С 2015 по 2020 годы правоохранительные органы Казахстана необоснованно задержали 2197 человек.

Многочисленные факты незаконных задержаний, следственных действий и фальсификации подтвердили в генпрокуратуре.

Также об этом говорится в законопроекте республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам внедрения трёхзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом».

Опубликованный на портале «Открытые НПА» документ вынесут на обсуждение до 5 февраля.

Статистика нарушения прав человека в Казахстане и незаконных задержаний со стороны правоохранительных органов говорит, что за шесть лет необоснованно было задержано 2197 человек.

Начиная с 2015 до 2020 года жалобы на органы расследования выросли с 2702 до 6799.

Было отменено 129 635 решений о прерывании сроков расследования и прекращении дел.

«Неспособность к выявлению и надлежащему расследованию преступлений отдельные сотрудники правоохранительных органов компенсировали фальсификациями и манипуляциями со статистикой. В Едином реестре досудебных расследований ежегодно регистрируется 900 случаев превышения, злоупотребления сотрудниками должностных полномочий, фальсификации доказательств и оперативно-розыскных материалов. К уголовной ответственности привлечено 3202 сотрудника, из них за коррупционные преступления – 1893», – отмечено в концепции.

Разработчики считают, что это связано с отсутствием чётких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратуры и суда.

«Отсутствие чёткого разграничения полномочий и зон ответственности между органами расследования, прокуратуры и суда, как болезнь, ушло внутрь и глубоко укоренилось с использованием норм, связанных с направлением ходатайств о санкционировании следственных действий напрямую в суд, минуя прокурора, с созданием препона для полноценного уголовного преследования от имени государства со стороны прокурора», – сказано в концепции.

В документе говорится, что новая казахстанская модель должна исходить из имеющихся международных стандартов стран ОЭСР: полицейский – прокурор – суд.

«Криминальная полиция не должна давать юридическую квалификацию действиям, применять меры процессуального принуждения, кроме задержания в строго оговорённых законом случаях, совершать действия, касающиеся конституционных прав человека, без санкции прокурора и суда. Собранные органом досудебного расследования материалы должны юридически квалифицироваться прокурором и при наличии достаточных оснований направляться в суд. В результате порядок ограничения основных прав человека будет приведён в соответствие с международной практикой», – отмечено в концепции.

Поделиться: