Железнодорожный коридор в обход России: плюсы и риски для Казахстана

cover Коллаж Orda.kz

Китай стремится облегчить торговый доступ к европейским рынкам, развивая свою железнодорожную сеть с Казахстаном через Средний Коридор, пишет The Diplomat. О плюсах и рисках евразийского маршрута для Казахстана расскажет Orda.kz

Рельсы и шпалы от Китая до Европы

Последние месяцы придали железнодорожным перевозкам Казахстана и Китая новый импульс развития. Это закономерный итог российско-украинского конфликта, который вынудил многие соседние с Россией страны искать альтернативные транспортные маршруты.

Поезд КТЖ. Фото Inbusiness.kz

В Казахстане железнодорожный импульс связан с недавними визитами делегации "Казахстан темир жолы" (КТЖ) в Китай. В марте представители КТЖ посетили Сиан, где вместе с городской администрацией решили возвести терминал на территории сухопутного порта. Сейчас туда уже поступает 40 процентов казахстанского импорта, указывает источник.

Вскоре после этого делегация КТЖ отправилась в столицу Синьцзяна город Урумчи. В мегаполисе было заключено несколько соглашений с China Railway Urumqi Group Co. Ltd, государственным железнодорожным оператором в Синьцзяне. По данным издания, ключевыми моментами сделки стали модернизация путей на железных дорогах Бахты-Аягоз и Достык-Мойынты, с возможным строительством дополнительного казахстанского терминала в Урумчи. Также сообщается о строительстве второй очереди путей на железной дороге Цзиньхэ-Алашанькоу.

Средний коридор и тестовый запуск поезда через Казахстан в Европу

В то же время Китай тестирует альтернативные маршруты в Европу через Казахстан. Наиболее удобной альтернативой считается Средний коридор (он же Транскаспийский транспортный маршрут).

Карта Среднего Коридора. Картинка Caucasus Watch

Это масштабный транспортный проект, цель которого – соединить Турцию с Китаем через ряд постсоветских республик. Это Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Азербайджан и Казахстан. Несмотря на потенциал проекта, начиная с девяностых годов его реализация откладывалась из-за проблем с логистикой и безопасностью. Тем не менее, страны-участницы по-прежнему сохраняют интерес в Среднем Коридоре.

На данный момент у Среднего Коридора есть два важных маршрута. Это Трансказахстанская железнодорожная магистраль и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Оба пути начали работу в 2017 году. Однако лишь в марте 2023 года КТЖ отправила первый поезд из Цзяочжоу на востоке Китая до порта Копер в Словении, впервые использовав Трансказахстанскую магистраль. Преодолев 13 000 километров за 45 дней, поезд доставил новые электромобили в Европу.

Как сообщает издание, эта первая поездка может считаться испытанием новых маршрутов, не пересекающих Чёрное море. Несмотря на то, что это более короткий маршрут, путешествие через Чёрное море допускает гораздо меньшую пропускную способность. Другим недостатком является недостаточная эффективность путей, в частности по турецкой железной дороге. Согласно источнику, для увеличения объёма этой части маршрута необходимо дать новый толчок развитию местной инфраструктуры.

Чем Средний Коридор важен и выгоден для Казахстана?

По данным источника, Средний Коридор даёт Казахстану очевидные преимущества.

Во-первых, это модернизация железных дорог и подключение к европейским рынкам. Первое особенно важно для республики, так как транспортная система Казахстана является слабым местом его экономического развития. Издание отмечает, что в силу географии и советского наследия, Казахстан зависел от северного железнодорожного маршрута через Россию для экспорта своих товаров. Таким образом, соединение с китайской железнодорожной сетью, а также интеграция с железнодорожной линией в Среднем коридоре не только поможет Казахстану избежать зависимости от одного маршрута, но и позволит добиться увеличить объёмы экспорта, продавая свои товары на европейских рынках.

Во-вторых, участие в Среднем Коридоре подразумевает улучшение логистики. В марте 2023 года был подписан меморандум между Казпочтой, WEA-Transport GmbH (уполномоченный железнодорожный оператор ЕС) и Huapengfei Company of China (национальный логистический оператор Китая).

Это соглашение призвано облегчить трансграничную торговлю на евразийском пространстве и организовать международный логистический коридор для коммерческих товаров. Это первый меморандум о трёхстороннем сотрудничестве между национальными логистическими операторами Казахстана, Китая и ЕС, сообщает источник.

Мнение экспертов

Российский политолог Никита Мендкович скептически оценивает потенциал Среднего Коридора.

Китайский поезд на станции в Хоргосе. Фото China Daily

"У этого маршрута нет особых перспектив. С точки зрения стоимости, перспективнее морские пути Северный или Южный через Суэц, с точки зрения скорости – железнодорожный маршрут через Сибирь и Дальний Восток. Транскаспийский маршрут, проходящий по воде и по суше, объединяет все недостатки обоих вариантов – дороже и медленней даже в сравнении с морским вариантом".

Мендкович поясняет, что последнее обусловлено низкой ёмкостью паромных переправ и проблемами инфраструктуры. Кроме того, к этой идее в регионе обращались уже много раз, но каждый раз бросали проект. Локальный интерес к нему вызван попытками создать маршруты в обход территории России.

Таисия Мармонтова, казахстанский политолог и специалист в области внешней политики РФ, иначе оценивает потенциал Среднего Коридора.

По её мнению, Средний Коридор – очень важный для Казахстана проект. Страна нуждается в диверсификации транспортно-логистического потенциала, особенно на фоне войны в Украине и связанных с ней перебоями поставок. До нынешнего момента Казахстан поставлял свои энергоносители преимущественно через Россию, в то время как развитие Среднего Коридора даёт новый способ их доставки на европейские рынки. У проекта есть важные для Казахстана преимущества. Это диверсификация экономики, новые партнёры, а также усиление казахстанской конкурентоспособности. В то же время, участие в проекте создаёт стране новые риски, в частности ухудшение отношений с Россией. Кроме того, проект даст финансовые плоды только спустя десятилетия, ввиду своей долгосрочности. 

Чем Средний Коридор важен для Китая?

Ответ кроется в экономических интересах Китая. В частности с Европейским Союзом, являющимся основным экспортным рынком для Поднебесной.

Си Цзиньпин, Председатель Китайской Народной Республики. Фото Forbes.com

Усиление экономических связей между Китаем и ЕС предусмотрено в пекинской инициативе "Один пояс, один путь" (ОПОП). Она была впервые предложена Си Цзиньпином в 2013 году. Это крупный инфраструктурный проект, ставящий перед собой цель соединить Китай с остальным миром. На суше КНР стремится соединиться с Европой через разветвлённую сеть железнодорожных путей, пересекающих Центральную Азию.

Для Си Цзиньпина регион играет критическую роль в выходе Китая на европейские рынки. В мае 2023 года состоится саммит Китай-Центральная Азия, на котором тема железных дорог будет занимать одно из ключевых мест в повестке обсуждения.

В рамках проекта "Один пояc, один путь" запущены три транспортных коридора между Китаем и Европой. Это восточный коридор, центральный коридор и западный коридор. Первые два проходят через Россию и соединяются с сетью Транссибирских железных дорог. Западный коридор имеет несколько линий, проходит через Казахстан и тянется в Европу через Центральную Азию с ответвлениями в Иран и Турцию. Идя в обход России, западный коридор на данном этапе более привлекателен для Европы. Однако некоторые участки этого пути ещё недостаточно развиты и требуют серьёзной модернизации инфраструктуры.

Перевозка грузов по железной дороге из Китая через Центральную Азию, затем в Россию и в Европу была ключевым маршрутом в рамках проекта ОПОП. Однако российское вторжение в Украину и волны западных санкций вынудили Китай искать альтернативы. Во время пандемии северная железнодорожная сеть через Россию была основным маршрутом для экспедиторов и грузовых компаний. Путь использовался в качестве альтернативы морскому пути. Причина этого в том, что порты по всему миру закрылись или ограничили свою работу в попытке ограничить распространение вируса COVID-19. После окончания пандемии и с началом российско-украинского конфликта экспедиторы не смогли или не захотели осуществлять перевозки через Россию и Чёрное море.

Когда Средний Коридор начнёт работать в полную силу?

По данным The Diplomat, для того, чтобы железнодорожная сеть Китай-Казахстан была эффективной и бесперебойно работала с другими региональными железнодорожными маршрутами, нужны следующие действия.

Фото FreightWaves

В первую очередь необходимо провести техническую модернизацию, улучшить взаимодействие между странами, а также улучшить обмен электронными данными и гармонизировать таможенные процедуры. Например, по пути в Европу грузы пересекают несколько таможенных зон, таких как таможенная зона Китая, Евразийский таможенный союз и Таможенный союз Европейского союза. Сейчас Средний коридор ещё далек от того, чтобы стать жизнеспособным коммерческим маршрутом. По данным издания, этот путь ещё не соответствует пропускной способности и объёмам, которые перевозятся по транзитному коридору России.

На данный момент полное переключение коридоров нереально. Таким образом, полный запуск Среднего Коридора – это вопрос времени и сильно меняющейся геополитической ситуации.

Лента новостей

все новости