Бизнес по шариату в Казахстане: как он устроен и что нужно знать

cover

Гайд по исламскому финансированию и сделкам между мусульманами. Orda.kz отвечает на самые популярные вопросы

Религия ислам оказывает глубокое влияние на повседневную деятельность мусульман в Казахстане, в том числе на ведение ими бизнеса. Мы видим, что бизнес в исламе разрешён при соблюдении определённого свода правил. Стоит отметить, что в отличие от предпринимательства западного образца, мусульманский бизнес имеет свои нюансы и требования, как в сфере рекламы, так и в сфере сделок, договоров, в том числе по банковским продуктам. Как это устроено в нашей стране, разбиралась Orda.kz.

Что можно и нельзя в бизнесе по шариату?

Во многих странах иcлaмa ecть тaк нaзывaeмый шapиaтcкий coвeт, который oпpeдeляeт нopмы, касающиеся заработка. B cooтвeтcтвии c этими нopмaми пoд зaпpeт пoпaдaют: выдaчa зaймoв пoд пpoцeнты, любыe aзapтныe игpы, cтяжaтeльcтвo, пpoдaжa aлкoгoля, тaбaчнoй пpoдукции, кpaдeнoгo или бpaкoвaннoгo тoвapa, а также cпeкуляции и нeкoтopыe виды уcлуг. Казахстан – не исключение, здесь основные законы мусульманская община чтит и старается придерживаться их.

Так, при сделках по шариату нельзя бpaть пpoцeнты пpи выдaчe зaймoв, в apaбcкиx cтpaнax это и вовсе cмepтный гpex. Пo пpaвилaм шapиaтa, бaнк нe впpaвe выдaвaть кpeдиты пoд пpoцeнт. Ecли заём выдaн, тo человек вoзвpaщaeт poвнo ту cумму, кoтopую зaнял – бeз пpoцeнтoв. Ecли кpeдитoвaниe ocущecтвляeтcя для пoлучeния дoли в зapaбoткe, тo кpeдитop oбязaн paздeлить c зaёмщикoм в пpoцeнтнoм cooтнoшeнии нe тoлькo пpибыль, нo и вoзмoжный пoтeнциaльный убытoк.

B иcлaмe дeньги нe имeют caмocтoятeльнoй cтoимocти, пoэтoму пpoцeнты пo кpeдитaм, дeпoзитaм, oблигaциям cчитaютcя pocтoвщичecтвoм. Обe cтopoны дeлят пoпoлaм любую вoзникaющую пpибыль или убытoк. А сдeлкa, зaключённaя уcтнo или пиcьмeннo, дoлжнa cтpoгo coблюдaтьcя oбeими cтopoнaми. То есть инвecтиции для муcульмaн пpeдпoлaгaют, чтo пocлe тoгo, кaк cтopoны дoгoвopилиcь, ужe никтo нe имeeт пpaвa внocить измeнeния, и нaвязывaть дoпoлнитeльныe тoвapы и уcлуги.

Мусульмане ретранслируют из Корана мысль: обмaн нeпpиeмлeм ни в кaкoй фopмe – oбмep, oбвec, coкpытиe цeны или бpaкa, излишнee pacxвaливaниe тoвapa, пpипиcывaниe eму кaчecтв, кoтopыx нa caмoм дeлe нeт. Сюда же относится откaз oт пpoдaжи тoвapoв и уcлуг, кoтopыe зaпpeщeны шapиaтoм: cвинины, aлкoгoля, нapкoтикoв, aзapтныx игp. Ha пpoдaвцax лeжит oтвeтcтвeннocть зa кaчecтвo пpoдaвaeмыx пpoдуктoв и cвoeвpeмeннoe изъятиe бpaкoвaннoгo тoвapa из пpoдaжи. Пpимeнитeльнo к биpжe cюдa oтнocятcя coмнитeльныe бумaги. Также по шариату нeльзя пpиcвaивaть чужoe имущecтвo, этo кacaeтcя и уcтaнoвлeния aдeквaтныx цeн нa тoвapы и уcлуги.

В бизнесе по шариату приветствуется блaгoтвopитeльнocть. Пpeдпpинимaтeль-муcульмaнин oбязaн пoмoгaть вceм нуждaющимcя. Taким oбpaзoм, якобы, дeньги oчищaютcя oт cквepны, c кoтopoй тaк или инaчe бизнecмeны cтaлкивaютcя в пpoцecce дeятeльнocти. Также по шариату нужно проявлять милосердие к клиeнтaм и конкурентам, вести здopoвую кoнкуpeнцию. И одним из самых главных грехов является дача или получение взятки.

Реальность Казахстана глазами эксперта

Как ситуация со сделками по шариату обстоит в Казахстане? Мы спросили об этом у генерального директора DAMU Capital Management Мурата Кастаева. Он много лет занимается предпринимательством, а также исследованием отношений между государством и финансовыми институтами. Мурат считает, что в нашей стране исламские правоотношения находятся в зачаточном состоянии, и за последние годы развития практически не видно.

Фото из личного архива Мурата Кастаева

«У нас есть направление деятельности – мы экспортируем продукты питания из Казахстана в Арабские Эмираты. В Эмиратах шариатское право является превалирующим, а на большинстве территорий действует исламский суд. Соответственно, все сделки чётко регулируются со стороны государства, регистрируются в суде по исламскому праву, у нас пока далеко этого нет. Взять хотя бы простые финансовые продукты – исламские депозиты или исламское финансирование, в Казахстане оно совершенно не развито».

В РК сейчас функционируют два исламских банка – Al Hilal и «Заман». Al Hilal – это первый исламский банк в СНГ. Он создан в 2010 году, является дочерним банком одноименного международного фининститута. За последние пять лет среднегодовой рост исламских банков в Казахстане составил 18% при среднегодовом росте сектора в 12%. Несмотря на то, что в Казахстане 69% населения составляют мусульмане, доля исламского банкинга в секторе не превышает 0,2%.

Мурат Кастаев говорит, что это связано с тем, что исламский банкинг пришёл в Казахстан тогда, когда у нас уже сформировались игроки традиционного банкинга, и население успело привыкнуть к классическим депозитам.

«Если перевод или рассрочка, то это несколько программ от ключевых банков страны, про исламское финансирование люди очень мало знают. Соответственно, за время пребывания на рынке, наши классические банки успели стать крупными и развились технически, они хорошо зарабатывают и не экономят на маркетинге. На фоне этих банков исламский банкинг, конечно, существенно отстаёт, у него меньше ресурсов и возможностей, чтобы тягаться с лидерами рынка. Если зайти в интернет или включить телевизор, мы видим лидеров банковской индустрии. Я думаю, что большинство казахстанцев просто не знают о существовании исламских банков, что у них тоже есть депозиты, кредиты для бизнеса», – говорит эксперт.

В частности, Мурат Кастаев приводит в пример исламскую ипотеку в банке Al Hilal и другие кредиты для бизнеса без процентной ставки, основанные на правилах шариата. И другие финансовые продукты для населения в виде депозитов, а также сделок по купле-продаже по нормам ислама и исламское страхование.

«Эти финансовые продукты не получают у нас развития, и пока положительной тенденции не наблюдается. Были также попытки запускать исламский карточный продукт, где можно оплачивать услуги, но это усложняет возможность отслеживать, на какие именно покупки будут использованы эти карты, например, алкогольную продукцию, оплату азартных игр или услуги, противоречащие нормам ислама, и это приносит неудобства для потребителя, магазина и самого банка. Пока ислам не укоренится, не будет спроса, не будет и предложения, и даже если это произойдёт, то не в ближайшее время и даже десятилетие».

В Казахстане не гарантируются депозиты исламских банков

На сегодняшний день в систему обязательного гарантирования депозитов входят все 19 банков второго уровня, работающих в Казахстане, за исключением исламских банков. То есть, депозиты в исламских банках не подлежат гарантии со стороны Казахстанского фонда гарантирования депозитов. А ведь именно КФГД принимает на себя обязательства банка перед депозиторами в случае лишения банка лицензии. Таким образом, вкладчики попросту предпочтут обычный коммерческий популярный банк исламскому, чтобы в случае банкротства фининститута сохранить свои накопленные средства.

К сведению, защита КФГД покрывает:

  • сберегательные депозиты в тенге – до 20 млн;
  • любые депозиты в тенге, кроме сберегательных – до 10 млн;
  • депозиты в иностранной валюте – до 5 млн тенге.

4 сентября 2017 года «Заман банк» осуществил возврат свидетельства участника системы обязательного гарантирования депозитов и добровольно реорганизовался в исламский банк. После этого для клиентов ни о какой речи про гарантию депозитов не шло.

В феврале 2018 года тогда ещё глава Национального банка Данияр Акишев на встрече с журналистами назвал три главные причины, почему исламское финансирование не развито в Казахстане.

«Мы ещё в 2008 году создали все необходимые законодательные условия для работы исламских банков. Пока полноценно у нас функционирует один исламский банк, второй банк готовится к реорганизации в этом плане. Мы видим, что исламское финансирование в Казахстане не получило должного распространения».

При этом Данияр Акишев назвал несколько причин непопулярности продуктов исламского финансирования в Казахстане. Первая – недостаток информации у населения об услугах исламских банков. Вторая – данные банки не имеют широкой филиальной сети. И третья причина, как выразился Акишев, системная. А именно: по исламским банковским продуктам отсутствуют проценты, но, как это ни странно, порой они оказываются дороже традиционных банковских продуктов.

«Понятно, что наценка там осуществляется иным способом. Тем не менее, мы проводили расчёты и увидели, что отдельные исламские продукты оказываются дороже для граждан».

Мурабаха и Иджара. Как устроены кредиты без процентов?

