Арестованные тепловозы, суды и проверки: частного ж/д перевозчика из Актобе пытаются захватить рейдеры?

cover

В 2018 году «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» («КПО») проводил тендер по поиску подрядчика на перевозку пассажиров по маршруту Уральск — Аксай — Уральск. В конкурсе участвовали несколько предприятий, победителем стала туристическая компания «ТрансТурс Казахстан». Чтобы выполнить условия контракта, победители привлекли субподряд и обратились к другим участникам этого же тендера — ТОО «ЖелДорТранс-Актобе». Уже почти год последние пытаются отстоять права в суде и взыскать более 100 миллионов тенге за свою работу. Их же обвиняют в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и невыполнении условий контракта, постоянно арестовывают тепловозы и мешают работать. Почему спустя пять лет сотрудничество закончилось судебными тяжбами и многомиллионными претензиями, — в материале Orda.kz.

Компания «ТрансТурс Казахстан» оказывает услуги по бронированию и много лет работает в турбизнесе, но железнодорожными перевозками никогда не занималась: у них нет ни опыта, ни технической оснащённости. Именно поэтому возникает необходимость в поиске субподрядчика.

Предприятие должно дважды в сутки обеспечить транспортировку людей по маршруту: проще говоря, перевозить сотрудников к месту работы и обратно в комфортабельных вагонах по железной дороге. Для того чтобы поезда оказались на путях, нужно заключить договор на услуги МЖС с национальным оператором «Қазақстан темір жолы», подготовить множество разрешительных документов, согласовать график движения поездов. «ЖелДорТранс — Актобе» работает в сфере железнодорожного транспорта и перевозок с 2007 года, поэтому с допусками проблем нет.

«Основная деятельность нашей компании — это как раз перевозка в вахтовые городки, которые находятся в труднодоступных местах. Мы обеспечиваем транспортировку людей с месторождения до ближайшего большого населённого пункта», —  поясняет генеральный директор «ЖелДорТранс — Актобе» Талгат Жумагалиев.

С момента подписания договора с «ТрансТурс Казахстан» и по декабрь 2020 года «ЖелДорТранс — Актобе» использует локомотивную тягу «КТЖ». Однако если до декабря 2018-го эта услуга предоставлялась в пассажирском виде движения, и её стоимость составляла около 24 тысячи тенге за час аренды локомотива с машинистом, то с января 2019-го национальный перевозчик не может больше предоставлять услугу коммерческим поездам по сниженному тарифу и ездить себе в убыток по несубсидируемым маршрутам.

Об этом говорится и в ответе Министерства транспорта РК: коммерческие поезда для перевозки работников сторонних организаций без права продажи билетов не могут быть отнесены к пассажирским поездам. Перевозка людей, в свою очередь, исключает отнесение к грузовым поездам:

«Работа этих поездов относится к хозяйственному движению. Поэтому для данной категории поездов применяется тариф на услуги локомотивной тяги в хозяйственном движении. Перевозка работников организации с использованием локомотивной тяги в хозяйственном движении допускается при специальном оснащении локомотива для исключения угрозы жизни и здоровью пассажиров».

Тогда «ЖелДорТранс — Актобе» и «Транстурс Казахстан» заключают дополнительное соглашение об увеличении изначальной стоимости контракта.

Кроме того, в КТЖ предупреждают о дефиците тепловозов и говорят о невозможности продлить договор на оказание услуг аренды. Тогда субподрядчик срочно начинает искать пути решения: ведь в любой момент выполнение маршрута может оказаться под угрозой.

Тепловозы на заказ

Новые манёвровые тепловозы заказывают на заводе-изготовителе в России. Шадринский автоагрегатный завод в 2020 году даже выпускает пресс-релиз о том, что к сдаче готовятся два тепловоза ТЭМ2Н-УГМК для казахстанской компании. До отправки в Казахстан локомотивы проходят сертификационные испытания в Москве на соответствие техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». На заводе поясняли, что необходимость сертификации была обусловлена тем, что в машину по желанию заказчика внесены некоторые конструктивные изменения.

