Атомное сердце: как в Турции строят АЭС «Аккую»

cover Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Казахстан пока только готовится строить свою первую полноценную атомную станцию. И активно присматривается к зарубежному опыту. Один из наглядных примеров — АЭС «Аккую», которую возводят на юге Турции. Какие технологии использует «Росатом»? Безопасна ли АЭС для окружающей среды? И как строительство атомной станции влияет на экономику? Ответы — в эксклюзивном репортаже Orda.kz с АЭС «Аккую».

Стройка века

«Атомное сердце» Турции бьётся в провинции Мерсин. Свежий ветер со Средиземного моря, поросшие густым лесом горы, буйство зелени, древние крепости и спелые гранаты в конце октября — всё это делает Мерсин прекрасным туристическим направлением. Но сейчас это ещё и крупнейшая стройплощадка страны. Именно здесь возводят АЭС «Аккую», которая будет снабжать электроэнергией 15 млн человек.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz
«Провинция Мерсин выбрана не случайно: Турецкая республика на протяжении долгого времени брала курс на атомную энергетику. На этой площадке вели исследования с 1960 года. В 1974 году её выбрали как место для потенциальной атомной станции. Это самая сейсмобезопасная площадка в Турецкой республике. Сейсмические исследования, отчёты о воздействии на окружающую среду, изыскания подтвердили абсолютную безопасность этой площадки», — рассказал Сергей Буцких, гендиректор АО «Аккую Нуклеар».
Сергей Буцких
Сергей Буцких. Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Мерсин — развитый промышленный регион, и местным предприятиям не хватает электроэнергии. Запуск АЭС обеспечит 10 % от всей генерации в Турции. К тому же строительство станции — небывалый по масштабам инфраструктурный проект. В строительстве на разных этапах были задействованы порядка двух тысяч турецких подрядчиков.

«Когда проект находился в самой интенсивной фазе, на нём работало несколько десятков тысяч человек. Предпочтение мы отдавали компаниям, представленным в этом регионе. Только если не было местных подрядчиков с достаточными компетенциями, мы привлекали другие турецкие компании».Сергей Буцких

Когда АЭС «Аккую» достроят, на ней будут трудиться порядка четырёх тысяч человек — а значит, в регионе появятся десятки тысяч новых рабочих мест. На каждого сотрудника станции приходится ещё десять человек, занятых в смежных сферах: обслуживании персонала, логистике, здравоохранении.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Местные жители рассказывают: до начала строительства АЭС в этой части провинции не было даже автомагистрали. Главной дорогой был узкий горный серпантин. В ближайших посёлках жили преимущественно пенсионеры — молодёжь уезжала на заработки в другие регионы. Окрестности славились разве что вкусной клубникой.

Сегодня этот район преобразился. Вместе с «Аккую» здесь появились новые дороги, туннели сквозь горы длиной в десятки километров, современная инфраструктура. Безработица исчезла — на стройплощадку стекаются тысячи работников со всей Турции. Теперь местные власти жалуются, что клубнику некому собирать: всё население занято на строительстве АЭС, на плантации приходится завозить рабочих из других провинций.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

В случае с «Аккую» слова «стройка века» — не просто клише. Проект действительно рассчитан на сто лет строительства и эксплуатации.

Место силы

Площадка, где строят «Аккую», постоянно преображается: там, где сегодня стоит склад, через пару месяцев может появиться дорога или новое здание. Чтобы запустить всего один энергоблок из четырёх, нужно построить 560 различных зданий и сооружений. Но главные «места силы» — реакторные и турбинные — сразу приковывают к себе взгляд.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz
«Россия взяла на себя всё финансирование и обязательство под ключ реализовать этот проект, рассчитанный на сто лет. Поэтому весь мир ждёт, когда начнёт работать первый энергоблок», — говорит Василий Корельский, пресс-секретарь генерального директора — директор по коммуникациям АО «Аккую Нуклеар».

Первое, что привлекает внимание возле первого энергоблока, — гигантский строительный кран Liebherr. Такие краны — самые огромные из когда-либо созданных. Их всего семь в мире, и два из них сейчас находятся на стройплощадке АЭС «Аккую». Гусеница — высотой в два с половиной человеческих роста. Чтобы доставить краны на стройплощадку, потребовалось несколько десятков грузовиков.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Масса крана — четыре тысячи тонн. Каждый из его дизельных двигателей — мощностью в 1368 лошадиных сил. Эта энергия идёт на электромоторы, приводящие гигантскую машину в движение. Кран способен поднимать грузы массой до трёх тысяч тонн на высоту до 150 метров. С помощью этого титана в 2021 году установили корпус реактора на первом энергоблоке — огромную стальную чашу высотой 12 метров, массой 330 тонн и 4,6 метра в диаметре. Точность измерений при установке корпуса — до миллиметра!

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Несмотря на умопомрачительный размер, краном управляют всего три человека. Процесс максимально автоматизирован — в кабине оператора вместо рычагов и пультов кнопки и экраны. Весь процесс контролируют благодаря камерам.

Ядерный реактор — «место силы» первого энергоблока. Сейчас на нём идут пусконаладочные работы. От внешнего мира реактор отделяют пять метров бетона. Несколько стен внешней и внутренней оболочек — надёжная защита на случай любой непредвиденной ситуации. Первая защитная оболочка — толщиной 1,2 метра, вторая — ещё полтора.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Реакторное и турбинное — два самых главных здания в энергоблоке. Подготовленную и очищенную воду, кипящую внутри реактора, нагревают специальные стержни с урановыми таблетками. Тепло выделяется в результате распада ядер урана. Эта вода остаётся во внутреннем контуре и никуда с АЭС не уходит. А пар, который образуется во втором контуре, где вода получает тепловую энергию через теплообменники парогенераторов, подают на вращающуюся турбину.

Кинетическая энергия передаётся на вал, к которому подключен генератор — там она преобразуется в электрическую. Оттуда электроэнергия «растекается» по трансформаторам и идёт на линии электропередачи, чтобы в конце концов добраться до жилых домов и предприятий.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Кстати, на «Аккую» нет градирен — тех больших труб, которые в первую очередь ассоциируются с атомной энергетикой и из которых валит белый пар. Дело в том, что первая турецкая станция будет использовать воду из Средиземного моря. На каждом энергоблоке — собственная насосная станция, подающая морскую воду для охлаждения конденсаторов турбин.

Атомная гавань

Раз уж зашла речь о воде, нельзя обойти вниманием грузовой порт — первый капитальный объект на площадке АЭС «Аккую», который запустили в работу в 2019 году. Всё оборудование для строительства привозят морем — в основном из Санкт-Петербурга и Новороссийска. Самый тяжёлый агрегат, доставленный на стройплощадку, весил 430 тонн.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Порт «Аккую» буквально отвоевали у моря: часть побережья засыпали грунтом, установили 20-метровые сваи, укрепили крупными камнями и забетонировали. В целом в результате проведённых на площадке работ по засыпке морской акватории территория Турции увеличилась на 60 гектаров. Сегодня в порт заходят пароходы не только из России, но и из Нидерландов, Китая, Южной Кореи. Недавно «атомная гавань» приняла сотое по счёту грузовое судно. Здесь есть собственный таможенный пост и вертолётная площадка для вип-гостей.

Разгружать суда помогает огромный кран грузоподъёмностью в 800 тонн. Именно с его помощью скоро выгрузят на берег корпус реактора для четвёртого энергоблока.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Причальные стены порта позволяют принимать суда длиной до 140 метров. Но то, что видно на поверхности, — лишь «вершина айсберга». Огромный волнорез уходит под воду на 34 метра. Его задача — защитить АЭС от потенциального стихийного бедствия.

