Атомное сердце: как в Турции строят АЭС «Аккую»
Фото: Никита Дробны, Orda.kz
Казахстан пока только готовится строить свою первую полноценную атомную станцию. И активно присматривается к зарубежному опыту. Один из наглядных примеров — АЭС «Аккую», которую возводят на юге Турции. Какие технологии использует «Росатом»? Безопасна ли АЭС для окружающей среды? И как строительство атомной станции влияет на экономику? Ответы — в эксклюзивном репортаже Orda.kz с АЭС «Аккую».
Стройка века
«Атомное сердце» Турции бьётся в провинции Мерсин. Свежий ветер со Средиземного моря, поросшие густым лесом горы, буйство зелени, древние крепости и спелые гранаты в конце октября — всё это делает Мерсин прекрасным туристическим направлением. Но сейчас это ещё и крупнейшая стройплощадка страны. Именно здесь возводят АЭС «Аккую», которая будет снабжать электроэнергией 15 млн человек.
«Провинция Мерсин выбрана не случайно: Турецкая республика на протяжении долгого времени брала курс на атомную энергетику. На этой площадке вели исследования с 1960 года. В 1974 году её выбрали как место для потенциальной атомной станции. Это самая сейсмобезопасная площадка в Турецкой республике. Сейсмические исследования, отчёты о воздействии на окружающую среду, изыскания подтвердили абсолютную безопасность этой площадки», — рассказал Сергей Буцких, гендиректор АО «Аккую Нуклеар».
Мерсин — развитый промышленный регион, и местным предприятиям не хватает электроэнергии. Запуск АЭС обеспечит 10 % от всей генерации в Турции. К тому же строительство станции — небывалый по масштабам инфраструктурный проект. В строительстве на разных этапах были задействованы порядка двух тысяч турецких подрядчиков.
«Когда проект находился в самой интенсивной фазе, на нём работало несколько десятков тысяч человек. Предпочтение мы отдавали компаниям, представленным в этом регионе. Только если не было местных подрядчиков с достаточными компетенциями, мы привлекали другие турецкие компании».Сергей Буцких
Когда АЭС «Аккую» достроят, на ней будут трудиться порядка четырёх тысяч человек — а значит, в регионе появятся десятки тысяч новых рабочих мест. На каждого сотрудника станции приходится ещё десять человек, занятых в смежных сферах: обслуживании персонала, логистике, здравоохранении.
Местные жители рассказывают: до начала строительства АЭС в этой части провинции не было даже автомагистрали. Главной дорогой был узкий горный серпантин. В ближайших посёлках жили преимущественно пенсионеры — молодёжь уезжала на заработки в другие регионы. Окрестности славились разве что вкусной клубникой.
Сегодня этот район преобразился. Вместе с «Аккую» здесь появились новые дороги, туннели сквозь горы длиной в десятки километров, современная инфраструктура. Безработица исчезла — на стройплощадку стекаются тысячи работников со всей Турции. Теперь местные власти жалуются, что клубнику некому собирать: всё население занято на строительстве АЭС, на плантации приходится завозить рабочих из других провинций.
В случае с «Аккую» слова «стройка века» — не просто клише. Проект действительно рассчитан на сто лет строительства и эксплуатации.
Место силы
Площадка, где строят «Аккую», постоянно преображается: там, где сегодня стоит склад, через пару месяцев может появиться дорога или новое здание. Чтобы запустить всего один энергоблок из четырёх, нужно построить 560 различных зданий и сооружений. Но главные «места силы» — реакторные и турбинные — сразу приковывают к себе взгляд.
«Россия взяла на себя всё финансирование и обязательство под ключ реализовать этот проект, рассчитанный на сто лет. Поэтому весь мир ждёт, когда начнёт работать первый энергоблок», — говорит Василий Корельский, пресс-секретарь генерального директора — директор по коммуникациям АО «Аккую Нуклеар».
Первое, что привлекает внимание возле первого энергоблока, — гигантский строительный кран Liebherr. Такие краны — самые огромные из когда-либо созданных. Их всего семь в мире, и два из них сейчас находятся на стройплощадке АЭС «Аккую». Гусеница — высотой в два с половиной человеческих роста. Чтобы доставить краны на стройплощадку, потребовалось несколько десятков грузовиков.
Масса крана — четыре тысячи тонн. Каждый из его дизельных двигателей — мощностью в 1368 лошадиных сил. Эта энергия идёт на электромоторы, приводящие гигантскую машину в движение. Кран способен поднимать грузы массой до трёх тысяч тонн на высоту до 150 метров. С помощью этого титана в 2021 году установили корпус реактора на первом энергоблоке — огромную стальную чашу высотой 12 метров, массой 330 тонн и 4,6 метра в диаметре. Точность измерений при установке корпуса — до миллиметра!
Несмотря на умопомрачительный размер, краном управляют всего три человека. Процесс максимально автоматизирован — в кабине оператора вместо рычагов и пультов кнопки и экраны. Весь процесс контролируют благодаря камерам.
Ядерный реактор — «место силы» первого энергоблока. Сейчас на нём идут пусконаладочные работы. От внешнего мира реактор отделяют пять метров бетона. Несколько стен внешней и внутренней оболочек — надёжная защита на случай любой непредвиденной ситуации. Первая защитная оболочка — толщиной 1,2 метра, вторая — ещё полтора.
Реакторное и турбинное — два самых главных здания в энергоблоке. Подготовленную и очищенную воду, кипящую внутри реактора, нагревают специальные стержни с урановыми таблетками. Тепло выделяется в результате распада ядер урана. Эта вода остаётся во внутреннем контуре и никуда с АЭС не уходит. А пар, который образуется во втором контуре, где вода получает тепловую энергию через теплообменники парогенераторов, подают на вращающуюся турбину.
Кинетическая энергия передаётся на вал, к которому подключен генератор — там она преобразуется в электрическую. Оттуда электроэнергия «растекается» по трансформаторам и идёт на линии электропередачи, чтобы в конце концов добраться до жилых домов и предприятий.
Кстати, на «Аккую» нет градирен — тех больших труб, которые в первую очередь ассоциируются с атомной энергетикой и из которых валит белый пар. Дело в том, что первая турецкая станция будет использовать воду из Средиземного моря. На каждом энергоблоке — собственная насосная станция, подающая морскую воду для охлаждения конденсаторов турбин.
Атомная гавань
Раз уж зашла речь о воде, нельзя обойти вниманием грузовой порт — первый капитальный объект на площадке АЭС «Аккую», который запустили в работу в 2019 году. Всё оборудование для строительства привозят морем — в основном из Санкт-Петербурга и Новороссийска. Самый тяжёлый агрегат, доставленный на стройплощадку, весил 430 тонн.
Порт «Аккую» буквально отвоевали у моря: часть побережья засыпали грунтом, установили 20-метровые сваи, укрепили крупными камнями и забетонировали. В целом в результате проведённых на площадке работ по засыпке морской акватории территория Турции увеличилась на 60 гектаров. Сегодня в порт заходят пароходы не только из России, но и из Нидерландов, Китая, Южной Кореи. Недавно «атомная гавань» приняла сотое по счёту грузовое судно. Здесь есть собственный таможенный пост и вертолётная площадка для вип-гостей.
Разгружать суда помогает огромный кран грузоподъёмностью в 800 тонн. Именно с его помощью скоро выгрузят на берег корпус реактора для четвёртого энергоблока.
Причальные стены порта позволяют принимать суда длиной до 140 метров. Но то, что видно на поверхности, — лишь «вершина айсберга». Огромный волнорез уходит под воду на 34 метра. Его задача — защитить АЭС от потенциального стихийного бедствия.
Надводная часть волнореза достаточно высока, чтобы уберечь станцию от самой мощной штормовой волны, которая может возникнуть в этой части Средиземного моря. Даже если цунами взметнёт морскую воду на 11,5 метра, до основных объектов не долетит ни капли.
Волнорез сложен из блоков особой формы: это сделано специально, чтобы дополнительно снизить риск наводнения. Приливная волна, разбиваясь об эти блоки, теряет импульс. Вода растекается по углублениям вместо того, чтобы перехлёстывать за бетонную стену.
Со строительством АЭС всегда связаны опасения насчёт экологической безопасности. Но когда «Аккую» запустят в эксплуатацию, улов у турецких рыбаков станет только лучше. В порту создали хитроумную систему сбора воды для охлаждения реакторов: комплекс труб с отверстиями создаёт «стену», через которую в воду поступает обогащённый кислородом воздух. Образуется плотная завеса из пузырьков, которая отпугивает рыбу и не даёт ей подплывать слишком близко.
Кстати, вода, которую сбрасывают с АЭС обратно в море, совершенно безопасна. Она не соприкасается с радиоактивной средой и по составу даже чище обычной. А её температура повышается всего на полградуса — такой перепад не превышает сезонных значений.
