Жажда эстрагона: какой «Тархун» лучше?

cover

Лимонад «Тархун», в советское время уступавший по популярности, пожалуй, только «Буратино», уверенно «держится на воде» и в наши дни. В приличных магазинах представлено по шесть-восемь вариантов различных производителей. Главный дегустатор Orda.kz Инна Матвеенко, предчувствуя возвращение жары, попробовала все, что нашла, и вынесла свой вердикт.

На мой взгляд, все эти покупные лимонады - довольно странные напитки. Убеждена, что они - главные друзья целлюлита, толстых ножек и ручек, а, следовательно, отделы с газировками – не мои отделы. Дома в морозилке в любой сезон есть личные заготовки ягодных и фруктовых пюре, свежих ягод.

Впрочем, иногда хочется чего-то «вредного», но желательно – наименее вредного. И вот, я два дня сижу на «Тархунах», оцениваю их «скульптурную» эстетику, цвет и, конечно, вкус.

Методика была такой: первый круг  по одному глотку; просто, чтобы уловить суть напитка. Второй, через 10 минут – вдумчивый анализ ароматов и вкусов.

Откуда этот «Тархун» вообще взялся?

«Тархун» – сладкий безалкогольный газированный прохладительный лимонадный напиток изумрудно-зелёного цвета. Изготавливается из воды, лимонной кислоты, сахара и экстракта эстрагона – растения, также известного, как тархун, что и дало название напитку. Изобретён в 1887 году тифлисским (тбилисским) аптекарем Митрофаном Лагидзе, который стал добавлять в газированную воду с натуральными сиропами собственного производства пахучий чухпуч, несущий экстракт кавказского эстрагона (тархуна).

С классическим составом «Тархун» будет иметь не ярко-зелёный, а болотный цвет. Но кто же такой «ведьмин напиток» купит? Советские технологи придумали добавлять в него красители, чтобы придать куда более приятный изумрудный оттенок.

И начнём мы наш тест с родины «Тархуна».

  • Название: лимонад «Натахтари Тархун»
  • Производитель: АО «Ломиси», Грузия
  • Цена: 505 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 г: 50 кКал

Первая большая претензия к этому лимонаду – пробка. Она одноразовая, вновь хоть сколько-нибудь герметично бутылку уже не закрыть. Интересно, это маркетинг, наподобие всё увеличивающегося отверстия в шампунях и зубных пастах, или какая-то особенность производства? Получается, в дорогу его не возьмёшь, да и на рабочем столе не поставишь, особенно, рядом с ноутбуком. Для застолий такой объём не годится – маловато, где же его комфортно потреблять? В общепите?

Форма бутылки симпатичная, хорошо ложится в ладонь, дизайн этикетки приятный.

Открываем, наливаем, нюхаем – всё в порядке, пахнет свежо.

Вторая большая претензия – слишком много сахара. Настолько, чтобы сразу испортить впечатление. В первые секунды чувствуется яркая и тонкая нотка эстрагона, но затем сладость перетягивает на себя одеяло.

И третья, скорее, не претензия, а комментарий – цена. На мой взгляд, дорого.

  • Название: напиток безалкогольный сильногазированный «Тархун»
  • Производитель: бренд «Черноголовка», ПК «Аквалайф», Россия
  • Цена: 555 тг за стеклянную бутылку 1 л
  • Калории на 100 г: 40 кКал

В отличие от предыдущего лимонада, здесь баланс между пряным телом напитка и сладостью практически достигнут. Цвет ярко-изумрудный, аромат насыщенный. Вкус хорошо выражен, гармоничен. Сахар, понятно, чувствуется, но он не перебивает специфичные травянисто-пряные оттенки. Причём ближе к послевкусию пряные нотки раскрываются и становятся мощнее.

Открытый, но правильно хранимый лимонад, прекрасно держит газ, пузырьков много и на следующий день.

  • Название: напиток безалкогольный сильногазированный «Holiday» со вкусом тархуна «Mexican»
  • Производитель: ТОО «Юникс – Beverage», Казахстан
  • Цена: 325 тенге за пластиковую бутылку 1 л
  • Калории на 100 г: 40 кКал

Заметили, что не лимонад «Тархун», а напиток со вкусом? Если не разобрались сразу, поймёте, как откроете и попробуете. Крайне слабо всё – и аромат, и вкус. Если в предыдущих образцах, несмотря на перебор сахара, в какие-то моменты можно было чётко уловить пряный вкус травы, здесь этого нет абсолютно. С заявленной «сильной» газировкой тоже мимо. На деле, это слабогазированный напиток. И что там мексиканского, я тоже не поняла. Зелёная сахарная вода.

  • Название: марочный безалкогольный напиток со вкусом тархуна и с экстрактом малины
  • Производитель: «Аквалайн», Россия
  • Цена: 277 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 44 кКал

Крайне странную вещь «замутил» этот производитель. Как можно к такому яркому вкусу эстрагона добавить не менее яркую малину? Опасаюсь эффекта «Всё лучшее сразу». Его вы можете наблюдать, если летом идёте по закрытому помещению за человеком, у которого дезодорант, средства ухода и духи разных марок, но все – очень сильные, плотные, устойчивые. Тут, к счастью, этого не произошло. Впрочем, к сожалению, самому напитку этот креатив тоже ничего не дал. Отчётливо и раздельно в первом глотке на долю секунды проявились оба компонента, чтобы потом мгновенно растаять в липком сахарном тумане. Ни уму, ни красоте.

А из хорошего – симпатичная этикетка, где чёрным по белому (что редкость) напечатана вся нужная информация.

  • Название: безалкогольный сильногазированный напиток»Тархун  
  • Производитель: ТД «Аскания», Россия
  • Цена: 485 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 50 кКал

Самый сладкий, на мой вкус, образец. До такой степени сладкий, что после него пришлось на пару часов прекратить дегустацию. Вкусовые рецепторы были обездвижены и парализованы. Несмотря на крайне симпатичную бутылку (пожалуй, самую симпатичную), этот напиток вообще не должен входить в рейтинги лимонадов. Место ему в рейтингах сиропов.

  • Название: безалкогольный сильногазированный напиток Yellow тархун
  • Производитель: «Galanz Bottlers», Казахстан
  • Цена: 220 тенге за пластиковую бутылку 1 л
  • Калории на 100мл: 40 кКал

Совершенно негазированный напиток, пробка открутилась без характерного шипения. Пожалуй, это его единственное отличие от остальных экземпляров. Сладкая зелёная вода.

  • Название: безалкогольный сильногазированный напиток «Тархун» со вкусом и ароматом эстрагона
  • Производитель: российский «Аква Вит» по заказу казахстанского «Lemonadoff Food»
  • Цена: 295 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 45 кКал

Неожиданно, но сквозь толщь сахара неуверенно проскальзывают нотки характерной горечи. Во рту, пусть и ненадолго, остаётся вкус эстрагона. Маленькая радость. А дальше всё, как обычно. Сахара, традиционно, не жалеют.

К тому же, на этой бутылке оказалась крайне слабенькая пробка, которая в машине самовольно то ли раскрутилась, то ли просто разогнулась. В общем, залила мне липкой жижей пакет, багажник и других участников рейтинга.

  • Название: безалкогольный среднегазированный напиток «Лимонад «Тархун»
  • Производитель: «Riks Ltd», Казахстан
  • Цена: 315 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 40 кКал

Ничего нового. Ничего выдающегося. Опять сладкая зелёная вода.

  • Название: безалкогольный газированный напиток «Тархун»
  • Производитель: бренд «Златояр», ТОО «Рикс (ДальПродукт)», Казахстан
  • Цена: 265 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 44 кКал

Напиток почти совсем негазированный. Собственно, на этикетке степень газации и не указана. Цвет – зелёный, вкус – обычного сладкого напитка, аромат - слабый, невыраженный.

  • Название: грузинский лимонад «Гео-натура «Тархун»
  • Производитель: «Цхали Маргебели», Грузия
  • Цена: 505 тенге за стеклянную бутылку 0,5 л
  • Калории на 100 мл: 47 кКал

Если где и чувствуется честный эстрагон, то здесь. Понятно, что поддержан и усилен ароматизаторами, но улавливается и натуральный. Кроме того, если приглядеться, в зелёной толщи напитка можно разглядеть слой естественного осадка – натуральность продукта подтверждается.

Терпкость и пряность во вкусе, которую – наконец-то! – не удаётся перебить сахарной составляющей. Вкус хорошо выражен и гармоничен. Газация средняя. Симпатичная бутылочка с хорошей многоразовой пробкой.

Вот напоследок и образовался лидер. Хорошо, я не открыла эту бутылку первой – так у остальных был хоть какой-то шанс.

Резюмируя, практически все образцы очень похожи между собой, и на слепой дегустации я бы точно не отличила один от другого.

  • У всех идентичный состав: вода, сахар, ароматизатор, идентичный натуральному, красители и регулятор кислотности. По сути, различаются напитки только ценой и этикетками.
  • Все лимонады дико сладкие; я ожидала терпкость и, может быть, даже горчинку травы-рецептооснователя.
  • В аромате каждого присутствует еле уловимая, но чёткая химическая составляющая. Не знаю, в какой момент мой язык стал зелёным! О таком «побочном эффекте» я поначалу не догадывалась. Однако факт. И продержался зелёным ещё четыре часа, несмотря на обилие выпитой воды и полоскания.
  • Увы, жажду ни один из этих лимонадов не утоляет. И не освежает. И не бодрит. И не тонизирует. Даже в охлаждённом виде. Говорят, изначально в рецепте присутствовал… спирт. Возможно, и предназначение напитка было другим – не освежать.

Итоговый рейтинг:

1. «Гео-натура»

2. «Черноголовка»

С большим отставанием от этого дуэта идут «Натахтари» и «Lemonadoff».

Остальное можно вылить.

В качестве постскриптума рецепт домашнего тархуна.

Придётся немного поднапрячься в поисках эстрагона. Почему-то эта трава у нас совершенно и незаслуженно непопулярна. А, меж тем, она идеальна не только для лимонадов – эстрагон способен вывести на новый уровень ваши домашние блюда, например, баранину или рыбу.

В Алматы можно попробовать купить его на Зелёном базаре.

Итак, рецепт: горсть свежего эстрагона измельчить, залить стаканом кипятка. Через 40 минут процедить, добавить литр сильногазированной минералки, сок и цедру половины лимона. Сладкоежкам можно добавить сахар.

Но, в принципе, напиток и так прекрасен. Он точно утоляет жажду, тонизирует и освежает.

Лента новостей

все новости