«Компания "ЖелДорТранс — Актобе" оказывает услуги по пассажирским перевозкам, а значит, потребовалась установка дополнительного оборудования, которое позволило, во-первых, обеспечить возможность вождения пассажирских составов и, во-вторых, повысить конструкционную скорость тепловоза. Если в стандартной комплектации при манёвровом режиме наш тепловоз развивает скорость до 60 км/час, то скорость казахстанского локомотива увеличена до 100 км/час, это уже скоростной режим работы», пояснял тогда замдиректора завода Александр Папировский.

После чего в Казахстане изготовленные по заказу тепловозы также проверяют — ставят на учёт в инспекции транспортного контроля, КТЖ даёт согласие на их эксплуатацию на своих путях. В итоге, например, 28 дней в месяц ездят два новых тепловоза предприятия, а в те дни, когда они уходят на плановый осмотр, локомотивы берутся в аренду у КТЖ по повышенному тарифу и с изменённой формулировкой: локомотивная тяга в хозяйственном виде движения. И всех всё устраивает.

В Министерстве транспорта РК со ссылкой на технический паспорт и свидетельство о постановке на учёт также подчёркивают, что указанный манёвровый тепловоз может использоваться как для перевозки работников, так и для перевозки пассажиров. Потому что он оборудован электропневматическим тормозом. На заводе-изготовителе локомотив оборудовали и модифицировали, подготовив его именно для пассажирских перевозок.

Создание консорциума

На протяжении пяти лет «ЖелДорТранс — Актобе» оказывала 100 % услуг по перевозке, в то время как «ТрансТурс Казахстан», по сути, лишь получала доход с деятельности. В течение всего срока контракта к субподрядчику не возникало никаких претензий: работа выполнялась в срок и в полном объёме.

Когда же срок контракта закончился, и «ТрансТурс Казахстан» предложила «ЖелДорТранс — Актобе» совместно участвовать в тендере на следующие пять лет, то получила отказ.

«Нам приходит письмо с предложением о консорциуме для участия в тендере и никак иначе. Неофициально проводится две встречи, где нам настоятельно рекомендуется не выходить на тендер КПО самостоятельно и не участвовать. После нашего отказа в объединении с "ТрансТурс Казахстан" начинаются проблемы», рассказывает Талгат Жумагалиев.

В июне 2023 года заканчивается срок действия контракта, а с апреля услуги субподрядчика «ТрансТурс Казахстан» не оплачивает, при этом получая с КПО всю сумму в полном объёме. Несмотря на сложности, КПО просит не завершать работу, а продолжать возить сотрудников в комфортабельных вагонах. Руководство «ЖелДорТранс — Актобе» соглашается по операционному контракту на продолжение оказания услуг на время завершения тендерных процедур.

Судебные разбирательства

В конце сентября 2023 года «ЖелДорТранс — Актобе» подаёт иск в суд с требованием выплатить задолженность в 114 млн тенге. В ответ «ТрансТурс Казахстан» выступает со встречными претензиями и требует взыскать с субподрядчика переплату, потому что компания якобы нарушила условия договора и нормы законодательства. В «ТрансТурс Казахстан» считают, что услуги несколько лет не отвечали требованиям: перевозка осуществлялась «манёвровыми тепловозами в хозяйственном виде движения». Поэтому субподрядчик должен выплатить незаконно присвоенные деньги — разницу в тарифах. Согласно иску разница по договору с января по апрель 2023 года составила 103 миллиона тенге.

 Бесконечные проверки

«ЖелДорТранс — Актобе» начинают припоминать трагическую историю двухлетней давности. Тогда тепловоз сбил женщину. Она внезапно появилась на путях в 37 метрах от поезда — и, несмотря на экстренное торможение, погибла. Тогда дело закрыли.

Фото из архива Orda.kz
Фото из архива Orda.kz

Когда началось выяснение отношений в суде между «ЖелДорТранс — Актобе» и «ТрансТурс Казахстан», транспортная прокуратура Астаны запросила материалы по  делу о наезде, менеджеров проектов и сотрудников вызывали на бесконечные допросы, бесконечные проверки — и расследование дела забирают из Уральска в Астану. Основная претензия: услуги «ЖелДорТранс — Актобе» не отвечают требованиям безопасности, и их тепловозы не могут ездить по магистральным железнодорожным сетям и перевозить людей. 

«В общей сложности наши тепловозы арестовывали четыре раза, нам запрещали их эксплуатацию. Самое интересное, что аресты производились в ключевые даты тендерных процедур, потом арест снимался», удивляется генеральный директор «ЖелДорТранс — Актобе» Талгат Жумагалиев.

Не так давно сын женщины записал видеообращение с требованием разобраться в гибели его матери. В сообщениях говорится, что трагедия произошла, в том числе, из-за ограниченного обзора из кабины машиниста маневрового тепловоза. Однако представители компании ссылаются на заключения эксперта, согласно которым тепловоз относится к категории тягового подвижного состава, используемого для вождения поездов любой категории по магистральным путям. При этом кузов капотного типа не влияет на обзорность машиниста при движении как по магистральному железнодорожному пути, так и при проведении манёвровых работ.

Что решил суд

Суд первой инстанции требования «ЖелДорТранс — Актобе» удовлетворил, посчитав, что услуги были оказаны, приняты и претензий со стороны заказчика нет. Во время сотрудничества вопросов ни к повышению тарифа, ни к виду тепловоза не возникло: подписывались акты выполненных работ, претензий не было.

Однако в областной суд Актюбинской области подали апелляцию, которая решение отменила и удовлетворила встречный иск со стороны «ТрансТурс Казахстан» с формулировкой, что «ЖелДорТранс — Актобе» использует «локомотивную тягу в хозяйственном виде движения (манёвровый тепловоз)».

В мае «ЖелДорТранс — Актобе» подала ходатайство в Верховный суд, 4 июня состоялась гражданская коллегия Верховного суда, и решение первой инстанции оставили в силе. Спустя чуть больше месяца председатель Верховного суда вносит представление о пересмотре кассации, и именно это дело по какой-то причине  исключается из электронного распределения и распределяется вручную в Верховном суде РК. Рассмотрение дела коллегией запланировано на 26 июля 2024.

Пересмотр судебных актов по представлению председателя Верховного суда является исключительной стадией гражданского процесса и применяется только в крайнем случае, все они отражены в нормах ГПК РК. 

«Спор рассматривается между частными компаниями в отношении получения прибыли от деятельности и никоим образом не влияет на экономику и безопасность РК, не затрагивает интересы неопределённого круга лиц и не нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права; напротив, представлением суд создаёт платформу для незаконного рейдерства, так как по факту услуги основной заказчик принял и оплатил, а непосредственный их исполнитель, затрачивая собственные ресурсы, исполнив обязательства по контракту, не получил оплату. "ЖелДорТранс — Актобе" никоим образом не нарушил безопасность на железнодорожном транспорте, так как прошёл все проверки со стороны контролирующих органов», говорит Талгат Жумагалиев.

Согласно открытым источникам в среднем сумма налоговых отчислений в год у компании «Транстурс Казахстан» составляет около 20 млн тенге. «ЖелДорТранс — Актобе» отчисляет в бюджет порядка полумиллиарда, в штате 300 сотрудников. На предприятии опасаются, что все они останутся без работы.

«Мы считаем, что основная цель в этом случае — блокировка деятельности ТОО и захват контракта и бизнеса в целом», — говорят руководители предприятия.

Orda.kz продолжит следить за развитием событий. Мы отправили запрос в компанию «Транстурс Казахстан» и в Верховный суд РК с просьбой прокомментировать ситуацию.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости