600 миллионов за экспертизу: кто и зачем преследует оценщика в деле костанайской птицефабрики

На протяжении 10 лет оценщик Арман Тютюков и его коллега подвергаются уголовному преследованию по заявлению Генриха Богдевича — бывшего владельца Комсомольской птицефабрики. Последний требует с оценщика 600 млн тенге, обвиняя его в неправильно проведённой экспертизе, сообщает Orda.kz.
Оценщик Арман Тютюков c 20-летним стажем оказался под следствием по делу, которое закрывали 11 раз. Его история звучит как юридический абсурд, но на деле как будто отражает реальность, в которой живёт казахстанский бизнес.
«Если это не остановить, любой оценщик в РК может быть обвинён только за своё профессиональное мнение», говорит Тютюков, председатель экспертного совета Палаты оценщиков.
Генрих Богдевич требует от оценщика 600 млн тенге, обвиняя его в злоупотреблении полномочиями при определении рыночной стоимости имущества фабрики по заказу «КазАгроФинанса» ещё в 2015 году.
История птицефабрики началась 15 лет назад с торжественного перерезания ленточки и амбициозных планов. Проект щедро профинансировали за счёт госбюджета через АО «КазАгроФинанс» — всё выглядело многообещающе. Но вскоре предприятие остановилось, прекратив выпуск продукции, и на долгие восемь лет оказалось в состоянии забвения.
Попытки найти инвестора проваливались одна за другой, пока в 2020 году на фабрику не пришёл депутат Костанайского областного маслихата Кайрат Маишев. Производство удалось восстановить, и птицефабрика с новым названием Poultry-Agro стала примером успешного частно-государственного партнёрства: из банкрота — в действующее предприятие.
Но сегодня история снова пошла по тревожному сценарию. Вместо расширения фабрика рискует вновь закрыться из-за уголовного давления со стороны бывшего владельца Генриха Богдевича. И недавно работники предприятия просили спасти фабрику, обратившись к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
Читайте также: Куры не виноваты: почему костанайская птицефабрика загибается под уголовным следствием
Выяснилось, что под уголовное преследование попал и оценщик Арман Тютюков:
«В 2015 году наша компания провела законную рыночную оценку имущества этой птицефабрики по заказу АО „КазАгроФинанс“. Богдевич спустя годы вымогает с меня 600 млн тенге и обвиняет в злоупотреблении полномочиями».
При этом эксперт перечисляет аргументы, почему он считает эти действия незаконными:
- Уголовное дело закрывалось 11 раз из-за отсутствия состава преступления.
- Птицефабрика признана банкротом с 2017 года, а значит, не может быть потерпевшей.
- Саму оценку подтвердили судом.
- Заключения экспертов, на которых построено обвинение, по словам Тютюкова, незаконны — они не имели права проводить оценку.
«Представьте, что недобросовестный человек взял ипотеку по поддельным документам, не платил, банк забрал квартиру. Прошли годы — и теперь этот же человек вымогает сотни миллионов с оценщика, который в своё время по закону определил рыночную стоимость этой квартиры для банка. Звучит абсурдно? Но именно это сейчас происходит со мной».
Как утверждает Тютюков, Генриха Богдевича ранее обвиняли в хищении бюджетных средств, подкупе чиновников и нецелевом использовании госсредств. Вину Богдевич признал, но дважды избежал тюрьмы — один раз по амнистии, второй — получив условный срок.
Тем временем следственные действия в самой птицефабрике продолжаются — они уже привели к дестабилизации её работы.




Проблема шире, чем один кейс
13 июня Верховный суд провёл форум по проблемным вопросам судебной практики по уголовным делам в сфере экономической деятельности. Статистика звучит тревожно: с 2022 по 2024 год в отношении бизнеса в Казахстане было возбуждено более 1,2 тысячи уголовных дел, каждое четвёртое из которых прекращено по реабилитирующим основаниям. Но прежде предприниматели проходили через обыски, аресты, заморозку счетов и даже обвинения в создании ОПГ.
Участники форума призвали изменить подход к уголовному преследованию бизнеса. Среди предложений — исключение давления через статьи о мошенничестве и бандитизме, расширение мер пресечения, таких как залог или электронные браслеты, и поправки в нормативные постановления Верховного суда.
Предложения, озвученные на форуме, войдут в проект нового постановления Верховного суда. Вопрос в том, успеет ли реформа вступить в силу, пока один из её «живых примеров» проходит через уголовную мясорубку.
Полную историю о том, почему костанайская птицефабрика загибается под уголовным следствием, читайте здесь.
Читайте также:
Лента новостей
- В британском аэропорту разбился самолёт
- Религиозный экстремизм, наркоэкспансия, киберпреступность: глава КНБ рассказал о своей работе
- Мужчина угнал машину и разбился насмерть в Павлодаре
- Более 700 не прошли: абитуриенты сдали ЕНТ в Казахстане
- Трое в больнице: в Атырау люди отравились хлором в бассейне
- «Алаколь — зеркало всей системы»: эксперт — о провале турсезона и реакции президента
- Отсрочки по кредитам могут ввести в Казахстане, но не для всех
- На Каспии вновь зафиксировали загрязнение: экологи проводят проверку
- Акимат Балхаша отрапортовал о проектах по благоустройству курортной зоны
- Резерв президента: Токаев получил быстрый доступ к миллиардам из бюджета
- Гульнара Бажкенова о ситуации с «Ордой», «драке на ножах» в Акорде и о «запасном аэродроме» в Нью-Йорке
- «Взломать спецслужбы изнутри»: команда Трампа требует доступ ко всем чатам ЦРУ и АНБ
- Президент сказал, мы делаем: Минтуризма всерьёз взялось за Алаколь
- На благо населения: в Алматинской области на возвращённые средства построят медицинские объекты
- Код не пришёл, система зависла, сотрудники не в курсе: иностранцам не дают жить в Казахстане легально
- Снести дома ради объездной дороги? Алматинцы заявили, что будут стоять до конца
- Китайцы хотят построить цементный завод там, где наши петроглифы. У них получится?
- Дождь и жара — прогноз погоды на 13 июля
- Трамп вводит 30 % пошлины на товары из Мексики и ЕС: торговая война продолжается
- В Париже подписали соглашение о создании нового государства — Новой Каледонии