сейчас находятся четверо детей, они жили на севере в самом опасном районе. Когда сказали, что возможно будет эвакуация, им нужно было срочно переехать на юг. Дети шли пешком, потому что бензина и газа, чтобы заправить машину, нет", описывает ситуацию Эль-Марси.

Но уйти далеко они не смогли – территорию Газы постоянно обстреливают. По словам Эль-Марси, её детей приютили чужие люди. Из-за того, что свет в анклаве дают только на один час, у близких есть крайне мало времени, чтобы связаться друг с другом – звонят, в основном, лишь для того, чтобы узнать, пережили они очередные сутки или нет.

На днях в семье Эль-Марси случилось горе. Родственники её мужа укрывались в мечети, которая подверглась обстрелу. Мечеть практически сровняли с землёй, а все, кто находился внутри, погибли.

Как сообщили корреспонденту Orda.kz в МИД РК, эвакуация пока невозможна.

"С египетской стороной ведутся переговоры об эвакуации наших граждан, включая их близких родственников, имеющих гражданство Палестины. Ждём соответствующего разрешения египетской стороны", отметил Смадияров.

Пока сектор Газа остаётся заблокированным, власти собирают информацию о казахстанцах и ждут, когда Египет откроет пропускной пункт "Рафах".

Читайте также:

Лента новостей

все новости