Автобусы сделать бесплатными, цены на парковку поднять. Что ещё предлагают, чтобы спасти Алматы

Представители Общественного совета Алматы (ОС), эксперты и гражданские активисты провели встречу, посвящённую тяжелейшей ситуации с ядовитым городским воздухом. Техническое решение проблемы есть, но не хватает политической воли её решить. Тем не менее, руководству мегаполиса придётся пойти на непопулярные меры, сообщает корреспондент Orda.kz.

Прежде всего они коснутся автотранспорта, отметила модератор встречи Гульмира Байгабулова. Так как другой крупнейший источник вредных выбросов — теплоэлектроцентрали первая и вторая — находятся в процессе реконструкции и перехода на газ к концу 2026 года.

Автомобилей же в городе всё больше и больше, включая очень старые и коптящие. Плюс сюда стоит добавить мототранспорт курьеров, который также производит токсичные выбросы. Некоторые из присутствующих предложили вообще запретить въезд иногороднему транспорту в Алматы. Пусть оставляют свои колымаги на границе города и пересаживаются на общественный транспорт.
Однако им возразили, что это нарушает конституционное право на свободу передвижения граждан по стране. Кроме того, немалая доля экологически вредного транспорта принадлежит самим горожанам. Как минимум треть автопарка мегаполиса подлежит утилизации, отметила транспортный эксперт Елена Ерзакович:
«Состояние автопарка Алматы вызывает опасения. Согласно данным, треть автомобилей в городе — это машины старых экологических стандартов, таких как Евро-0 и Евро-3. В развитых странах такие автомобили уже давно не допускаются на дороги. То есть мы сами, алматинцы, загрязняем свой воздух».

Для дальнейшего развития общественного транспорта участники предложили хотя бы сделать выделенные полосы для автобусов на проспекте Аль-Фараби.
Эксперт ОС Темирлан Султангалиев вбросил мысль, что нужно общественный транспорт для всех сделать бесплатным, так как он и без того субсидируется государством. А вот цену за парковку нужно поднять кратно. 100 тенге за час — это слишком мало. Должно быть не менее 350 тенге.
Депутат маслихата Бейбит Абсеметов заявил, что для решения экологических проблем в мегаполисе прежде всего не хватает политической воли:
«У нас решение экологических вопросов постоянно спотыкается о социальные моменты. Как только предлагают запретить ездить по городу старым машинам, отравляющих воздух, начинают говорить, что мы лишим заработка бедняков, у которых нет денег на новые авто и качественное топливо. Но это полное невежество — экологические проблемы всегда ставить после социальных. Голоса тех, кто хочет быстрее заработать и больше кушать, всегда будут громче и многочисленнее тех, кто смотрит дальше и думает о благополучии всего общества. Но теперь экология должна стать ключевым вопросом для нас»,
сказал депутат.
Менеджер проектов фонда Almaty Air Initiative Равкат Мухтаров возмутился тем, что «Казгидромет» в своих отчётах не фиксирует крайне опасные микроскопические частицы PM 2,5. И потребовал исправить этот пробел. Так как в прошлом году среднегодовая концентрация PM2.5 в Алматы составила 24,1 мкг/м3, что почти в пять раз превышает уровень, допустимый ВОЗ.

Энергетик Асет Наурызбаев напомнил, что в прошлом власти принимали немало программ или дорожных карт по улучшению экологической ситуации в южной столице, на это выделялись деньги. Но затем эти программы отменяли, а потом принимали новые. И никто за это не понёс ответственности.
Тем не менее, программы всё равно нужны, но такие, которые новый аким или начальник управления экологии не может отменить или поменять. Наурызбаев предложил комплексный план защиты воздуха, который включает в себя:
- введение повышенных экологических сборов на бензин и дизельное топливо
- развитие инфраструктуры для немоторизованных микромобильных перемещений
- создание инфраструктуры для электрозаправок
- запрет на закупки транспорта с выбросами на уровне ниже Евро-6
- развитие общественного электротранспорта
- ужесточение контроля над выбросами автомобилей
- расширение зоны платной парковки
- стимулирование перевода авто на газ
- и так далее

Говорили про схему, по которой водители с нечётным автомобильным номером могут ездить по городу по нечётным дням, а владельцы чётных номеров — по чётным.
Поднималась тема установки крупных ионизаторов, которые бы очищали воздух по всему городу. Однако большинство экспертов отнеслось к этому критически.
По итогам мероприятия принята декларация. В ней говорится следующее:
- Создать постоянно действующую комиссию по решению проблемы загрязнения атмосферного воздуха Алматы с участием государственных органов, депутатов маслихатов Алматы и области, общественных советов, активных горожан и экспертов.
- Разработать измеримые, достижимые и ограниченные во времени цели и принять программу по их достижению в качестве актов маслихатов.
Читайте также:
Лента новостей
- Пожар в кафе на побережье Актау: выгорела половина здания
- Переговоры США и Украины в Эр-Рияде завершились
- В Эр-Рияде началась встреча делегаций Украины и США
- Переговоры Украины и США в Эр-Рияде: названы сроки начала встречи
- Машкевича планируют похоронить в Лондоне
- 12-летнего ребёнка насмерть придавило плитой в СКО
- Жительница Атырауской области убила своих двух детей
- Город превратился в озеро: Актау затопило дождевыми водами
- В Южной Корее из-за лесных пожаров объявлен режим национального бедствия
- Трамп вступился за Маска — тех, кто нападает на салоны Tesla, он назвал террористами
- Алматы стал чище и зеленее: 23 марта прошла экоакция Almaty Clean & Green
- Посольство Казахстана обратилось к гражданам РК, находящимся в Турции
- Обманутые клиенты турфирм требуют ужесточить законодательство
- Арестован мэр Стамбула, его обвиняют в коррупции
- Астану накрыла тьма: акция «Час Земли» прошла 22 марта
- Любовь или нажива: можно ли в Казахстане заработать на приёмных детях и сколько?
- Сотрудники «Голоса Америки» подали в суд на администрацию Трампа
- Сборная Казахстана по футболу забила исторический гол в матче с Уэльсом
- 23 марта казахстанцы отмечают День очищения
- Папа Франциск обратится к пастве из окна больницы в воскресенье