Бессмертный Назарбаев, мудрый Токаев и гостеприимный Путин: российский политолог рассказал об отношении Кремля к ЦА

cover Коллаж: Orda.kz

Известный российский политолог Аркадий Дубнов в большом разговоре с главным редактором Orda.kz Гульнар Бажкеновой рассказал о тонкостях российско-казахстанских отношений, геополитической игре Москвы в Центральной Азии и судьбе будущей атомной электростанции в Казахстане. Он объяснил, почему заявления о «вечной дружбе» всё чаще воспринимаются с настороженностью, чем отличается отношение Кремля к Астане и Душанбе, насколько реальны слухи о выборе преемника Токаеву «в Москве» и как Казахстан прощупывает почву, чтобы протестировать реакцию на решение по АЭС.

Осторожная дружба Кремля и Акорды

В начале Дубнов прокомментировал характер отношений между Россией и странами Центральной Азии. По его словам, на постсоветском пространстве сегодня наблюдается своеобразная «игра в дружбу и ненастороженность».

«Мне тут понравилось. Только что видел заявление уходящего, так сказать, посла России в Узбекистане. В Ташкенте, например, в честь Дня России он сказал, процитировав Мирзиёева, что „Русь и Узбекистан были и всегда будут вместе“. Вот такая вот заявка, которая должна определить курс на далёкое, близкое будущее. То есть, я бы сказал, такое заклинание», отметил Дубнов. 

По его мнению, подобная риторика отражает попытку продемонстрировать верность старым союзам, но в действительности за громкими словами стоят прагматизм и осторожность. Особенно это проявляется в отношениях России с Казахстаном.

«Игра вот в такие клятвенные заверения, ещё с большей интенсивностью, но и с большим подозрением к ним происходит между Россией и Казахстаном. Казахстан — не Узбекистан, я имею в виду по отношению к России. Это гораздо более острая и токсичная история отношений»

Дубнов подчеркнул, что такие отношения требуют постоянной адаптации к новой политической и геополитической реальности. Одним из таких вызовов может стать решение о строительстве атомной станции в Казахстане, которое, по мнению эксперта, вызовет особое внимание Москвы.

Назарбаев как символ казахской государственности

Дубнов прокомментировал визит экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву. По мнению эксперта, эта встреча носит символический характер и имеет сразу несколько уровней смысла — от дипломатического до личного.

«Эти два лидера — Назарбаев и Путин — воспринимаются во внешнем мире как некие столпы стабильности и постоянства. Всегда был Назарбаев. Он был основателем нынешней казахской государственности.  Назарбаев как будто бы просто бессмертен, понимаете? Восприятие советского пространства — это правда так. Это основа, которую никто не отменял».

По словам Дубнова, фигура Назарбаева до сих пор остаётся значимой как внутри Казахстана, так и в глазах Москвы. Политолог напомнил, что именно он стоял у истоков независимого Казахстана:

«Назарбаев был одним из несостоявшихся участников Беловежского соглашения. История помнит, что он был теневым ключевым участником. Эта история никуда не уйдёт».

Дубнов считает, что Кремль таким образом демонстрирует уважение к основателю казахстанской государственности — особенно после неосторожного заявления Путина о её «несуществовании».

«Я подробно писал об ошибке Путина, когда он заявил, что у Казахстана якобы никогда не было своей государственности. Назарбаев позже нашёл повод, чтобы напомнить: казахское ханство — было. Это важно. Оно остаётся в истории»,добавил он. 

Политолог связывает приезд Назарбаева с необходимостью продемонстрировать символическую преемственность и подчеркнуть исторические связи.

«Теперь в Москве хотят показать: да, мы уважаем казахскую государственность — хотя бы в лице её создателя, Нурсултана Абишевича. Всё остальное — это от лукавого. Какое там предупреждение Токаеву? Это всё личностные игры. Токаев поступил мудро. Он сохранил Назарбаева как основателя, как символ. Символы нельзя трогать, они важны. Назарбаева нельзя изъять из истории»

Китай или Россия будут строить АЭС?

Дубнов считает, что обсуждение возможного строительства атомной электростанции в Казахстане — это не просто подготовка к решению, а проверка общественной и международной реакции.

«Понимая, как устроена информационная составляющая в качестве подготовки для опубличивания таких решений, казахстанская прокладка, как вы говорите, на 99 % важна уже с той точки зрения, что она даёт возможность перед самим решением почувствовать реакцию», заявил Дубнов. 

По его словам, такие информационные сигналы позволяют понять, как отреагирует общество, партнёры и соседи.

Дубнов подчёркивает, что если в итоге окажется, что АЭС будет строить не Китай, как предполагают некоторые, а Россия, это потребует объяснений:

«Если выяснится, что это был пустой пузырь и не китайский выбор сделал Казахстан, нужно будет объяснить, а что тогда было? Зачем морочили голову общественному мнению?»

На фоне слухов о возможной передаче проекта китайской стороне политолог не видит со стороны России открытого недовольства.

«Я пока не вижу серьёзного российского 349-го предупреждения, как раньше говорили про китайские. Нет сигнала из Москвы в духе „не-не-не, даже думать не смейте отдать этот проект китайцам“. Тем более „Росатом“ получил проект маломощных ядерных АЭС в Узбекистане. Россия свои плюшки получит».  

Путин ищет преемника Токаеву?

Политолог Аркадий Дубнов резко отреагировал на предположения о том, что Москва якобы влияет на выбор преемника президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. По его словам, такие версии не только примитивны, но и свидетельствуют о незнании регионального контекста. 

Он отметил, что подобные сценарии уместны в других странах региона, но не в Казахстане:

«Мы можем такого рода вещи обсуждать, скажем, применительно к Таджикистану. Когда, возможно, будущий лидер приезжает в Москву на смотрины. Вот как это было недавно — 37-летнего сына Эмомали Рахмона, Рустама, приняли в Кремле. Но ни одного синхрона, где он бы открыл рот, не было».

Он назвал это явление «великим таджикским молчанием» и подчеркнул, что транзит власти в Таджикистане и Казахстане — абсолютно разные истории.

«Есть разница. Таджикистан — не тюркоязычная страна. Это особая точка Центральной Азии, и она всегда рассматривалась Кремлём с точки зрения безопасности. Там российская военная база, значимое присутствие. Там важно, чтобы кто-то просто контролировал ситуацию», считает он.

Это была текстовая версия ключевых высказываний политолога Дубнова. Полную версию интервью смотрите здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости