Жена экс-министра культуры Мухамедиулы требует суд вернуть 72 млн тенге
В столичном суде проходит заседание апелляционной коллегии по уголовному делу в отношении бывшего министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы и остальных осужденных. Что требовали адвокаты на заседании коллегии, сообщает корреспондент Orda.kz.
Суд первой инстанции признал виновными Мухамедиулы и трёх его подельников в сговоре и хищении 221 млн тенге, выделенных на проведение международной выставки, где главным экспонатом должен был стать «Золотой человек».
Мухамедиулы приговорили к восьми годам лишения свободы и обвинили по двум статьям УК РК: по части 3 статьи 28 «Организация уголовного правонарушения» и пункту 2 части 4 статьи 189 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества».
Остальных подсудимых: заместителя директора нацмузея Алмаза Нуразхана, заместителя директора подрядной организации «Экспонат» Азамата Кошенова и бухгалтера этой компании Айым Садвакасову – приговорили к семи годам лишения свободы. Их признали виновными в пособничестве в совершении уголовного правонарушения.
Приговор вынесен без доказательств
По мнению адвоката экс министра Айгерим Ануарбек, судья Идрисов вынес приговор с нарушением нормативного постановления Верховного суда. Согласно этим нормам, копии документов без подлинников не считаются за доказательства.
"Мы считаем, что приговор основан на недопустимых доказательствах и на документах, оригиналы и подлинники которых не предоставлены суду, а также на основании отменённого незаконного аудиторского отчёта. В этой связи мы просим отменить приговор суда первой инстанции и оправдать Мухамедиулы. Я прошу дать смягчение Мухамедиулы за счёт погашения ущерба или оправдать его и вернуть в полном объеме внесённые денежные средства", заявила Ануарбек.
Также адвокат Ануарбек сочла, что ущерб по гражданском иску Министерства культуры выплачивается неравномерно и просила суд вернуть Мухамедиулы 72 миллиона тенге.
Напомним, судья Идрисов изменил эту сумму: из вменяемых им ранее 221 миллиона тенге, ущерб составил 155 100 414 тенге. Суд первой инстанции поделил сумму на каждого осужденного - по 43 млн 829 тысяч тенге.
«Если в солидарном порядке суд разделяет сумму ущерба 155 миллионов тенге, то с каждого выходит по 43 миллиона. А Мухамедиулы уже возместил 111 271 300 тенге. То есть остаток 72 миллиона тенге подлежит возврату», заявляет адвокат.
Речь идет о сумме 111 млн тенге, которые жена экс-министра Галия Искакова внесла ошибочно. Согласно показаниям самого Мухамедиулы, сотрудники Антикора предлагали его родственникам возместить ущерб 111 миллионов тенге взамен на закрытие дела.
На заседании также выступил общественный защитник Алмаза Нуразхана, его родственник Мейирхан Нуразхан. Он считает предварительный сговор между Мухамедиулы и Нуразханом невозможным, так как между ними были напряженные отношения.
"О каком сговоре идет речь, если Нуразхан из-за Мухамедиулы лишился должности директора музея? Какое покровительство Нуразхан мог ожидать от человека, снятого с должности министра и назначенного на его должность. Мало того, при освобождении от должности директора музея, мой подзащитный Нуразхан написал заявление об увольнении по собственному желанию. Однако новым министром его заявление не было подписано и его убедили остаться на должности заместителя директора музея. Поэтому в целом между ними были напряженные отношения. Более того, доводы стороны обвинения о сговоре между ними никаким фактами не подтверждены", заявил защитник.
Отсрочка отбывания срока Садвакасовой
Адвокаты бухгалтера ТОО «Экспонат» Айым Садвакасовой допускают возможные нарушения ведения бухгалтерского учёта. По их словам, она согласна понести за это наказание, но не за пособничество в растрате бюджетных средств вместе с остальными осужденными, которых прежде не знала. Более того, они просят суд отсрочить отбывание наказания - у осужденной есть малолетняя дочь.
"Наказание - это всё-таки не кара. Это предусмотрено законом, что это мера перевоспитания. И несправедливое наказание не может способствовать исправлению. В отношении нашей подзащитной вынесено слишком суровое наказание, которое не соответствует тяжести совершенного преступления. Мы, конечно, просим оправдать нашу подзащитную, но если суд апелляционной инстанции все же оставит приговор в силе, то прошу вас не ломать судьбу нашей подзащитной и особенно судьбу её малолетней дочери и дать возможность воспитать ребенка. Принять во внимание наличие малолетнего ребенка на иждивении Садвакасовой. Она его воспитывает одна, отсутствие у ребенка второго родителя подлежит применению отсрочки наказания до исполнения ребенку 14 лет", заявила адвокат.
Оглашение решения в 17:00
Прокурор Айжан Аймаганова просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. В отличие от адвоката Ануарбек, гособвинитель считает, что в основе обвинительного приговора лежат достоверные показания всех свидетелей, служебные записки Мухамедиулы и заключения экспертиз, говорящие о законности приговора суда первой инстанции.
"На досудебной и судебной стадии было установлено, что Мухамедиулы лично курировал проект вместе с Нуразхан. Также он без ведома министерства и без корректировки бюджетной заявки изменил страну проведения выставки на Индию. Также установлено, что министерство не давало разрешения на проведение выставки в Индии. Свидетель Раимкулова говорил, что вице-министр не мог давать разрешение на проведение выставки без соблюдения определенных процедур. В ходе досудебного расследования и в суде были исследованы материалы уголовных дел, где имеется служебная записка и заключения экспертиз", заявила прокурор.
Однако Аймаганова всё же согласна с адвокатами Садвакасовой и считает возможным отсрочку отбывания наказания осужденной.
"По поводу Садвакасовой, сторона защиты просили отсрочку в соответствии со статьей 72 УК РК ("Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей" - прим. ред.). В виду того, что у нее есть малолетний ребенок, я полагаю возможным удовлетворить и дать ей отсрочку",
завершила Аймаганова.
Адвокаты осужденных также ходатайствовали о проведении повторной экономической экспертизы для проверки аудиторских отчетов, которые противоречат друг другу.
"Если коллегия в совещательной комнате сочтет целесообразным назначение экономической экспертизы, то мы назначим. Коллегия удаляется в совещательную комнату до 17:00", заявил председатель апелляционной коллегии.
Оглашение результатов апелляционной жалобы комиссия назначила на 17:00 текущего дня. Orda.kz будет следить за развитием событий.
Читайте также:
Лента новостей
- Частная фирма незаконно выиграла тендер на сумму 2,2 млрд тенге в Жамбылской области
- Начался суд по пыткам в Кошмамбете: людей избивали прикладами, цепью, заставляли петь
- Астанинский коммерсант продал несуществующее топливо почти на миллиард тенге
- Бюро Национального собрания утвердило процедуру импичмента президента Франции
- Несколько ЖК остались без света из-за долгов обслуживающих организаций в Алматинской области
- Казахстанка по ошибке родила ребёнка в двух разных местах
- Отец Ербаяна Мухтара запретил публикацию фотографий сына в связи с его состоянием здоровья
- Названы самые пьющие регионы Казахстана
- Тысячи молодых саженцев гибнут в Алматы. Куда уходят деньги на озеленение?
- Иностранный фармацевтический гигант проиграл суд против казахстанского Минздрава
- «Хотел снять нижнее бельё» — за проникновение в дом к подчинённой судят сельского акима в области Жетысу
- Авария с автобусом в Уральске: 11 человек в больнице
- Экспорт нефти в Германию, совместная геологоразведка: о чём говорил Токаев на саммите в Астане
- «Это не гайморит» — мать солдата Ербаяна Мухтара не согласна с заявлением Нацгвардии и депутатов
- Трагическая история срочника Ербаяна Мухтара: отец рассказал, когда сына отвезут лечиться за рубеж
- Погибли семь человек: жуткое ДТП в Жамбылской области попало на видео
- Не только Россия и Китай: из каких стран больше всего приехало туристов в Казахстан
- Солдат выстрелил себе в голову в Шымкенте
- Крыши и чердаки запрут после гибели двух девочек в Алматы
- Приехал ради нефти: что пишут немецкие СМИ о визите Шольца в Казахстан