Лучшие из лучших
Если реакторное отделение — это сердце АЭС, а грузовой порт — могучие руки, то блочный пункт управления — её мозг. Полномасштабный тренажёр — точная копия такого пункта — работает в учебно-тренировочном центре на площадке АЭС. Центр открыли два года назад, в октябре 2023-го. Это уникальное место: здесь всё, вплоть до самой крохотной кнопки, точь-в-точь соответствует настоящему пункту управления АЭС. Это симулятор высшего уровня.
Здесь проходит обучение каждая группа управления реактором и турбиной. Инженеры на практике оттачивают своё мастерство при любых возможных сценариях. За ними внимательно следят преподаватели. Каждого, кто работает за пультом, снимают камеры. Специалисты отрабатывают все ситуации — даже самые маловероятные. Группа психологов оценивает стрессоустойчивость персонала и гарантирует, что в критический момент ни у кого не сдадут нервы.
С начала реализации проекта уже 319 турецких специалистов прошли обучение в России и получили необходимые навыки для работы на АЭС «Аккую». Это лучшие из лучших: до отъезда каждый кандидат отучился несколько лет в турецком университете, после чего прошёл сложный отбор с конкурсом в 70 человек на место.
Абдулла Сафа Думан — один из инженеров, учившихся в России специально для работы на АЭС «Аккую». Шесть с половиной лет он проходил подготовку в лучших технических вузах РФ. Во время обучения Абдулла и другие турецкие ядерщики практиковались на действующих российских АЭС — Нововоронежской, Калининской, Ленинградской. А вернувшись в Турцию, сразу же вышли на работу.
«Я работаю в отделе ядерной безопасности, занимаю должность главного специалиста по нейтронно-физическим расчётам. Мы обеспечиваем безопасность реакторной установки. У нас есть определённые физические параметры, и мы постоянно проводим расчёты, чтобы эти параметры оставались в нужных пределах».Абдулла Сафа Думан
Мехмет Чагры Чейнер также учился в России — в Обнинске, где находится самая первая в мире атомная электростанция. На АЭС «Аккую» он почти восемь лет работает ведущим специалистом по управлению реактором. Молодой специалист уже может гордиться собственной разработкой: он придумал, как оптимизировать продувку парогенераторов.
«Я лично участвую в пусконаладочных испытаниях, и когда мы запустим первый энергоблок, буду работать на блочном пункте управления. Буду отвечать за ядерную безопасность. Ведь наша главная задача — безопасно вырабатывать электроэнергию», — говорит Мехмет Чагры Чейнер.
Учёный признаёт: часть опыта турецкие инженеры получили непосредственно на «Аккую». Каждый день работы приносит новую полезную информацию, которой не найти в учебниках. Главное желание Чейнера — стать примером для следующих поколений ядерщиков, передать им свой опыт. И если когда-нибудь казахстанских физиков отправят стажироваться на АЭС «Аккую», он с удовольствием выступит их наставником.
Ловушки и разъяснения
В специальном помещении учебного центра собраны макеты основного оборудования АЭС. Здесь можно изучить, как оно работает, увидеть в разрезе реакторы и турбины. Возле каждого макета — интерактивная панель с информацией на трёх языках.
Самый интересный макет — ловушка расплава в миниатюре. Это уникальная разработка российских учёных, наличие которой отличает современное поколение ядерных реакторов 3+. Ловушка расплава — последняя линия обороны АЭС на случай аварии. Она позволяет удерживать расплавленное вещество из корпуса реактора внутри бетонного «панциря» и не даёт ионизирующему излучению выйти за пределы гермооболочки. На будущей АЭС в Казахстане тоже будут использовать эту современную технологию.
Есть и другие системы, обеспечивающие безопасность на станции. Некоторые из них даже не требуют вмешательства человека: они работают исключительно за счёт законов физики. В будущем к работе таких автоматизированных систем могут привлечь технологии искусственного интеллекта — исследования в этом направлении уже ведут.
Ловушка расплава и прочие системы — ключевые элементы ядерной безопасности. Но не менее важно объяснять людям, как АЭС защищают от аварий. «Аккую Нуклеар» постоянно отчитывается перед турецкой общественностью о том, как идёт строительство станции и какие меры безопасности применяются для защиты окружающей среды. Можно не сомневаться: когда «Росатом» придёт в Казахстан, прозрачность реализации проекта также будет на высшем уровне.
«Атомная станция сооружается в соответствии с графиком. На первом блоке идут полномасштабные пусконаладочные работы. На втором блоке мы готовимся к очень важной операции — к началу сварки главного циркуляционного трубопровода. На третьем блоке установили в проектное положение корпус реактора. На четвёртом — поставлены в проектное положение ловушка расплава, два яруса внутренней защитной оболочки. Заканчиваем работу на морских гидротехнических сооружениях», — подчеркнул Сергей Буцких.
Пример для подражания
«Отметка 200» — самая высокая точка площадки АЭС «Аккую». Отсюда открывается великолепный вид на строящуюся станцию: все четыре энергоблока видны как на ладони. А за ними простирается бескрайнее Средиземное море.
Примерно так будет выглядеть и первая АЭС в Казахстане — с поправкой на Балхаш вместо моря и на два энергоблока с реакторами поколения 3+ вместо четырёх. Но всё равно «Аккую» можно считать наглядным примером того, как строит «Росатом».
«Аккую» — без преувеличения мегапроект. На площадке в пиковые периоды строительства трудились десятки тысяч человек, были задействованы две с половиной тысячи единиц техники. Строители буквально сносили горы: они срыли 19 млн кубометров грунта. Всю эту землю использовали в строительстве. Сейчас на стройплощадке одних только бетонных заводов — целых семь, и работают они бесперебойно. Порядка 11 млрд долларов уже распределили по тендерам между турецкими подрядчиками.
Атомная электростанция — сверхдорогой проект. Не каждая страна может себе его позволить. Турция мечтала об атомной энергетике с 1956 года, и теперь эта мечта близка к осуществлению. Россия построит АЭС за свой счёт. А когда «Аккую» будет запущена и окупит затраты, примерно через 15 лет после начала при эксплуатации каждого из четырёх энергоблоков две страны разделят между собой прибыль от продажи электроэнергии.
В 2010 году Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в Турции построят четыре атомные электростанции. «Аккую» будет первой из них. Цель Турции — не только обзавестись надёжным источником энергии на десятилетия вперёд, но и перенять технологии, разработанные «Росатомом» за 80-летнюю историю российской атомной энергетики. Следующие АЭС планируют строить уже силами турецких компаний.
«Аккую» в переводе с турецкого — «белый (чистый) источник». Очень символично, что именно здесь появится атомная электростанция, которая будет много десятилетий обеспечивать Турцию чистой энергией. А для Казахстана это прекрасный пример того, как преображается энергетика и экономика благодаря строительству АЭС — и подтверждение, что страна сделала правильный выбор в пользу мирного атома.
Читайте также:
Лента новостей
- Вагоны сошли с рельсов в Жамбылской области: сколько придётся заплатить иностранцам за ошибку
- Убили Ержана Бабакумарова, бывшего советника Токаева
- Мужчина погиб на лесозаготовке в Акмолинской области
- Кровь на улицах Рио: полицейская операция закончилась расправой с сотней убитых
- Школьницу насмерть сбили на пешеходе в Шымкенте, водитель остался на свободе
- Элита на лужайке: кто остался в гольф-клубе после Назарбаева
- Атомное сердце: как в Турции строят АЭС «Аккую»
- В Южной Корее стартовали переговоры Трампа и Си Цзиньпина: на кону новая торговая сделка
- Афера не удалась: квартиру в 160 квадратов в Степногорске получит многодетная семья
- Из парламента в музыкальные чарты: речь тайваньского депутата стала хитом
- Облачно и тепло — прогноз погоды на 30 октября
- Дело Яны Легкодимовой: обвинение ужесточили, теперь подсудимые проходят по особо тяжким статьям
- «В Центральную Азию, минуя Москву»: политолог Дубнов о визите лидера Финляндии в Казахстан
- Заказывали пиццу на дом: 14 человек отравились в Туркестане
- «Я хочу тебя убить!»: полуголый мужчина напугал жителей села в Северо-Казахстанской области
- На одиночный пикет против запрета митингов вышел житель Уральска
- «Боюсь здесь ночевать»: хозяйка приюта для животных в Алматы заявила о нападении и рейдерском захвате
- Снежный барс, рысь и медведь прошлись по одной тропе
- Тигрятам в алматинском зоопарке выберут имена
- «Мы — самая проверяемая структура» — глава ФСМС о расследовании по делу Галымжана Абилова
- Девушки из Казахстана на велосипедах стали лучшими на юношеской Азиаде

- Бублик отказался жать руку сопернику после матча в Париже

- Министр принял участие в награждении призёров Президентского кубка по настольному теннису

- Казахстанская боксёрша нокаутировала соперницу за 80 секунд и вышла в полуфинал Азиады
