В августе-сентябре зафиксировано аномально высокое потребление дизельного топлива из-за низких цен, которое не позволило создать достаточные запасы ГСМ. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций заявил вице-министр энергетики Асет Магауов, передаёт Orda.kz

Он заявил, что порядка 520 тысяч тонн дизельного топлива потребили в августе и такой же объём в сентябре.

По его словам, на производство дизтоплива повлияла внеплановая остановка работы на Атырауском НПЗ, из-за которой производство на заводе будет на 239 тысяч тонн меньше.

На вопрос: «Где наши запасы?», вице-министр ответил, что Павлодарский НПЗ должен был уйти на ремонт 24 июля, но, чтобы сформировать запасы на период осенне-полевых работ, решили перенести ремонт до 24 сентября.

– В течение этого времени все три завода работали на полную мощность, мы практически производили по 500 тысяч дизтоплива в месяц. Я думаю, это рекордные цифры производства. Но за этот период наше потребление также аномально выросло. Мы потребили на 400 тысяч больше – это месячное производство трёх наших заводов, мы его проели. Потребление росло быстрыми темпами и вместо формирования запасов мы их проели, – посетовал чиновник.

Он заявил, что «в тот момент надо было увеличивать цены, чтобы идти на импорт». Импорт за летние месяцы, составил всего 26 тысяч. Сейчас приходится импортировать 100 тысяч тонн (дизтоплива), – добавил Асет Магауов.

Вице-министр также заявил о необходимости выхода на экспорт и высказал мысль, что нужно повышать цены на дизтопливо, чтобы улучшать доходы недропользователей и государства.

– Поставляя нефть на внутренний рынок, наши недропользователи теряют от 100 до 150 долларов на тонну нефти. Плюс мы ещё дешёвый дизель продаём не только для казахстанцев, но и для транзитного транспорта, есть факты вывоза за рубеж. Мы практически разбазариваем народное достояние. Поэтому считаю, что альтернативы рыночному ценообразованию нет, надо к рынку стремиться, ценовой диспаритет надо выравнивать. За счёт этого существенно может подняться налогооблагаемая база и доходы недропользователей и государства вырастут. Собранные деньги можно целенаправленно направлять на помощь социально-уязвимым населения и тем же сельхозникам на субсидии. Механизм распределения национального богатства в виде нефти и нефтепродуктов не так, что по дешёвой цене всем раздали, а по рынку продать, а на собранные налоги с доходов адресную помощь тем или иным отраслям или населению оказывать, – сказал вице-министр.

В Казахстане с сентября подорожало дизельное топливо. Как сообщал Energyprom.kz, цена выросла до 199 тенге за литр. Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов Казахстана литр летнего дизеля стоил в Костанае – 215 тенге, дешевле всего в Таразе и Семее – 195 тенге.

За январь-август 2021 года в стране произвели 3,4 млн тонн дизтоплива, что на 8,2% больше, чем годом ранее. Наибольший объём производства пришёлся на Павлодарскую (1,3 млн тонн, плюс 25,3% за год) и Атыраускую (1 млн тонн, плюс 1,3%) области.

Несмотря на рост производства в стране возник острый дефицит дизтоплива.

Напомним, 5 октября дальнобойщики в Актобе выступили против высоких цен на дизтопливо. Они обещают повысить расценки на свои услуги, если не снизятся цены и останутся лимиты на закуп горючего на заправках

Также в авиакомпании Air Astana официально заявили о дефиците дизтоплива. Аграрии тоже поставили под сомнение завершение уборочной страды.

Поделиться: