Однако в компании «АлматыМетроКурылыс» заявили, что никаких сокращений или изменений в пусконаладочных работах не будет

Новый аким Алматы Ерболат Досаев перенёс запуск станций метро «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы» с марта на май 2022 года.

Председатель совета директоров АО «АлматыМетроКурылыс» Кайрат Реимов рассказал, что изменение сроков ввода в эксплуатацию двух станций метро, скорее всего, связано с сокращением бюджета в 3 раза.

«В декабре 2021 года произошёл технический запуск двух станций метро. Согласно законодательству, после техзапуска должны пройти пусконаладочные работы. Это значит, что составы в тестовом режиме без пассажиров проходят весь путь, проверяется работа всех систем. Планировалось, что официальный ввод в эксплуатацию произойдёт в марте 2022 года, но новый аким Ерболат Досаев решил перенести на май. Мы – компания, мы были готовы, это решение акима, не наше. Видимо, сократилось бюджетное финансирование. Как мы видим, в январе финансирование нам сократили в 3 раза, но никаких сокращений или изменений в пусконаладочных работах не будет. Сдадим всё в срок в мае», – сообщил Кайрат Реимов.

В прошлом году в Алматы по обвинению в хищении двух миллиардов тенге арестовали сотрудников «АлматыМетроКурылыс» и бывшего директора «Метрополитен». Как рассказал председатель совета директоров акционерного общества Кайрат Реимов, с 28 декабря два уголовных дела по присвоению чужого имущества и обналичиванию денег объединили в одно.

Акимат Алматы сократил программу финансирования метрополитена
Фото Orda.kz

В следственном изоляторе находятся сотрудница «АлматыМетроКурылыс» Жамиля Арисова, бывший генеральный директор акционерного общества Ерлан Абжаппаров и экс-директор ГКП «Метрополитен» Ербол Абильдинов.

«Родственники сразу предоставили адвокатам документы для залога. Мы сказали, дайте хотя бы домашний арест, но тоже нет. Мужу нашей сотрудницы Нуржану Арисову, на которого пальцем показали, что он участвовал в обналичивании денег, заменили меру пресечения наказания на домашний арест. Кто-то указал пальцем на него, как так можно? Такое необходимо подтверждать фактами и цифрами, транзакциями. Если на него пальцем показали, то цепочка от него должна идти. За что тогда другие сидят?» – объяснил Кайрат Реимов.

Как рассказал общественный защитник Данияр Абжаппаров, состояние здоровья его отца ухудшилось.

«В прошлую субботу мы подали апелляционную жалобу на изменение меры пресечения наказания. У отца серьёзное заболевание. Не знаю, на какое число будет назначено слушание, но рассматривать будет Алматинский городской суд. Мы ходатайство следователю написали, чтобы они приобщили это к материалам дела. Будем надеяться. Это общая позиция по всем задержанным. Мы были в шоке, когда их задержали. Люди ходили, давали показания и принимали участие, а потом раз и их задержали», – заявил Данияр Абжаппаров.

Родственники надеются, что меру пресечения сотрудникам «АлматыМетроКурылыс» и экс-работнику метрополитена заменят на домашний арест.

Как всё началось

В 2015 году АО «АлматыМетроКурылыс» выиграло тендер стоимостью 62 миллиарда тенге на строительство станций «Бауыржан Момышулы» и «Сарыарка». Ближе к завершению строительства, в начале 2021 года, в компании начались проверки со стороны ревизионной комиссии Алматы. Не согласившись с результатами проверки, руководство «Метрополитена» направило жалобу в администрацию президента, оттуда обращение спустили в Счётный комитет. Сотрудники ведомства проверили действия ревизионной комиссии на предмет законности и обоснованности выданного заключения. В итоге выяснилось, что отчёты по «Метрополитену» не соответствуют стандартам государственного аудита.

В заключении Счётного комитета сказано: «Несоблюдение стандартов госаудита, слабое знание законодательства и отсутствие контроля за деятельностью привлечённого к аудиту эксперта привели к грубым нарушениям, допущенным при формировании итогов аудита КГП «Метрополитен».  

Несмотря на заключение Счётного комитета, правоохранительные органы начали расследование.

«Счётный комитет в пух и прах разнёс заключение ревизионной комиссии. Но к этому моменту первый отчёт ревкома попал в правоохранительные органы. Там колесо завертелось, завели уголовное дело по факту хищения и растраты вверенного имущества. Мы пытались объяснить, что в наши обязанности входит строительство метро «под ключ», а ценообразование в коммерческом акционерном обществе – это не вопрос ревкома и правоохранительных органов. Тем не менее департамент экономических расследований Алматы стал вызывать всех на допрос, прошли обыски, начались бесконечные допросы. Это при том, что Счётный комитет признал незаконность того заключения. Нам говорят: «Ну, мы должны разобраться, есть хищение или нет. Может, у вас как в ЛРТ». Я понимаю, если бы мы набрали авансов, взяли кучу денег и благополучно исчезли. Но мы в конце декабря сдали объект, сумма освоена, у заказчика и государства к нам претензий нет», – недоумевает Реимов.  

Сейчас расследованием дела занимается транспортная прокуратура.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Поделиться: