Заставлял делать тату: «трудный» подросток держал в страхе целый интернат в ВКО

cover Фото: Pixabay.com

Ученик спецшколы для подростков с девиантным поведением в Восточно-Казахстанской области оказывал моральное давление на одноклассников и насильно набивал им татуировки. Это лишь один из множества примеров нарушений в работе спецшкол, органов опеки и других организаций, выявленных проверкой Генпрокуратуры и Минпросвета, сообщает Orda.kz.

Как отмечают в Генеральной прокуратуре, в течение последних трёх лет в Казахстане растёт уровень подростковой преступности. В 2022 году зарегистрировано 1735 преступлений среди несовершеннолетних, в 2023 году — 1925, за девять месяцев 2024 года — 1267 преступлений.

В стране всего пять специальных учреждений для подростков с девиантным поведением, они находятся в Алматы, области Абай, ВКО, Жамбылской и Мангистауской областях. Там ежегодно пребывают 300 «трудных» подростков в возрасте от 11 до 18 лет со всего Казахстана. При этом в ГП считают, что превентивный эффект таких организаций переоценён, часто происходят побеги воспитанников, попытки суицида, а также повторные правонарушения, в том числе и в стенах учреждений.

«Ученик 10 класса спецшколы-интерната в городе Серебрянске ВКО длительное время оказывал психологическое давление на других учащихся, склонял к совершению побега, а также, угрожая расправой, нанёс трём воспитанникам татуировки с адресом своей страницы в Instagram»,  уточнили в Генпрокуратуре.

Ежегодно из местных бюджетов на содержание спецшкол и зарплатный фонд сотрудников расходуется около миллиарда тенге. При этом наполняемость воспитанниками в среднем не превышает 50 %.

Аналогичные проблемы и с вечерними школами, которые отошли от основного назначения — обучения работающей молодёжи, и постепенно превращаются в учреждения для девиантных детей. В стране 63 вечерних школы, более половины учащихся в них — несовершеннолетние.

«Прокурорский анализ показал, что в регионах сохраняется практика принудительного перевода учащихся с плохой успеваемостью и имеющих конфликт с законом в вечерние школы, деятельность которых сопровождается слабым материально-техническим оснащением, неукомплектованностью педагогического состава, отсутствием профилактической работы», отметили в Генпрокуратуре. 

Как показала проверка, ещё одно направление, требующее большей координации со стороны Министерства просвещения, — это сфера опеки и попечительства. Нагрузка на одного сотрудника доходит до 17 тыс. детей, а в Астане, Алматы, Шымкенте, Алматинской и Туркестанской областях — от 30 до 100 тыс. детей. При этом по мировым стандартам норма нагрузки на одного сотрудника не должна превышать пяти тысяч детей.

Чрезмерная нагрузка на сотрудников службы приводит к тому, что они не успевают контролировать условия воспитания и содержания несовершеннолетних в приёмных семьях. С начала года факты избиения и истязания приёмных детей зафиксированы в Шымкенте, области Улытау и Акмолинской области.

По результатам выявленных нарушений в адрес Министерства просвещения ГП внесла представление с рекомендациями по пересмотру подходов в сфере защиты прав детей. Министерство разработало дорожную карту, включающую 51 мероприятие, с учётом рекомендаций.

Специалисты Минпросвета начали модернизацию спецшкол и организаций образования с особым режимом содержания и разработку комплексной программы реабилитации детей с девиантным поведением.

По результатам проверки за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены должностные лица, в том числе руководители подразделений Министерства просвещения.

Читайте также:

Лента новостей

все новости