Женские вагоны, пляжи и школы: защита от домогательств или признак исламизации общества?

cover

Может ли разделение сервиса услуг, образования и сферы отдыха обеспечить безопасность казахстанских женщин, разбиралась Orda.kz.

10 октября 2021 года национальный перевозчик «Казахстан Темир Жолы» запустил необычную услугу: пассажирские купе-вагоны, предназначенные для женщин. По словам руководства КТЖ, это было сделано для повышения качества сервиса услуг нацкомпании. Про гендерную подоплёку никто не говорил, поскольку ездить в специальных вагонах могли не только представительницы прекрасного пола, но также и мальчики в возрасте до 7 лет в их сопровождении.  

Первые женские вагоны входили в состав поездов, следовавших по маршруту Алматы – Оскемен и Алматы – Мангистау. Ни внешне, ни по уровню сервиса, ни по стоимости билетов они ничем не отличались от обычных купейных. Единственная разница заключалась в том, что проводниками в раздельных вагонах работали исключительно дамы.

Фото railways.kz

Пилотный проект КТЖ пришёлся по душе казахстанкам и спрос на проезд в женских вагонах возрос. По данным сайта нацперевозчика, всего с 10 октября по 31 декабря 2021 года этой услугой воспользовались 13 243 женщины. Поток желающих ездить отдельно от мужчин рос стремительными темпами, поэтому КТЖ с 1 февраля 2022 года увеличил количество спецвагонов в 6 раз. Они появились в поездах сообщением Павлодар – Шымкент, Нур-Султан – Шымкент, Алматы – Уральск, Нур-Султан – Атырау, Алматы – Жезказган и Мангистау – Семей.

Многие общественные деятели поддержали креативную затею КТЖ, однако нашлись и те, кто выступил против неё. Вскоре соцсети запестрили предложениями пользователей о создании в Казахстане раздельных бассейнов, пляжей, фитнесс-центров, зон отдыха и школ.

Orda.kz выясняла, что лежит в основе разделения сферы услуг и образования, и не приведёт ли оно в будущем к исламизации казахстанского общества.

Борьба с харассментом

Некоторые правозащитники и юристы считают, что женские вагоны появились у нас после череды громких скандалов, связанных с сексуальными домогательствами и изнасилованиями пассажирок. Самое резонансное преступление произошло 26 сентября 2018 года, когда возвращавшуюся из Астаны в Актобе 35-летнюю женщину по очереди изнасиловали 2 проводника. В феврале 2020 года суд признал преступников виновными и приговорил каждого к 2 годам 6 месяцам колонии. Наказание было мягким потому, что слуга Фемиды, рассматривавший уголовное дело, не стал квалифицировать действия подсудимых как групповое изнасилование. Позже потерпевшая добилась пересмотра приговора, и насильникам увеличили срок до 6 лет.

После этого вопиющего случая, общественники заговорили о создании отдельных пассажирских вагонов для женщин. А когда осенью прошлого года в одном из поездов произошло очередное ЧП, связанное с харассментом, в адрес КТЖ посыпались обвинения в необеспечении на должном уровне безопасности пассажирок. Нацперевозчик отверг все нападки и заявил СМИ, что по стране курсируют 122 ж/д маршрута, из них 98 принадлежат АО «Пассажирские перевозки», а остальные 24 частным компаниям. Инцидент с домогательствами пассажирки произошёл как раз-таки у частников.

Мы обратились за комментариями к правозащитникам, семейным психологам и учёным-богословам, чтобы узнать их мнения о разделении вагонов, пляжей, школ и отелей на мужские и женские отделения.

Доктор права PhD Халида Ажигулова. 

«Подобные женские вагоны в поездах – это нонсенс в развитых правовых странах мира, где законы действительно работают и эффективно защищают любого гражданина от насилия вне зависимости от пола. Однако, в Казахстане такие вагоны – это вынужденная мера, поскольку у нас на законодательном уровне отсутствуют достаточные меры защиты от сексуальных домогательств на транспорте. По-прежнему не решена проблема низкой правовой культуры и нарушения прав человека в обществе. Поэтому, только путешествуя раздельно, наши дамы могут спастись от назойливого приставания сексуально озабоченных типов».

Халида Ажигулова
Халида Ажигулова. Фото из личного архива

По мнению правоведа, оправдано лишь разделение бань, саун, раздевалок на пляжах и в бассейнах на мужские и женские отделения, поскольку это связано с интимной гигиеной людей. А вот создание школ, зон отдыха и общественного транспорта, предназначенных только для слабого или только для сильного пола – это уже форма дискриминации и нарушение Конституции РК.

«Все граждане Республики Казахстан должны понимать, что мы живём с вами в светском государстве, где главным законом и регулятором общественных отношений является Конституция. Поэтому предлагать разделять что-либо по гендерному признаку – это не что иное, как дискриминация людей. Посмотрите на развитые демократические и правовые государства Запада и Востока: там нет подобных разделений. Все граждане, независимо от пола, возраста, национальности и вероисповедания, равны в правах. К сожалению, мы сейчас видим негативный пример в Афганистане, где в прошлом году к власти пришло движение Талибан, и в отношении местных женщин и девочек сразу начались гонения и репрессии. Женщин там держат за людей второго сорта, строго наказывая за малейшую провинность».

Талибы ввели много ограничений для женщин. Например, сейчас в Афганистане в университетах юноши и девушки должны учиться в раздельных аудиториях, а преподавать девушкам могут только женщины. Из-за того, что лекторов-женщин очень мало, то и не во всех вузах есть аудитории для девушек. Более того, в некоторых провинциях девочкам разрешили учиться только до 6-го класса, так как им нельзя получать полное среднее образование. А это означает, что эти девочки в будущем не смогут поступить в университет и получить профессию.

«Я считаю, что подобные нововведения в Афганистане – это откат в средневековье, и мы не должны следовать такому примеру и вводить необоснованную сегрегацию по полу в школах и университетах Казахстана!»

Фото vhnews.ru

Критикуя режим талибов, наша собеседница с горечью признаёт при этом, что уровень правовой грамотности и общей культуры, воспитания и образования многих граждан Казахстана сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому у нас так остро стоит проблема бытового насилия, сексуальных домогательств и неуважения к женщине в целом, как личности.

«Увы, я должна отметить, что в нашей стране отсутствует должное правовое воспитание и половое просвещение в школах. Поэтому, взрослея, молодое поколение казахстанцев зачастую не уважает личные границы других людей. Некоторые молодые люди не проявляют нулевую терпимость к любым формам насилия и гендерным стереотипам, и нередко понятия не имеют о принципе согласия на половые отношения. Из-за этого в стране так остро стоит проблема домогательств, изнасилований и растления малолетних». 

Юрист не разделяет мнение некоторых верующих людей и уятменов, что внедрение раздельных для мужчин и женщин пассажирских вагонов, школьных классов, пляжей и бассейнов спасёт казахстанцев от якобы «порочного влияния Запада», которое, дескать, навязывает нашему обществу сомнительные ценности. Что, «живя по канонам шариата», мы сможем спастись от духовной деградации, сексуальной распущенности и нивелирования семейных ценностей.

«Лица, которые постоянно ссылаются на нормы шариата в своих призывах и предложениях ввести раздельное обучение, проезд, сервис, по сути, не приемлют и принижают роль нашей Конституции. Они хотят, чтобы у нас главенствовало религиозное исламское право, где главным источником права является Коран. Однако они забывают, что в нашей стране это неприемлемо, так как Казахстан – это суверенное светское государство. Нельзя навязывать независимому суверенному государству законы других стран, ни при каких обстоятельствах».

Юрист подчёркивает, что ценность Корана, как и других священных религиозных книг в том, что они содержат важные нравственные ориентиры и правила, которые помогают людям сделать правильный выбор в пользу добра, справедливости, честности, порядочности и других добродетелей. Это всё вопросы внутренней морали и совести человека.

«Но Коран не является законом нашей страны и не является обязательным источником права в Казахстане. Нельзя прикрываться догмами ислама или других религий для оправдания дискриминации женщин или любого другого человека по любому иному признаку». 

Объективности ради, Халида Ажигулова просит не связывать появление женских вагонов исключительно с религиозной подоплёкой, поскольку отдельные купе для слабого пола есть в Индии и Японии, которые никак нельзя называть мусульманскими.

«Я знаю, что в Индии регулярно происходят изнасилования женщин-пассажирок в поездах, метро, такси и автобусах. Притом нередко – групповые. К сожалению, в этой стране сложно бороться с высоким уровнем насилия, поэтому там и организовали женские такси и вагоны. В Японии уровень сексуального насилия намного ниже, чем в Индии, однако и там тоже остро стоит проблема сексуальных домогательств. Надо отдать должное властям Страны Восходящего Солнца, что они открыто признают эту проблему и принимают меры для её решения».

По словам Ажигуловой, если бы в казахстанском законодательстве была бы введена отдельная статья за «Сексуализированное домогательство», которая предусматривала бы строгое наказание, это могло бы послужить эффективным сдерживающим фактором для многих потенциальных преступников. А пока казахстанские педофилы и насильники пользуются брешью в законе, совершая свои гнусные злодеяния, и уходя от ответственности.

«Я полагаю, что в нашем транспорте совершается немало преступлений на сексуальной почве. Однако большинство из них замалчивается, поэтому виновные избегают уголовного наказания. Девочек воспитывают с малых лет, что изнасилование и домогательство – это что-то страшное, позорное, поэтому, подвергнувшись этим преступлениям, надо молчать. Иначе это будет уят, окружающие начнут обвинять жертву в легкомысленности, говорить ей, что «сама виновата», «нечего было одной ехать ночью в такси», «небось, вызывающе накрасилась и разоделась, вела себя неподобающе», «сама спровоцировала мужика!».

Халида Ажигулова отметила, что с 2019 года она вместе с другими правозащитниками регулярно направляют обращения на имя президента РК, в Мажилис, руководству правоохранительных органов с просьбой ввести в законодательство РК отдельную статью за харассмент. Однако они не слышат обращений правозащитников.

«Я считаю, что это связано с отсутствием политической воли у руководства МВД, генпрокуратуры и администрации президента. За отказом вводить в законодательство отдельную статью за  «Сексуализированные домогательства» стоит сопротивление некоторых мужчин на высших государственных позициях, которые не хотят признавать эту проблему и не хотят поставить себя на место женщин, ежедневно подвергающиеся домогательствам в РК». 

Ответ Генпрокуратуры на запрос правозащитников.

Самым интересным выглядят объяснения полицейских и прокуроров, почему не стоит вводить уголовную ответственность за домогательства.

«В апреле 2022 года мы получили официальные ответы от руководства МВД РК и Генеральной прокуратуры, в которых они в очередной раз заявили, что якобы нет никакой необходимости вводить отдельную ответственность за домогательства. В своих отписках они ссылаются на пункты в некоторых статьях УК РК, которые, по их мнению, отражают домогательство. Например, как покушение на изнасилование (ст. 120), насильственные действия сексуального характера (ст. 121) или как принуждение к половому сношению (ст. 123). Но на практике эти статьи очень редко применяются именно в случае сексуализированных домогательств».

Если говорить в целом о безопасности пассажиров женских вагонов, то никто не может обеспечить её на 100%, потому что всегда есть риск, что они могут в ходе поездки стать жертвами воров, хулиганов и мошенников. Но гендерное разделение вагонов всё-таки снижает практически до нуля риски сексуальных домогательств и насилия в отношении женщин со стороны мужчин.

Мальчики – налево, девочки – направо!

Активно об открытии частных школ с раздельным обучением мальчиков и девочек в Казахстане заговорили в феврале 2018 года, когда широко обсуждались поправки в закон о религии. Многие граждане полагали почему-то, что обучаться в этих школах могут только дети глубоко верующих родителей. Но, как пояснил тогда на брифинге министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев, такие школы, во-первых, в Казахстане уже есть, во-вторых, к религии они не имеют никакого отношения.

Оказывается, частные светские школы появились у нас в нулевых годах. Работают они по государственным стандартам образования, но с раздельным обучением мальчиков и девочек. Занятия ведутся на русском, казахском, турецком и английском языках, в зависимости от специализации школы, и учиться в них могут все желающие дети, при условии, что их родители в состоянии оплатить учёбу.

Другой вопрос – нравится ли самим детям раздельное обучение, и с какими проблемами они сталкиваются в его ходе? За ответом мы обратились  к детскому психотерапевту и семейному психологу Оксане Доронкиной:

«Я консультировала многих детей, которые обучались в раздельных классах для девочек и мальчиков. Заметила, что у мальчиков отслеживается сильное желание доминировать над кем-то и самоутверждаться за счёт кого-то. Им не хватало нежности, ласки и гибкости во взаимоотношениях с девочками вне стен школы, поскольку их воспитывали в строгости. Учителя постоянно требовали от них хорошего прилежания, высоких оценок и чуть-ли не армейской дисциплины, готовя их к роли лидеров по жизни. Некоторые мальчики не выдерживали этой гонки за лидерство, срывались порой и затем страдали заниженной самооценкой и комплексами неполноценности».

Оксана Доронкина. Фото из личного архива

Некоторые девочки, обучаясь в раздельных классах, тоже жаловались психологу на проблемы с общением с противоположным полом. Только единицы выказывали недовольство качеством образования и уровнем квалификации учителей. Все просьбы подростков сводились к тому, чтобы помочь им решить проблему с межличностным общением и повысить самооценку.    

