Как высокие налоги и низкие цены на нефть внутри Казахстана могут привести к снижению нефтедобычи

cover

Коэффициент налоговой нагрузки для нефтедобывающих компаний (НДО) составляет более 64 %. Это самый высокий показатель среди всех отраслей Казахстана и даже среди нефтяников. При этом сами нефтяные компании обращают внимание на разницу в цене нефти для внутреннего и экспортного рынков. Недополучая до 100 долларов за тонну, предприятия из-за отсутствия инвестиций и достаточных ресурсов не смогут поддерживать текущий уровень добычи. Редакция Orda.kz разбиралась в ситуации.

В 2024 году ненефтяной дефицит республиканского бюджета (разница между расходами бюджета и его доходами за исключением нефтегазовых — прим. авт.) составил 8,7 трлн тенге или 6,5 % к валовому внутреннему продукту страны.

В Казахстане налоги и другие поступления от нефтегазового сектора напрямую направляют в Нацфонд. Затем эти деньги в виде трансфертов (2 трлн тенге в 2024 году — прим. авт.) передадут в республиканский бюджет. Исключением выступает экспортная таможенная пошлина на нефть (ЭТП), выплаты от которой идёт напрямую в госбюджет.

Коэффициент налоговой нагрузки (КНН) по международной методике (отношение всех налогов к прибыли до уплаты налогов — прим. авт.) для компаний нефтегазового сектора превышает 64 %. Это больше, чем во всех других отраслях.

Согласно аналитическим данным исполнительного директора ассоциации PetroMining Яромира Рабая, вторыми после НДО числятся предприятия горнодобывающей промышленности, добывающие металлические руды. Их КНН составляет 44 %. Остальные отрасли платят и того меньше. 

Справка: НДО — это независимые нефтедобывающие организации, которые обеспечивают порядка 20 % добычи нефти. Остальные 80 % добывают три оператора (ТШО, НКОК, КПО),  а также национальная компания «КазМунайГаз».

Дифференцированный подход в налогообложении/Таблица PetroMining
Инфографика PetroMining

Эксперт Нурлан Жумагулов подтвердил данные PetroMining. По его словам, налоговая нагрузка нефтедобывающих компаний (НДО) намного выше, чем в других отраслях.

«Даже если у НДО возникнут большие доходы, им нужно будет платить налог на сверхприбыль. Налоговая нагрузка у них больше, чем у всех в Казахстане. Нагрузка на горно-металлургический сектор в два раза ниже. У Минфина РК своя методика по налоговой нагрузке, согласно которой у НДО 25 %. Однако в классическом понимании у нефтяников нагрузка выходит 64–65 %», — отметил Жумагулов.

Из чего складывается столь большая налоговая нагрузка?

Один из факторов — налог на добычу ископаемых (НДПИ). Систему расчёта ввели в 2008 году, она также завязана на мировые цены на «чёрное золото». В тот период у нефти была высокая стоимость и определённая рыночная конъюнктура, когда в шкале ставок по некоторым налогам стоимость доходила до 200 долларов за баррель. В итоге это привело к большой проблеме в 2022 году, когда разница между мировой и фактической ценой достигала 35 долларов за баррель нефти.

При этом компании, добывающие нефть (НДО), в обязательном порядке поставляют часть продукта на внутренний рынок. Но цены между экспортом и обязательствами сильно различаются. Так, недропользователи недополучают до 100 долларов с тонны нефти. Плюс из-за регулирования цен на дизтопливо и бензин недополученная прибыль варьируется от 350 до 480 долларов за тонну.

Поэтому некоторые недропользователи называют поставки на внутренний рынок и регулирование цен на ГСМ скрытым налогом.

Недополученная прибыль от ДТ и АИ-92. Инфографика PetroMining
Инфографика PetroMining

Нефтяные предприятия из числа представителей ассоциации PetroMining оплачивают рентный налог, бонусы и налог на сверхприбыль. На эти компании приходится около 20 % совокупного объёма нефтедобычи в Казахстане.

По мнению президента ассоциации PetroMining Саята Боранбекова, для нового варианта налогообложения необходимо выравнивание нетбэков (цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя — прим. авт.). В итоге отсутствие разницы между экспортом нефти и продажей казахстанским НПЗ должно стать ключевой частью для налогового манёвра.  

Анализ нєтбеков при поставках нефти на экспорт и на внутренний рынок/ Инфографика PetroMining
Анализ нетбэков при поставках нефти на экспорт и на внутренний рынок / инфографика PetroMining

Необходимы реформы ценообразования

По мнению президента ТОО «Меридиан Петролеум» Балтабека Куандыкова, эра лёгкой нефти в Казахстане давно прошла. Теперь компаниям необходимо привлечь как можно больше инвесторов, чтобы улучшить показатели добычи.

«Все частные нефтедобывающие компании осваивают старые месторождения (на поздней стадии разработки — прим. авт.), которые давно прошли свой пик. Им и так сложно работать, у них практически не остаётся денег на развитие своей компании, на проведение доразведки. Этот вопрос требует рассмотрения и принятия мер. Правительство понимает ситуацию. В принимаемых документах есть пункты с некоторым послаблением налоговой нагрузки для компаний. Например, для разработчиков месторождений с высоковязкой нефтью или совсем поздней разработки», — рассказал президент ТОО «Меридиан Петролеум» Балтабек Куандыков.

Недропользователи предлагают руководству страны провести фискальное стимулирование для трудноизвлекаемых видов нефти, а ещё реформы ценообразования, чтобы поставки сырой нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок были такими же рентабельными, как и экспортные. 

Если больше экспортировать нефть, то её не хватит для нужд страны?

До 70 % добытой нефти компании, за исключением ТШО, КПО, NCOC и Дунга, обязаны поставлять на внутренний рынок по низким ценам. За счёт переработки на казахстанских НПЗ мы получаем ГСМ по ценам ниже.

Эксперт в нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов рассказал корреспонденту Orda.kz: члены ассоциации PetroMining хотят, чтобы покупная цена на внутреннем рынке достигла необходимого баланса. Сейчас стоимость одной тонны держится на показателе около 100 тысяч тенге. В то время как продажа за пределы Казахстана приносит предприятиям до 250 тысяч тенге за ту же тонну.

Цены на нефть за последние 10 лет/ Инфографика Energy Monitor 

«У нас образовалась огромная разница между внутренней и экспортной ценой. Это связано с тем, что доллар рос, а тенге падал. Раньше разбег не был таким большим, но в последние пару лет из-за девальвации тенге сильный откос произошёл между экспортной и внутренней ценой. У нас очень высокие налоговые ставки для обычных нефтяников, я не имею в виду стабилизированные контракты. Здесь надо дать возможность больше экспортировать, потому что "малыши" и средние игроки 70–80 % добытой нефти оставляют на внутреннем рынке. Но тогда нехватка нефти будет на внутреннем рынке. Соответственно, будет необходимо, чтобы крупные игроки со стабилизационными контрактами поставляли нефть на внутренний рынок. Это нефтяники обеспечивают низкие цены на бензин и дизель. Нужно благосостояние граждан повышать и только потом отменять госрегулирование цен на ГСМ», — сообщил Жумагулов.

Чтобы достичь идеальной формулы, по мнению эксперта, для нефтяников не должно быть разницы между поставками на казахстанские НПЗ и экспортом.

Надо разделить налогообложение для нефтегазовой отрасли на два или четыре уровня

По мнению эксперта в нефтегазовой отрасли Артура Шахназаряна, предприятия этого сектора всегда будут платить больше налогов, чем компании в других отраслях. Он предложил сделать разбивку по налоговой нагрузке в зависимости от вида нефтегазового месторождения.

«Нефтегаз имеет такую специфическую черту, как высокие прибыли и сверхприбыли. При этом у компаний очень высокие расходы и перманентная закредитованность. Мне кажется, что правильнее будет в налоговой нагрузке исходить из разного уровня сложности в разработке месторождений: разные геологические условия, глубина, запасы, пластовое давление, логистика, месторождения на разных стадиях разработки и выхода на рынок. На цену влияют и сорта нефти. Поэтому должны быть и разные уровни налогообложения: одни для месторождений с гигантскими запасами на пике добычи и другие — с остаточными запасами или на последней стадии разработки. Уравнивать можно было в эпоху лёгкой нефти, но она, к сожалению, давно прошла для Казахстана», – сообщил Шахназарян.

Эксперт отметил, что 64 % налоговой нагрузки — нормальный показатель для месторождений второй стадии разработки, но для участков с остаточными запасами это достаточно высокий уровень.

«Я бы предположил разделить налогообложение для нефтегазовой отрасли на два или лучше четыре уровня без учёта ситуации с наполнением бюджета. С той ситуацией, которая у нас складывается с бюджетом страны, правительство вряд ли пойдёт на понижении налоговой нагрузки. Пусть скажут спасибо, если не увеличат её», — объяснил Шахназарян.

Инвестиции в геологоразведку с каждым годом значительно снижаются. Как итог, по мнению экспертов PetroMining, к 2025 году недропользователи уже не смогут покрывать потребности НПЗ без увеличения и так уже значительной доли поставки нефти на внутренний рынок. 

Цены на нефть за последние 10 лет/ Инфографика Energy Monitor

«Нефтедобывающие организации смогут продолжить работу и инвестирование в собственную деятельность только в случае сохранения налоговых обязательств на текущем уровне. Дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на НДО может привести к критическим последствиям для ряда предприятий, подвергая их риску прекращения деятельности», — резюмировал президент ассоциации Саят Боранбеков.

Налоговый манёвр и предложение PetroMining

В прошлом году президент инициировал разработку нового Налогового кодекса, который подразумевает изменение режима для добывающих отраслей, в том числе и для нефтегазовой. Он вступит в силу с 1 января 2025 года.

В ноябре 2023 года ассоциация PetroMining совместно с Avantgarde Advisory Ltd провела анализ налоговой нагрузки для определения текущей и прогнозируемой налоговой нагрузки на недропользователей. Главной задачей было не допустить повышения налогов, так называемый налоговый манёвр. 

С результатами анализа по налоговой нагрузке, который подготовили ассоциация PetroMining и Avantgarde Advisory Ltd, ознакомили представителей Министерства национальной экономики, Министерства финансов и Министерства энергетики. 

Что обсуждали стороны: 

  • сохранить текущие ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН); 
  • перераспределение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентного налога на экспорт (РН) и экспортные таможенные пошлины (ЭТП) планируют рассмотреть на уровне энергетического совета при президенте.

Рассматривались также и налоги для истощающихся месторождений. В декабре 2023 года в кодекс «О недрах и недропользовании» внесли поправки, предполагающие режим альтернативного налога для таких недропользователей. Ассоциация PetroMining поддерживает предложение Министерства энергетики РК по стимулированию через «налоговую экономию» (сокращение налоговых выплат — прим. авт.). 

Анализ проводили по четырём НДО из этой категории. Так, в период коммерческой добычи чистая прибыль вырастет с 237,08 млрд тенге до 440,2 млрд тенге, а чистая приведённая стоимость (NPV) —до 246,4 млрд тенге. Это позволит реинвестировать дополнительную прибыль в добычу нефти для её поддержания.

Ведомства работают над внесением поправок в налоговое законодательство. Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости