Айзатулла Хуссейн об авторском праве, музыке без посредников и искусственном интеллекте

cover Айзатулла Хуссейн

Известные казахстанские продюсеры Ерболат Беделхан и Айзатулла Хуссейн стали гостями дискуссионной площадки SöZ Astana Public Talk, прошедшей в столице 11 мая

Фокус мероприятия был гораздо шире, чем просто обсуждение заявленной темы «Казахстанское медиа: до и после». Разные мнения о развитии отечественной креативной индустрии, взгляд профессионалов на конкуренцию казахскоязычных и русскоязычных медиа привлекли внимание не только профессионалов.

Важный акцент спикерами был сделан на использование новых технологий и искусственного интеллекта в креативной экономике. К примеру, медиакомпания OZEN, основателем которой является Айзатулла Хуссейн, в прошлом году стала победителем международного хакатона в США. Казахстанцы представили проект NFT-плеера, в котором артисты смогут зарабатывать напрямую, без участия музыкальных империй и других капиталистических гигантов.

Сегодня Айзатулла Хуссейн продолжает работу над новым проектом.

«Пока в Казахстане мало людей, кто готов покупать музыку на стриминговых платформах. Но уже через 5 лет ситуация кардинально изменится», – уверен продюсер.

К примеру, в США существует большое количество лейблов различного уровня и направлений. Сотрудничая с ними, музыкант может получить около 20% всех заработанных средств, а остальное зарабатывают продюсерские центры и различные посредники. Хуже ситуация обстоит в американском кинематографе. На днях стало известно о забастовке сценаристов, теряющих свои гонорары из-за внедрения нейросетей в рабочие процессы.

В Казахстане ситуация не так критична из-за новых технологий. Но у нас есть свои, более актуальные на сегодняшний день проблемы.

«В Казахстане отсутствует законодательство в области авторского права. По крайней мере, в музыкальной индустрии его нет точно», – отметил Айзатулла Хуссейн.

При этом он подчеркнул, что за годы работы в креативной экономике у него появилось множество связей, есть наработанные кейсы, которые можно использовать в законотворческом процессе.

"Проблема заключается в том, что этой деятельности нужно посвятить всю жизнь. Я не готов», – делится своими мыслями Хуссейн.

И действительно, работа с авторами и объектами интеллектуального труда, вопросами заимствования, копирования, сохранения и распространения контента должен заниматься скрупулезный и юридически грамотный специалист. Даже имея многолетний опыт в данной отрасли, не каждый эксперт сможет писать законы.

«С приходом искусственного интеллекта всё будет работать по-другому, в том числе музыкальная индустрия», – напомнил спикер.

Вопрос сохранения авторских прав в последние годы неоднократно поднимает и спикер SöZ Ерболат Беделхан, экс-продюсер группы Ninety One и солист группы ORDA. Сейчас он занимается развитием онлайн-кинотеатра QOS, нацеленного на казахскоязычную аудиторию. Очевидно, что эра классического кино и радио переходит в веб-формат. Значит, перед создателями QOS стоит необходимость не только создать наиболее полный архив всей киноиндустрии и музыки на казахском языке, но и на законодательном уровне защитить этот контент.

Ерболат Беделхан и Айзатулла Хуссейн

Кроме того, на развитие отечественной музыкальной индустрии влияет и активность казахстанских медиа.

«Все знают Иманбека, который взял «Грэмми». Но в Казахстане много других исполнителей, которые популярнее его. О них никто не знает, не пишут в СМИ. Мы сами про себя не знаем», – рассказывает Айзатулла Хуссейн.

Спикеры SöZ признались: казахстанская креативная экономика сегодня – это не про получение материальных ценностей. Нужны энтузиасты, которые будут заниматься тем, чем нравится. Монетизация этой отрасли экономики придет позже.

Лента новостей

все новости