«У девочек в период полового созревания возникает потребность кому-то нравиться, поэтому они стараются порой самовыражаться за счёт яркого макияжа, одежды или аксессуаров. Они не хотят быть безликой серой массой, а стремятся быть в центре всеобщего внимания. Добиться этого получается не у многих девочек, поэтому они переживали за свой статус в коллективе и рейтинг популярности у мальчиков. Если говорить в целом, то у подростков отношение к социуму отличается от отношения взрослых. Поэтому многие ученики раздельных классов завидуют своим сверстникам, которые учатся в обычных школах».

Раздельные классы для мальчиков и девочек есть во многих странах мира. Фото protivkart.org

Психолог не считает, что основной причиной создания отдельных пассажирских вагонов для женщины является защита от домогательств мужчин. Она полагает, что всё кроется в банальной бытовой проблеме и низком уровне культуры многих наших мужчин.

«Наши девушки предпочитают женские пассажирские вагоны не только потому, что так они чувствуют себя в безопасности. Просто они хотят уберечь себя от бытовых неудобств и дискомфорта, который часто доставляют попутчики. Скажите, ну, кому охота ехать в одном купе с подвыпившим мужчиной, от которого несёт перегаром, или слушать скабрезные анекдоты от невоспитанных молодых парней? Кому охота смотреть на свисающие с полки чьи-то ноги в грязных, дырявых носках, дышать в тамбуре табачным дымом и слушать постоянно нецензурные выражения, которые любят к месту или не месту употреблять некоторые мужчины, общаясь между собой? Вот они и стараются ездить раздельно от мужчин».

Женские пассажирские вагоны спасают дам от назойливого внимания попутчиков- мужчин. Фото anni-sanni.livejournal.c

В целом психолог положительно относится к раздельным пассажирским вагонам и пляжам, поскольку она считает, что таким образом девушки могут спастись от назойливого внимания мужчин. А вот раздельные школы для мальчиков и девочек она критикует, так как убеждена, что они мешают подросткам выстраивать отношения с противоположным полом и гармонично развиваться.

«Знаете, я обратила внимание, что инициаторами разделения сервиса услуг, досуга и образования нередко выступают ярые феминистки и ортодоксальные верующие. Причём не обязательно мусульманки, хватает среди них и христианок, и иудеек, и представительниц других конфессий. Так вот, феминистки пропагандируют разделение, ссылаясь на то, что наши девушки не защищены от домогательств мужчин. А вот верующие женщины ссылаются на каноны своего вероисповедания, которые требуют от них кротости, покорности, скромности и почитания мужчин, как глав семейств. Объединяет их, как правило, недовольство своей личной жизнью, однако они предпочитают не распространяться на эту тему публично».

Как устроено у них

Мы решили узнать, как за рубежом решается проблема разделения пляжей на мужские и женские, и что думает по этому поводу местное население. Полученная информация дала нам хорошую пищу для размышлений.

В Египте, например, разговоры о женских пляжных зонах велись с 2001 года, однако первый раздельный пляж появился только в 2009 году. Зона отдыха была организована как частный закрытый женский клуб, вход на территорию платный, а сама территория расположена в 250 км от Каира. В турецкой Анталии пляж для представительниц прекрасной половины человечества появился в 2014 году. При этом многие жители высказывали недовольство! Они заявляли, что мусульманский пляж портит имидж курорта, и жительницам города он совершенно не нужен.

Женский пляж в ОАЭ. Фото proexpedition.ru

В ОАЭ к проблеме подошли проще. В Дубае и Шардже, например, ввели «женские» дни на пляжах и в аквапарках. И теперь мужчинам невозможно попасть туда по понедельникам и средам. В Европе мужские и женские пляжи тоже имеются, но там отдыхают, в основном, нудисты и представители сексуальных меньшинств. Обычно зоны отдыха находятся на одной пляжной линии, но их разделяют или каменная стена, как, например, в Италии, или длинный узкий перешеек, как, например, в Литве.

Жить по заветам пророка Мухаммеда

Учёный-исламовед Аманат Елдесбай занимается научной работой в исламском университете Нур-Мубарак, расположенном в Алматы, и выступает за разделение сервиса услуг по гендерному принципу.

