«Бежал от путинской политики» — как подросток из РФ оказался в Казахстане

cover Фото «УН»

16-летний школьник пешком и автостопом бежал из России в Казахстан, спасаясь от войны и госпропаганды. Он просил убежище, но вместо защиты получил депортацию. Теперь подростка, открыто выступившего против политики Кремля, готовятся вернуть обратно. Историю Тимура Туркова поведала региональная газета «Уральская неделя», сообщает Orda.kz.

Сейчас подросток живёт в Уральске, в центре для детей, оказавшихся в трудной ситуации. Недавно суд постановил депортировать его обратно в Россию и запретил въезд в Казахстан на пять лет. Дома его ждёт ещё и наказание — полгода ограничения свободы.

Дом Тимура — в Мурманской области, в селе Летки. Там у него только бабушка и дедушка, они его опекуны. Мама умерла, отец ушёл из семьи. Летом Тимур окончил девять классов и осенью сбежал в Казахстан.

«С целью подать на статус беженца в связи с несогласием с политическим курсом РФ, страхом из-за возможной отправки на войну по достижении 18 лет»,говорит подросток.

Границу он перешёл ночью 12 сентября. Вот как Тимур описывает ту ночь:

«Отойдя от контрольно-следовой полосы метров 200, я сел на землю. Началась тошнота. Было около шести утра… Я вырубился мгновенно от сильной усталости и обезвоживания. Всего за ночь я прошёл около 17 километров».

В приграничном селе Астафьево он сам попросил вызвать МЧС.

«Местный человек стал говорить, что меня посадят в тюрьму. Ещё он сказал, что меня завербовали украинцы»,вспоминает Тимур.

Пограничники доставили его на заставу «Махамбет». Рассмотрели вещи, расспросили и покормили яичницей, чаем, хлебом. Позже приехали сотрудница консульства РФ и психолог. Затем был допрос ФСБ.

«Они стали мне предлагать, чтобы я признался, что случайно заблудился и пересёк границу. Я отказался врать. Психолог была особенно настойчивой. Спрашивали, помогал ли мне кто-то. Почему-то ещё спросили, люблю ли я клубничные вареники и какое молоко я пил».

После этого Тимура отвезли в Уральск и поместили в центр. Психолог признал его психически здоровым. Ему назначили государственного адвоката. Он говорит, что бежал не за приключениями, а от милитаризации и постоянного давления войны. В его селе школьников ставили в почётный караул на похоронах солдат, 12 человек погибли, пятеро пропали без вести. Война — в новостях, в школе, в разговорах взрослых. Большинство поддерживает политику Кремля, а Тимур — нет. Он молчал, но внутри рос страх. В 18 лет его могут отправить воевать.

В Казахстане, говорит Тимур, он впервые почувствовал человеческое тепло. Но при этом и полное равнодушие государства, которое предпочло не заметить его историю.

Читайте также:

Лента новостей

все новости