435 миллионов за 13 лет: предпринимательница раскрыла суду, за что платила чекисту Сарбасову

cover

В Шымкенте продолжается громкий процесс над бывшим высокопоставленным сотрудником ДКНБ Манапом Сарбасовым. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, получении и даче взятки, а также легализации преступных доходов. Заседания проходят в открытом режиме, дело рассматривает суд присяжных, сообщает Orda.kz.

На этой неделе в центре внимания оказалась свидетельская позиция предпринимательницы Эльмиры Дуйсенкызы. Именно её показания стали ключевыми в эпизодах, связанных с многолетней системой «покровительства», которую, по её словам, выстроил Сарбасов через Алиханову, знакомую обеих сторон.

По словам Дуйсенкызы, еще в начале 2010-х годов она получила предложение ежемесячно платить по миллиону тенге в обмен на спокойную работу бизнеса. Первоначально, утверждает свидетельница, Сарбасов сумму и способ оплаты передавал через Алиханову. Позже, как уверяет Дуйсенкызы, именно Сарбасов стал диктовать условия напрямую.

 «Сначала был миллион в месяц. Через год ставка выросла до двух с половиной миллионов, а в 2019 году — уже до семи с половиной. Стоило нам открыть колледж в Казалы или Таразе, суммы тут же росли. Он сам говорил: „У вас бизнес развивается — ставка должна быть выше“», — пояснила предпринимательница в зале суда.

По словам Дуйсенкызы, только за последние 13 лет сумма «взносов» в адрес Сарбасова составила порядка 435 миллионов тенге. Подсчёты, как отметила свидетельница, велись вместе с её адвокатом и следователем: в учёт шли и регулярные выплаты, и отдельные суммы — на «комиссии» и «поездки». Один из эпизодов, по её словам, — передача $10 тысяч перед выездом Сарбасова в Алматы.

Бывший чекист не остался в стороне и подверг слова свидетельницы сомнению. Он заявил, что на очной ставке от 3 июля 2023 года та говорила иное — мол, инициатива исходила от Алихановой, а сам он не называл сумму. Дуйсенкызы объяснила это давностью событий и тем, что вспоминала события в зависимости от поставленных вопросов следователя.

«Я многое забыла. Первая очная ставка была через год после событий. Да, возможно, были неточности. Но я уверена — Сарбасов сам предложил покровительство», пояснила она.

После обеда в суде выступила личный помощник и медсестра Дуйсенкызы — Жупар Агманова. Женщина рассказала, что неоднократно видела Манапа в кабинете у Эльмиры. Сама передавала деньги лично Сарбасову, а также его супруге. 

Читайте также: «Царь и бог» ДКНБ: присяжные судят шымкентского чекиста Сарбасова, вымогавшего миллионы с частных школ

Один из эпизодов, по её словам, произошел в 2020 году:

«Эльмира Дуйсенкызы перед вылетом оставила мне деньги, семь с половиной миллионов тенге. Она сказала держать их при себе, позже их заберут. Через три-четыре дня Эльмира Дуйсенкызы позвонила и сказала, чтобы я спустилась в приёмную, и там у меня заберут деньги. Пришёл сам Сарбасов за деньгами. Я их отдала ему лично в руки. Второй раз Эльмира Дуйсенкызы болела, лежала под капельницей. Попросила меня взять из сейфа 10 миллионов. К дому подъехала жена Сарбасова в белом платке и очках. Я вышла, поздоровалась, передала пакет с деньгами через окно машины», заявила Агманова.

Начальник отдела кадров компании Дуйсенкызы — Ботагоз Мырзахметова — подтвердила, что была в курсе  ежемесячной мзды Сарбасову. По её словам, она сама не участвовала в передаче денег, но приходилось заниматься упаковкой наличных неоднократно. Процесс над Сарбасовым продолжается, и пока в деле больше вопросов, чем ответов. Один из главных: куда именно ушли эти 435 миллионов тенге и были ли они действительно «ценой за тишину»?

Редакция Orda.kz будет следить за судебным процессом. Следующее заседание назначено на 4 июня в 10:00 в специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Шымкента.

Читайте также:

Лента новостей

все новости