«Подобное разделение – это ни в коем случе не ущемление прав наших женщин. Наоборот, это защита их чести и достоинства от непристойного поведения некоторых мужчин, и в то же время, спасение от всевозможных соблазнов и искушения. Ислам поощряет добродетель и скромность, поэтому будет хорошо, если у нас со временем появятся раздельные пляжи, бассейны, спортивные залы и отели. Мы только выиграем от этого, так как родители не будут переживать за безопасность своих дочерей, а жёны беспочвенно ревновать мужей».

Аманат Елдесбай. Фото из личного архива

Учёный-богослов считает, что разделяя школы для девочек и мальчиков, мы возвращаемся к своим национальным истокам, где разнополых детей воспитывали в соответствии с нормами ислама и местного права – адата.

«К примеру, казахских девочек всегда воспитывали в послушании и кротости, уважении старших, поскольку их с малых лет готовили к роли жён и матерей. Они не боялись быть слабыми, так как знали, что у них есть надёжная опора в лице отца и братьев. Им не надо было бороться за своё место под солнцем и доказывать окружающим свою значимость, как это практикуют сейчас многие феминистки. Что касается мальчиков, то раньше их воспитывали в роли защитников, кормильцев семей, воинов. А сейчас у нас институт семьи и брака переживает не лучшие времена, что сказывается на уровне воспитания и культуры молодёжи».

В крушении института семьи и культурных ценностей в Казахстане исламовед, по его признанию, видит происки Запада, которое насаждает нам чуждую идеологию.

«Я считаю, что нам не нужны парады ЛГБТ, нудистские пляжи, временные гражданские браки и прочие прелести Запада. Мы должны противодействовать его тлетворному влиянию и жить, согласно своим обычаям, традициям и религиозным убеждениям. Например, в степи всегда существовала традиция уята, то есть стыда, когда люди боялись совершить что-то предосудительное, постыдное. Это сейчас понятие уят извратили и сделали чем-то ханжеским. На самом деле это – одна из основ нашей философии, менталитета».

Аманат Елдесбай просит соотечественников не поддаваться провокациям и не воспринимать ислам как агрессивную, воинствующую и нетерпимую к другим верам религию, как пытаются навязать это некоторые сторонники либеральных ценностей. Бояться того, что Казахстан в случае разделения сферы образования, досуга и пассажирских перевозок превратится в ИГИЛ, не стоит. Этого никогда не будет.

«Ислам – это религия добра и мира, это созидательная сила, а не разрушительная. Поэтому не надо демонизировать мусульман и представлять их как отсталых варваров, которые устанавливают везде свои строгие порядки. Приводить в качестве примера Афганистан тоже не стоит. У этой страны – своё понимание ислама, у нас своё. Второй Талибан нам точно не нужен».

Талибы патрулируют Кабул. Фото islam.news.ru

По словам Елдесбая, казахстанское общество ещё не готово морально и психологически к раздельным ресторанам, гостиницам, базам отдыха и общественному транспорту. Поэтому навязывать разделение сейчас не стоит, нужно набраться терпения и постепенно подводить население к разделению сервиса услуг, правильно расставляя акценты.

«Мы предлагаем для начала прислушаться к просьбам мусульман и организовать для них отдельные места для отдыха, занятий спортом, обучения и т.д, поскольку это – наше законное право! Затем можно будет расширить сферу предоставляемых услуг, соблюдая при этом интересы лиц других вероисповеданий. Всё нужно делать не спеша, обдуманно и взвешенно, но при этом добиваться поставленной цели».

Что касается обвинений феминисток в том, что казахстанские мужчины в большинстве своём грубы, невежественны и не культурны, то наш собеседник признаёт их частично.

«Я не буду отрицать, что некоторые наши мужчины не отличаются высоким уровнем культуры и воспитания, и что женские пассажирские вагоны были созданы именно для защиты пассажирок от домогательств попутчиков. Однако не надо всех нас под одну гребёнку грести. Далеко не все казахстанские мужчины пьют и бьют своих жён, матерятся, курят и не участвуют в воспитании детей, как это часто хотят представить некоторые правозащитники. Многие из них являются прекрасными семьянинами, ответственными работниками и законопослушными гражданами. Просто критиканкам-феминисткам в большинстве своём не везёт в личной жизни, вот они и ополчились на весь мужской род. Винить им в этом надо себя, любимых, а не других!».

От редакции

Можно по разному относиться к идее разделения сферы услуг и образования на мужскую и женскую часть, главное, соблюдать интересы большинства, которое на сегодняшний день выступает против. Навязывать своё мнение сторонникам разделения не стоит, так как наше общество ещё не готово к этим нововведениям, возвращающим в средневековье.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости