Фильм «Солай болып қалды»: хороший казахстанец – лжец, ханжа и трус? Зато добродушный!

cover

В прокат вышла новая отечественная комедия «Солай болып қалды» («Так вот получилось») режиссёра Тимура Дулатова («Хотя бы в кино», «Вакцина от коррупции»). Вроде бы фильм из категории «если хотите, сходите, а если пропустите – много не потеряете». Однако «Солай болып қалды» запоминается и вызывает недоумение очень странным образом казахстанского мужчины. Главный герой Бакыт в исполнении Кайрата Адилгерея, мягко говоря, вызывает вопросы.

Сюжет картины сам по себе – на слабенькую троечку. Он выглядит сильно притянутым за уши даже для проходной локальной комедии. Незадачливый вечный неудачник Бакыт оказывается без денег на острове Шри-Ланка, куда он приехал по работе в качестве ассистента некоего казахстанского гуру-коуча (Гани Кулжанов), которого герой всегда называет Шеф. Последний сразу же показан очень плохим, и потому он увольняет Бакыта, не выплачивая зарплату и бросая одного на Шри-Ланке. В аэропорту Бакыт случайно знакомится со спортсменом по имени Жарас, который рассказывает, что приехал на остров, чтобы тренировать казахстанскую женскую команду по пляжному волейболу. И в этот момент их обоих… сбивает машина. Горемыки оказываются в одной палате, где их путают, и Бакыт решает выдать себя за тренера-волейболиста, поскольку настоящий тренер в коме…

Наверное, даже такой сюжет можно было бы вытянуть, если постараться хоть немного придать ему правдоподобности, прописать приличные диалоги, ну, и хоть как-то поработать над персонажами. Но в случае с «Солай болып қалды», под стать названию, судя по всему, было решено этого не делать.

Точно так же визуальные решения, музыка и всё прочее довольно посредственны, как и в миллионе других аналогичных комедий. И можно было бы просто забыть о существовании этого фильма, если бы не крайне сомнительные, навязчиво транслируемые посылы.

Бакыт показан как «типичный казахстанец в беде», которому мы должны сопереживать. При этом ни в профессиональном смысле (здесь не совсем понятно решение того же Шефа взять его ассистентом), ни в бытовом он абсолютно ни на что не способен, нечист на руку, лжив и явно сексуально озабочен. Бакыт на каждом шагу кого-то обманывает, в том числе волейбольную команду и директора Сакена (Ерболат Алкожа), при любой неприятности предлагает «развести» или, оказавшись, как обычно, без денег, – «кинуть» ресторан и сбежать, не заплатив по счёту.

Конечно, персонажи в кино бывают разные – имеют право на существование и такие, как Бакыт, но в подобных случаях либо подчеркивается, что герой сомнителен; либо для него прописывается арка, в течение фильма он развивается и меняется; либо всё показывается в сатирическом ключе. Здесь же на стороне Бакыта явно симпатии создателей картины. 

На сатиру «Солай болып қалды» не тянет, Бакыт показан, как положительный герой, которому мы должны сочувствовать, потому что он – вуаля! – «ақкөңіл», добродушный! Оказывается, любые грехи, неприглядные поступки, неадекватное поведение можно оправдать, если человек добродушен.

Среди прочего, Бакыт постоянно преследует волейболисток, в особенности одну из них, Айгерим (Мадина Оспан), делая всяческие сальные намеки и комплименты, а когда девушки выходят тренироваться на пляж, вдруг начинает отчитывать их за неподобающий вид, упирая на «что люди скажут?!».

Во время приключений и трудностей команды на Шри-Ланке от Бакыта мало толку – он труслив, при малейшей опасности пытается отправить кого-то из девушек решать вопрос, объясняя это тем, что «ещё не женат, не продолжил свой род, поэтому не могу рисковать собой». Ночью он не забывает похотливо смотреть на развешанное сушиться нижнее бельё спортсменок, а с утра вдруг строит из себя проповедника, отчитывая девушек, почему они «не знают обычаев» и не готовят ему чай?

И вот такими странными месседжами «Солай болып қалды» просто набит. 

Помимо главного сомнительного посыла, что типичный казахстанец – это бесполезный и бездарный во всех смыслах человек, лжец, ханжа и тем не менее надо его любить и поддерживать, потому что он «добродушный», в фильме ещё немало вещей, якобы забавных и смешных, а на деле – как минимум, смущающих.

Например, весь фильм Бакыт высмеивает и унижает массажистку Булбул за лишний вес, к этому периодически присоединяются и другие персонажи.

Поскольку он ненастоящий тренер, который ничего не смыслит в волейболе, Бакыт дурит девушек и вместо необходимой тактики, бесконечно внушает им бессмысленные инфоцыганские слоганы вроде «Девочки, в первую очередь, важна мотивация!», «Только вперёд!» и так далее – и это тоже показано как нечто хорошее и работающее.

Кроме того, через весь фильм красной нитью проходит мысль, что даже если у тебя украли честно заработанные деньги, то не стоит становиться «слишком злым», надо оставаться «добродушным», «что-нибудь придумаем, у кого-нибудь займём». А в крайнем случае – можно стать сквоттерами!

Впрочем, ближе к финалу фильма появляется попытка показать что-то вроде личностного роста героя, какие-то якобы произошедшие с ним перемены. Однако Бакыт ничему особо не научился, профессионалом не стал и не сказать, чтобы как-то изменился. Так что, в конце картины мы видим, как её создатели неминуемо приходят к выводу: для того, чтобы быть «хорошим казахстанцем», достаточно быть «добродушным» (это слово произносится раз двести!), а также помнить, что «мы из Казахстана». Да, мы из Казахстана и помним об этом, но насколько нужны вот такие герои, пусть даже и в комедии?

Лента новостей

все новости