Надводная часть волнореза достаточно высока, чтобы уберечь станцию от самой мощной штормовой волны, которая может возникнуть в этой части Средиземного моря. Даже если цунами взметнёт морскую воду на 11,5 метра, до основных объектов не долетит ни капли.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Волнорез сложен из блоков особой формы: это сделано специально, чтобы дополнительно снизить риск наводнения. Приливная волна, разбиваясь об эти блоки, теряет импульс. Вода растекается по углублениям вместо того, чтобы перехлёстывать за бетонную стену.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Со строительством АЭС всегда связаны опасения насчёт экологической безопасности. Но когда «Аккую» запустят в эксплуатацию, улов у турецких рыбаков станет только лучше. В порту создали хитроумную систему сбора воды для охлаждения реакторов: комплекс труб с отверстиями создаёт «стену», через которую в воду поступает обогащённый кислородом воздух. Образуется плотная завеса из пузырьков, которая отпугивает рыбу и не даёт ей подплывать слишком близко.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Кстати, вода, которую сбрасывают с АЭС обратно в море, совершенно безопасна. Она не соприкасается с радиоактивной средой и по составу даже чище обычной. А её температура повышается всего на полградуса — такой перепад не превышает сезонных значений.

Лучшие из лучших

Если реакторное отделение — это сердце АЭС, а грузовой порт — могучие руки, то блочный пункт управления — её мозг. Полномасштабный тренажёр — точная копия такого пункта — работает в учебно-тренировочном центре на площадке АЭС. Центр открыли два года назад, в октябре 2023-го. Это уникальное место: здесь всё, вплоть до самой крохотной кнопки, точь-в-точь соответствует настоящему пункту управления АЭС. Это симулятор высшего уровня.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Здесь проходит обучение каждая группа управления реактором и турбиной. Инженеры на практике оттачивают своё мастерство при любых возможных сценариях. За ними внимательно следят преподаватели. Каждого, кто работает за пультом, снимают камеры. Специалисты отрабатывают все ситуации — даже самые маловероятные. Группа психологов оценивает стрессоустойчивость персонала и гарантирует, что в критический момент ни у кого не сдадут нервы.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

С начала реализации проекта уже 319 турецких специалистов прошли обучение в России и получили необходимые навыки для работы на АЭС «Аккую». Это лучшие из лучших: до отъезда каждый кандидат отучился несколько лет в турецком университете, после чего прошёл сложный отбор с конкурсом в 70 человек на место.

Абдулла Сафа Думан — один из инженеров, учившихся в России специально для работы на АЭС «Аккую». Шесть с половиной лет он проходил подготовку в лучших технических вузах РФ. Во время обучения Абдулла и другие турецкие ядерщики практиковались на действующих российских АЭС — Нововоронежской, Калининской, Ленинградской. А вернувшись в Турцию, сразу же вышли на работу.

Абдулла Сафа Думан. Фото: Никита Дробны, Orda.kz
«Я работаю в отделе ядерной безопасности, занимаю должность главного специалиста по нейтронно-физическим расчётам. Мы обеспечиваем безопасность реакторной установки. У нас есть определённые физические параметры, и мы постоянно проводим расчёты, чтобы эти параметры оставались в нужных пределах».Абдулла Сафа Думан

Мехмет Чагры Чейнер также учился в России — в Обнинске, где находится самая первая в мире атомная электростанция. На АЭС «Аккую» он почти восемь лет работает ведущим специалистом по управлению реактором. Молодой специалист уже может гордиться собственной разработкой: он придумал, как оптимизировать продувку парогенераторов.

Мехмет Чагры Чейнер. Фото: Никита Дробны, Orda.kz
«Я лично участвую в пусконаладочных испытаниях, и когда мы запустим первый энергоблок, буду работать на блочном пункте управления. Буду отвечать за ядерную безопасность. Ведь наша главная задача — безопасно вырабатывать электроэнергию», — говорит Мехмет Чагры Чейнер.

Учёный признаёт: часть опыта турецкие инженеры получили непосредственно на «Аккую». Каждый день работы приносит новую полезную информацию, которой не найти в учебниках. Главное желание Чейнера — стать примером для следующих поколений ядерщиков, передать им свой опыт. И если когда-нибудь казахстанских физиков отправят стажироваться на АЭС «Аккую», он с удовольствием выступит их наставником.

Ловушки и разъяснения

В специальном помещении учебного центра собраны макеты основного оборудования АЭС. Здесь можно изучить, как оно работает, увидеть в разрезе реакторы и турбины. Возле каждого макета — интерактивная панель с информацией на трёх языках.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Самый интересный макет — ловушка расплава в миниатюре. Это уникальная разработка российских учёных, наличие которой отличает современное поколение ядерных реакторов 3+. Ловушка расплава — последняя линия обороны АЭС на случай аварии. Она позволяет удерживать расплавленное вещество из корпуса реактора внутри бетонного «панциря» и не даёт ионизирующему излучению выйти за пределы гермооболочки. На будущей АЭС в Казахстане тоже будут использовать эту современную технологию.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Есть и другие системы, обеспечивающие безопасность на станции. Некоторые из них даже не требуют вмешательства человека: они работают исключительно за счёт законов физики. В будущем к работе таких автоматизированных систем могут привлечь технологии искусственного интеллекта — исследования в этом направлении уже ведут.

Ловушка расплава и прочие системы — ключевые элементы ядерной безопасности. Но не менее важно объяснять людям, как АЭС защищают от аварий. «Аккую Нуклеар» постоянно отчитывается перед турецкой общественностью о том, как идёт строительство станции и какие меры безопасности применяются для защиты окружающей среды. Можно не сомневаться: когда «Росатом» придёт в Казахстан, прозрачность реализации проекта также будет на высшем уровне.

Сергей Буцких. Фото: Никита Дробны, Orda.kz
«Атомная станция сооружается в соответствии с графиком. На первом блоке идут полномасштабные пусконаладочные работы. На втором блоке мы готовимся к очень важной операции — к началу сварки главного циркуляционного трубопровода. На третьем блоке установили в проектное положение корпус реактора. На четвёртом — поставлены в проектное положение ловушка расплава, два яруса внутренней защитной оболочки. Заканчиваем работу на морских гидротехнических сооружениях», — подчеркнул Сергей Буцких.

Пример для подражания

«Отметка 200» — самая высокая точка площадки АЭС «Аккую». Отсюда открывается великолепный вид на строящуюся станцию: все четыре энергоблока видны как на ладони. А за ними простирается бескрайнее Средиземное море.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Примерно так будет выглядеть и первая АЭС в Казахстане — с поправкой на Балхаш вместо моря и на два энергоблока с реакторами поколения 3+ вместо четырёх. Но всё равно «Аккую» можно считать наглядным примером того, как строит «Росатом».

«Аккую» — без преувеличения мегапроект. На площадке в пиковые периоды строительства трудились десятки тысяч человек, были задействованы две с половиной тысячи единиц техники. Строители буквально сносили горы: они срыли 19 млн кубометров грунта. Всю эту землю использовали в строительстве. Сейчас на стройплощадке одних только бетонных заводов — целых семь, и работают они бесперебойно. Порядка 11 млрд долларов уже распределили по тендерам между турецкими подрядчиками.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

Атомная электростанция — сверхдорогой проект. Не каждая страна может себе его позволить. Турция мечтала об атомной энергетике с 1956 года, и теперь эта мечта близка к осуществлению. Россия построит АЭС за свой счёт. А когда «Аккую» будет запущена и окупит затраты, примерно через 15 лет после начала при эксплуатации каждого из четырёх энергоблоков две страны разделят между собой прибыль от продажи электроэнергии.

В 2010 году Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в Турции построят четыре атомные электростанции. «Аккую» будет первой из них. Цель Турции — не только обзавестись надёжным источником энергии на десятилетия вперёд, но и перенять технологии, разработанные «Росатомом» за 80-летнюю историю российской атомной энергетики. Следующие АЭС планируют строить уже силами турецких компаний.

Фото: Никита Дробны, Orda.kz

«Аккую» в переводе с турецкого — «белый (чистый) источник». Очень символично, что именно здесь появится атомная электростанция, которая будет много десятилетий обеспечивать Турцию чистой энергией. А для Казахстана это прекрасный пример того, как преображается энергетика и экономика благодаря строительству АЭС — и подтверждение, что страна сделала правильный выбор в пользу мирного атома.

Читайте также:

Лента новостей

все новости