«Бедные-несчастные» торжествуют: итоги Венецианского кинофестиваля

cover

Завершился юбилейный, 80-й Венецианский кинофестиваль. Его результаты почти полностью совпали с прогнозами: фаворитом с самого начала была гротескная сатирическая комедия Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун в главной роли, в итоге, и взявшая главный приз. Остальные победители также оправдали ожидания.

Победа Лантимоса и его картины «Бедные-несчастные» прервала трёхлетнюю серию триумфов женщин-режиссёров в Венеции (предыдущие лауреаты – «Вся красота и кровопролитие», «Событие» и «Земля кочевников»).

У жюри была возможность продолжить традицию.

 Одинаково высокие шансы на общую победу были у социально-политической драмы Агнешки Холланд «Зелёная граница» о беженцах из Сирии и Афганистана, пытающихся попасть в Европу.

Это одна из самых актуальных картин Венеции, больше подходящая, впрочем, конкурсу Берлинале, а Холланд – великая наследница польского «кинематографа морального беспокойства». Но фильм отметили лишь Специальным призом жюри.

Околофэнтезийный, стимпанковский мир Лантимоса предпочли суровой реальности. Однако обе работы так или иначе говорят о несчастьях (пусть в разных регистрах) и бегстве. И после прошлогоднего разворота на документалистику Венеция вернулась к вымышленному и чудесному – пускай иногда мрачноватому.

В этом смысле решение жюри под руководством Дэмьена Шазелла напоминает о победе «Джокера» четырёхлетней давности. Тогда – обезумевший клоун из комиксов, пытающийся собрать себя заново. Теперь – творение рук учёного, эдакая женская версия монстра Франкенштейна из постмодернистского романа Аласдера Грея, оживлённая после самоубийства с помощью мозга её неродившегося ребенка и сбегающая от своего создателя.

Где один монстр, там и другой – и рядом с чудовищем Франкенштейна стоит поискать Дракулу. Приз за лучший сценарий был отдан сатирической комедии «Граф» Пабло Ларраина, рассказывающей о сверхъестественной жизни чилийского диктатора Аугусто Пиночета, который стал вампиром и прожил 250 лет. Теперь фильм претендует не только на фестивальное признание, но и на зрительские симпатии – на днях состоится его релиз на Netflix.

Несчастье преследует и героев фильма Рюсукэ Хамагути «Зла не существует», получившего вторую по значимости награду фестиваля – Гран-при. Его сюжет рассказывает о жителях почти не тронутой цивилизацией деревни. Однако планы по строительству глэмпинга рядом с домом главного героя Такуми и его дочери разрушают привычный ход жизни. Хамагути, по словам критиков, удалось создать загадочную и завораживающую историю, не уходящую в прямолинейность – жители деревни и противостоящие им корпоративные представители равны в своих тревогах. Интересно, что почти во всех аннотациях также используется слово «побег» – речь об эскапистском уходе к сказочной природе.

Призы за актёрскую игру получил тандем фильмов о любовных отношениях. В «Памяти» Мишеля Франко их пытаются построить: главные герои – обычные люди со своими травмами, она пережила абьюз, он страдает от деменции. В «Присцилле» Софии Кополлы отношения пытаются закончить: главные герои – Элвис и его новобрачная Присцилла, которая познакомилась с Пресли ещё в 14-летнем возрасте. Кубки Вольпи за лучшую мужскую и женскую роли вручили Питеру Сарсгаарду и Кейли Спейни, соответственно.

Сразу два приза ушло домашней, итальянской картине Маттео Гарроне «Я – капитан». «Серебряный лев» за режиссуру и приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актёру (им был признан непрофессионал Сейду Сарр). Фильм, вдохновлённый реальными событиями, рассказывает о двух подростках из Сенегала, которые уплывают в Европу в поисках лучшей жизни, но их путь оказывается невероятно тяжёлым. Типичный сюжет остросоциального кино принимает у Гарроне форму сказки или истории в духе магического реализма – неслучайно несколько лет назад он снял экранизацию «Пиноккио», а до этого – живописный триптих «Страшные сказки».

Лента новостей

все новости