Поскольку ростовщичество запрещено в исламе, исламские банки действуют по иному принципу финансирования как частных лиц, так и бизнес-структур. На сегодняшний день они предлагают несколько продуктов по линии кредитования, среди которых имеются ипотека, кредитование бизнеса, товарные кредиты и аналоги традиционного лизинга. Практически все (за исключением последнего) являются своего рода сделкой между банком и заимополучателем, которая называется Мурабахой.

В Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) объяснили основное отличие Мурабахи от традиционного кредитования. Оно в том, что при данном виде кредитования отсутствуют проценты, вместо этого банк выступает продавцом и приобретает нужный товар для своего клиента и продаёт его с наценкой.

«Особенность в том, что клиент заранее знает, за сколько приобретает имущество или товар с учётом наценки банка. Поскольку по законам шариата торговля не является запрещённой деятельностью, банк в данном случае выступает не как заимодатель, а как торговец-посредник, который устанавливает свою наценку», – рассказали в АРРФР.

Иджара – это аналог традиционного лизинга, когда клиент приобретает зачастую движимое имущество в бизнес-целях. И в случае с Иджарой банк выступает в роли посредника-продавца, который приобретает нужное имущество у того поставщика, у которого клиент хочет его приобрести с установлением своей наценки. Кроме того, во многих случаях отличительной особенностью является и то, что клиент сразу же становится владельцем приобретаемого имущества, будь то жильё или автомобиль. При этом сумма как наценки, так и общая сумма договора не подлежат увеличению или уменьшению на весь срок своего действия.

Кроме кредитов, исламские банки предлагают депозиты. Как и в случае с кредитованием, депозиты имеют свои особенности и, главное, не противоречат законам шариата. А это отсутствие фиксированных процентов, то бишь ростовщичество.

Существуют два основных вида исламских депозитов – это Вакала и Мудараба.

Вакала – данный вклад более приближён к традиционному депозиту, где клиенту выплачивается доля в прибыли от вложения средств в любой бизнес-проект, не противоречащий шариату, по согласованию сторон. Вакала по своей сути является агентским соглашением, где клиент (Муваккиль) доверяет свои деньги банку (Вакиль), который прилагает все усилия для извлечения прибыли путём инвестирования средств.

Размер вознаграждения от вклада согласовывается с банком при заключении договора, банк взимает плату за свои агентские услуги сразу. Если итоговая прибыль от инвестиционной деятельности превысит оговоренный процент прибыли, то банк имеет право после выплаты вознаграждения получить прибыль себе. Проценты доходности зависят от срока депозита, валюты вклада и других ключевых условий.

Зачастую средства на депозите не подлежат досрочному снятию. Ещё одна ключевая особенность – все риски возлагаются на Муваккиль, то есть вкладчика, в том случае, если инвестиции не приведут к ожидаемому результату и, если не доказана вина Вакиль в мошенничестве, халатности или умышленном невыполнении обязательств.

Мудараба – более интересный вариант для тех, кто любит рисковать. Сами банки советуют пользоваться Мударабой тем, у кого имеются излишки накоплений, и которыми они могут рисковать. Мудараба – это инвестиционный депозит, при котором вкладчик передаёт свои деньги в банк, который действует как управляющий (Мудариб), и инвестирует денежные средства в инвестиционные проекты с различным уровнем риска. Печальным примером стала финансовая пирамида Mudarabah Capital. Жертвами её создателей стали сотни вкладчиков, в декабре 2022 года в Алматы начался громкий судебный процесс по этому делу.

Мейржан Туребаев рекламировал финпирамиду
Коллаж Orda.kz

На скамье подсудимых оказались: руководитель компании ASTEX.KZ Алмас Курмангалиев, одна из создательниц финпирамиды Дания Рахимова, создатели финпирамиды Ерлан и Ержан Мансуровы. Также подозреваемыми по делу были признаны учредители компании Mudarabah Capital Андрей Ча, Самат Касенов, Биржан Жармухамед. Среди организаторов пирамиды числятся известные вайнеры и блогеры Мейрхан Шерниязов и Мейржан Туребаев. Ещё два фигуранта дела Адлет Ораз и Азизжан Саидбаев находятся в международном розыске.

Как и во всех других видах исламских депозитов, вознаграждение по Mudarabah Capital не было гарантировано вкладчикам ни прямо, ни косвенно, в связи с тем, что результат инвестиционной деятельности якобы не известен, и любая полученная прибыль обещалась к распределению по факту.

В обычном понимании бизнеса по шариату прибыль делится между банком и вкладчиком в разных пропорциях в зависимости от общего соглашения – от 20/80 до 60/40. Пропорции эти зависят также от ключевых условий вклада. Зачастую доходность депозитов Мудараба может значительно превысить доходность от традиционных процентных депозитов, поскольку клиент выступает полноправным партнёром в инвестиционной деятельности банка.

В заключении важно знать: деятельность исламских банков находится под контролем государства, а именно Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. АРРФР выполняет надзорные и регуляторные функции над исламскими банками в рамках действующей законодательной базы, однако решение о вкладах и сотрудничестве «по шариату» принимает на себя сам клиент, поэтому необходимо регулярно повышать уровень своей финансовой грамотности.

Лента новостей

все новости