Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд

cover Коллаж Orda.kz

17 июля в Казахстане произошло историческое событие. Официальный курс доллара от Нацбанка поставил рекорд — 532,7 тенге. Так сильно национальная валюта ещё никогда не слабела. О том, что случилось с тенге, сколько будет стоить доллар и при чём здесь премьер-министр Олжас Бектенов, Orda.kz рассказал экономист Арман Бейсембаев.

Велико искушение связать резкий рост курса доллара с недавними заявлениями Дональда Трампа — он, как-никак, только что пригрозил вторичными санкциями торговым партнёрам России. Но Арман Бейсембаев считает, что на сей раз Трамп ни при чём.

«Планомерное ослабление тенге у нас идёт аж с марта. Тенге укреплялся с начала года, в марте начал постепенно отскакивать, была довольно большая пауза в течение апреля-мая, ну и вот со второй половины июня мы вошли в ту волну, в которой сейчас находимся. Это движение довольно давно идёт. На минимуме, если помните, в первой половине марта доллар стоил в районе 488 тенге», — напомнил Арман Бейсембаев.

На курс нацвалюты всегда влияют два «набора» факторов — внутренние и внешние. И если внешнее воздействие может быть различным, то внутренняя ситуация меняется редко. Тенге слабеет с марта — и при всём желании объяснять это только внешним давлением нельзя. За последние месяцы резкое укрепление доллара связывали с приходом Трампа в Белый дом, «торговыми войнами», военными действиями между РФ и Украиной. Но нынешний исторический рекорд поставлен уже после того, как Трамп объявил о пошлинах и санкционных рисках в отношении торговых партнёров России.

«Трамп фактически дал сигнал России, что против неё и её торговых партнёров могут ввести новые повышенные пошлины. Он ещё и дал отсрочку в 50 дней на то, чтобы урегулировать все вопросы и перейти к мирному процессу, к прекращению огня. Угрожает ли в этом смысле что-то Казахстану? Да, наверное. Но в моменте, здесь и сейчас — нет. До сентября ещё довольно много времени. И мы не знаем, будут ли по факту введены эти пошлины и вторичные санкции. Безусловно, над Казахстаном нависла угроза — но я не думаю, что это основная причина того, что сейчас происходит с курсом».Арман Бейсембаев 

Итак, внешние обстоятельства изменились не сильно. Более того, глобальный индекс доллара снижается. То есть тенге, как ни парадоксально, дешевеет даже при слабеющем долларе.

Может быть, дело в курсе рубля, с самочувствием которого часто связывают состояние казахстанской валюты? Но рубль тоже стабилен — держится на уровне 78-80 за доллар (хотя российским властям был бы выгоднее более слабый курс, 90-95). Или всё дело в ценах на нефть? Тоже нет — котировки плавают примерно на одном и том же уровне, 68-70 долларов за баррель.

Арман Бейсембаев указывает, что колебания курса доллара — в известной степени сезонное явление. Но на сей раз внутренние факторы, которые были всегда, легли поверх уже и без того повышенного давления на валютный рынок.

«Причины — они все внутренние. Курс слабеет, потому что внутри страны есть какой-то повышенный спрос на иностранную валюту. Есть объяснение премьер-министра, Минэкономики в лице Жумангарина, Нацбанка в лице Сулейменова — все они говорили, что у нас в экономике инвестиционный процесс цикличен. В первой половине года строятся планы, утверждаются проектно-сметные документации по инфраструктурным проектам, по госпрограммам. До середины года эти деньги начинают выделять, а во второй половине года уже приступают к реализации проектов. Но чтобы приступить, нужно закупить много импортного оборудования, комплектующих, материалов. А чтобы купить импорт, полученные из бюджета деньги (которые номинированы в тенге), нужно сконвертировать в доллары. И это создаёт довольно значительные объёмы дополнительного спроса на инвалюту со стороны государства и частного сектора». Арман Бейсембаев 

Нельзя исключать и «российский след»: компании из РФ, возможно, используют Казахстан для проведения операций с американской валютой и вывода наличных долларов в Россию. Это ручеёк, а не река, но отрицать наличие такого перетока нельзя.

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов ранее предлагал и другое, прозаичное объяснение: сезон отпусков. Казалось бы, простые физлица-отпускники не способны обвалить курс. Но не стоит забывать, что таких физлиц — сотни тысяч, и если все они одновременно приходят в обменники, это неизбежно создаёт давление на валютный рынок.

«Мы знаем по статистике, что примерно от миллиона до полутора миллионов казахстанцев в отпускной период выезжают за рубеж. Самые популярные направления — это ОАЭ, Турция, Юго-Восточная Азия. Совсем чуть-чуть едут в Европу, но тем не менее тоже едут. И совокупное количество граждан, которые выезжают за пределы страны, тоже формирует дополнительный спрос на инвалюту. Они же не поедут за рубеж с тенге. Им нужна иностранная валюта, и прежде всего доллар США», — подчёркивает Бейсембаев.

Ну а вишенкой на торте, по-видимому, стали слова одного политика. Причём вовсе не американского, а казахстанского. Речь о премьер-министре Олжасе Бектенове, который на своей первой пресс-конференции прямым текстом заявил: на следующий год бюджет Казахстана будут верстать, исходя из курса в 540 тенге за доллар. Это то, что экономисты называют «вербальной интервенцией»: рынок учёл слова главы правительства и начал реагировать, мало-помалу подводя курс к обозначенной отметке.

«Рынок взял под козырёк и пошёл выполнять пожелание Бектенова — вербальная интервенция сработала. И мы видим, что курс уже вплотную приближается к 540. Думаю, что 540 — минимальная отметка, куда мы придём. Я вижу вероятность захода на 550 до конца года. Может быть, даже до 580 дойдёт, если внешняя и внутренняя конъюнктура совсем плохая будет. Если, например, нефть упадёт ниже 60 долларов за баррель, если рубль полетит на 100, если будут вводить какие-то вторичные санкции и пошлины против нас — это всё негативная обстановка. При стабильном негативном фоне есть вероятность, что курс может доскакать и до 580. Вероятность, конечно, довольно маленькая, и мне не хотелось бы, чтобы такой сценарий случился. Но надо иметь его в виду». Арман Бейсембаев 

Стоит ли винить Олжаса Бектенова в том, что он невольно пошатнул курс тенге? По словам экономиста, это было бы преувеличением — тенденция уже шла, нацвалюта неуклонно слабела примерно четыре месяца подряд. Премьер это просто зафиксировал, а рынок просто считал сигнал — и значит, что уже довольно скоро курс в 540 тенге за доллар станет новой нормой.

«На отметке в 540 будут, наверное, уже реагировать. Может быть, Нацбанк подключится. Вербальные интервенции будет проводить, а может, даже и реальные, чтобы остановить это движение. Не развернуть, но сгладить. Пока наблюдаем», — заключил эксперт.

Мнение экономиста о том, чем болеет тенге, читайте по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости