«Базз Лайтер»: мимолётный поцелуй, или Кем возомнил себя министр Абаев?

cover Кадр мультфильма

Вчера в казахстанский прокат должен был выйти мультфильм «Базз Лайтер». Но не вышел. Министр культуры и спорта Даурен Абаев на своей странице в Facebook написал: «В ответ на многочисленные запросы граждан и СМИ сообщаю: прокат анимационного фильма «Базз Лайтер» на территории Казахстана осуществляться не будет». Что это: цензура, волюнтаризм или случай «Пастернака не читал, но осуждаю»?

Уже почти год я работаю и живу в Тбилиси. За это время я успел привыкнуть в Грузии к… свободе. К тому, что можно выйти на одиночный пикет или массовую демонстрацию, и никто не будет винтить «нарушителя», крутить и волочь в автозак. К тому, что необязательно обходить места митингов стороной. Не санкционированных, в отдалённых частях города – а любых, в том числе стихийных.

Поначалу память срабатывала. Шествие? Манифестация? Люди с плакатами и громкоговорителями? Лучше свернуть от греха подальше. А потом привык. Что можно просто идти. Присоединиться. Поучаствовать. В том числе привык к тому, что центральный тбилисский проспект имени Руставели перекрывается в среднем раз в месяц. Потому что людям – самых разнообразных взглядов и позиций – дают высказаться. Сюда же в январе выходили граждане Казахстана с национальными флагами и призывом к своему правительству не допустить насилия.

Свобода распространяется и на культуру. Поэтому мультфильм «Базз Лайтер» накануне в грузинских кинотеатрах вышел, как и планировалось, а в Казахстане – нет. Хотя формальных поводов его запрещать не было. Но запретили. Как в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Ираке, Египте, Иордании, Кувейте, Омане, Сирии, Объединённых Арабских Эмиратах, Малайзии и Китае. Вот с кого, по всей видимости, берёт пример, с точки зрения свободы слова, так называемый «Новый Казахстан».

В Грузии «Базз Лайтер» спокойно идёт в кинотеатрах, и на том премьерном сеансе, где я был, никто и внимания не обратил на пресловутую скандальную сцену.

Так в чём же она состоит? Да, в общем-то, ни в чём.

«Базз Лайтер» – это спин-офф популярной франшизы «История игрушек», состоящей из четырёх картин. Новый фильм является рассказом о якобы настоящем космическом рейнджере Баззе, послужившем прообразом игрушки из предыдущих фильмов.

По сюжету, космическая миссия, вследствие ошибки Лайтера, оказывается запертой на враждебной планете. Чувствуя свою вину, Базз раз за разом испытывает новые образцы топлива для достижения гиперскорости, но каждый его полёт заканчивается тем, что рейнджер теряет несколько лет и возвращается на базу, пропуская множество событий.

После первого испытания командир миссии Алиша Хоторн сообщает Баззу, что помолвлена, и рассказывает о знакомстве со своей партнёршей. А дальше идёт клиповая нарезка: Базз ищет пути возвращения на Землю, жизнь идёт своим чередом; у Алиши и Коко появляется сын, родители провожают его в школу, выпускной, сын знакомит родителей со своей избранницей, у Алиши рождается внучка… И в один из таких моментов Алиша, возвращаясь домой, получает от Коко приветственный поцелуй в губы. Как это обычно бывает у семейных пар. Всё. Никакого сексуального подтекста и тем более сексуальных намёков.

Но именно на этот поцелуй люди, даже не видевшие картину, а узнавшие о нём из интернета, и «возбудились».

Уж если на то пошло, меня больше интересовал бы вопрос, откуда у лесбийской пары в условиях замкнутого пространства инопланетной базы появился ребёнок. Который, кстати, оказался вполне себе гетеросексуальным. Обладатели широкой морали и одновременно узких знаний больше всего боятся, что гомосексуализм заразен, и если дать ребёнку хоть секунду посмотреть на поцелуй двух женщин или мужчин, он – ребёнок, конечно, – непременно станет геем. И сделает геями всех вокруг. Но у Алиши и Коко сын – гетеросексуал. И внучка тоже.

Ну а теперь перейдём к главному. Никаких иных объяснений и заявлений, кроме приведённого выше поста министра Абаева в Facebook, дано не было. Не будет проката. Точка.

Почему? И кем, простите, возомнил себя Даурен Аскербекович? Гарантом морали? Великим цензором? Знатоком культуры? Притом что до января 2022 года Абаев в своей карьере не имел отношения ни к культуре, ни к спорту, также находящемуся в его ведении.

Одним из главных локомотивов запрета «Базза Лайтера» в Казахстане выступил другой, как и Абаев, бывший КВН-щик – Нуртас Адамбай, чью «культурную» деятельность недавно подробно разобрал коллега Карим Кадырбаев. Тот самый Адамбай, который ещё весной выпустил очередное продолжение «Келинки Сабины», где Нуртас опять переодевается в женщину, а уже летом он же агитирует против «Базза Лайтера». Чудны дела господни.

В своём тексте Карим упоминал, в частности, статью 20 Конституции РК, которая гласит:

«1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещённым законом способом. 3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».

Что из этого нарушает мимолётный поцелуй в «Баззе Лайтере», на который в полном зале тбилисского кинотеатра никто не обратил никакого внимания?

На моей памяти, в Казахстане снимали с проката несколько фильмов.

В 2006 году это была «Сириана» с Джорджем Клуни и Мэттом Дэймоном, где прямо говорилось о том, как американские нефтяные компании давали взятки высшему руководству Казахстана. Я успел тогда застать один из первых показов, на следующий день фильма в кинотеатрах не было.

Потом «Борат». Но тут я хотя бы мог понять логику.

А в случае с «Баззом Лайтером» не могу. Если «Новый Казахстан» – который по Конституции по-прежнему светский – ориентируется на строгость мусульманских государств и всеобъемлющую цензуру Китая, может быть, нужно прямо об этом заявить? А не иллюстрировать иллюзорный прогресс запретом мультфильмов.

Лента новостей

все новости