Западные инвесторы Кашагана годами знали о риске огромных штрафов, но ничего не делали

cover Коллаж: Orda.kz

Иностранные инвесторы нефтяного месторождения Кашагана годами знали о риске многомиллиардного штрафа за экологические нарушения, но ничего не предпринимали в связи с этим, пишет Bloomberg. Разбирательство началось в 2022 году и не завершилось до сих пор, сообщает Orda.kz.

В декабре 2022 года Департамент экологии Атырауской области провёл проверку работы North Caspian Operating Company (NCOC), оператора Кашаганского месторождения. Компанию обвинили в нарушении правил хранения серы, а через несколько месяцев региональный суд назначил штраф в 2,3 трлн тенге (почти $5 млрд на тот момент). Позднее апелляционная инстанция оставила его в силе.

NCOC неоднократно оспаривал штраф, последняя на данный момент апелляция была рассмотрена в декабре 2025-го. Суд отклонил иск компании, но решение ещё не вступило в силу. За время разбирательства экологические претензии со стороны государства успели стать частью общего большого процесса против NCOC и оператора Карачаганака Karachaganak Petroleum Operating (KPO). Их обвиняют в недобросовестном исполнении условий соглашений о разделе продукции, заключенных в 1990-х. 

Их параметры не раскрываются, но, по данным аналитического центра Energy Insights&Analytics, предусматривают выплату роялти от 3,5 % до 12,5 % от стоимости добытой нефти. После этого инвесторы получают в собственность 80 % полученного сырья для возмещения понесённых капитальных расходов (эта норма действует до тех пор, пока затраты не окупятся). Оставшуюся часть нефти в стоимостном выражении получает государство. Также СРП позволяет направлять всё добытое на Кашагане и Карачаганаке сырьё на экспорт в обход ограничений (с конца прошлого года из-за обстрелов танкеров в Каспийском море нефть с месторождений всё же пришлось направлять на внутренний рынок). 

По данным Bloomberg, представляющая интересы государства компания PSA обвиняет NCOC и KPO в завышении понесённых расходов, в результате чего инвесторам якобы достаётся до 98 % выручки после уплаты роялти. Общая сумма иска не раскрывается и разнится, в зависимости от источника. Bloomberg писал о $6 млрд, требуемых от одного только KPO. Консорциум журналистов-расследователей ICIJ утверждает, что по Кашагану претензии достигают $160 млрд. Журналисты полагают, что процесс завершится не раньше 2028 года. 

Аналитики неоднократно указывали, что подобные процессы негативно влияют на инвестиционный климат в Казахстане и особенно в нефтегазовой отрасли. Теперь Bloomberg со ссылкой на судебные документы пишет, что проблемы с хранением избыточных объёмов серы, извлекаемых из недр, начались ещё в 2016 году. NCOC выбрал для этого блоки, возведённые прямо на месторождении, хотя власти не одобряли такую практику из-за экологических рисков. 

В 2017 году один из акционеров NCOC, итальянская Eni, во внутренней презентации сообщила, что оператор значительно превысит лимиты хранения серы из-за того, что добудет больше нефти, чем ожидалось. В целом, как сообщалось, NCOC двигался «в правильном направлении». Два года спустя о рисках предупредил ещё один акционер NCOC, британская Shell. Она даже назвал суммы возможных штрафов — $1,7-3,5 тыс. за каждую тонну серы. 

В конце 2020-го уже сам NCOC предупреждал акционеров о рисках штрафов в связи с принятием в Казахстане нового Экологического кодекса. Оператор тогда предлагал измельчать хранящуюся серу, чтобы её можно было продавать. Предложение в итоге осталось без внимания. В то же время, другие участники проекта, американский ExxonMobil, французская TotalEnergies, китайская CNPC и японская Inpex, не имели собственной позиции по этому поводу, а «КазМунайГаз» только формировал её. 

В 2020 году Eni сообщила во внутреннем письме, что переработка и удаление серы для дальнейшего экспорта обойдётся слишком дорого, что чревато убытками NCOC. Год спустя компания заявляла, что с накопившейся серой всё же необходимо что-то делать. 

В своём ответе на иски государства NCOC утверждал, что имел все необходимые разрешения на хранение серы. Также оператор апеллировал к процедурным нарушениям в ходе разбирательства. 

Акционерами NCOC выступают КМГ (16,88 %), Eni, Shell, ExxonMobil, TotalEnergies (по 16,81 %), CNPC (8,33 %) и Inpex (7,56 %).

Читайте также: 

Казахстан заработал на Кашагане втрое меньше, чем зарубежные инвесторы

Казахстан обвинил нефтяных гигантов в коррупции и подал новый иск по Кашагану

98 % прибыли — за океан: при Назарбаеве Кашаган подарили иностранным компаниям?



Лента новостей

все новости