Юбилей Дон Кихота

cover Фото Марины Константиновой

11 февраля исполнилось бы 100 лет Юрию Борисовичу Померанцеву – фигуре для казахстанской культуры знаковой. До векового юбилея мэтр не дожил менее года – его не стало 23 марта 2022-го… Но театр имени Лермонтова не мог пройти мимо круглой даты и устроил в честь Померанцева вечер «Дон Кихот от искусства».

ЮрБор, как его ласково называли в театре, запомнился коллегам по сцене разным. Кому-то – строгим и придирчивым, а кому-то – чутким, тонким, мудрым. Он мог звенящим фальцетом выяснять отношения с режиссёрами, а мог вполголоса пожурить начинающих актёров за кулисами. Всё это осталось и в памяти выступавших, и в архивных видеозаписях: рассказы коллег «подхватывались» отрывками из интервью с Померанцевым.

Воплотился на сцене и образ самого юбиляра – в исполнении худрука театра Дмитрия Скирты, читавшего воспоминания Померанцева о детстве, поступлении в хор, работе с Эйзенштейном и многом другом.

Вечер-концерт получился эклектичным. Начался он буквально с рэпа от старожилов «Лермонтовки», сменившись театрализованными номерами, поэтической декламацией, экскурсом в историю «Казахфильма» и ТЮЗа имени Сац.

Фото Марины Константиновой

А роман с казахстанским искусством начался у Померанцева в 1943 году, когда после ранения он приехал в Алма-Ату вслед за эвакуированными родственниками. Спустя одиннадцать лет Юрия Борисовича пригласили в театр имени Лермонтова, где он и прослужил почти семь десятилетий. За плечами великого актёра около 300 ролей на сцене и полтора десятка работ на экране.

И когда смотришь на сухого, уже совсем пожилого человека на видеозаписи, возникает странное чувство. По-молодому задорно горят глаза, чётко и связно, поставлено звучит речь. Об этом говорят и коллеги: приволакивающий ногу, с тремором в левой руке Юрий Борисович выходил на сцену и преображался в работе. В 77 лет изумительно танцевал танго, мог запрыгнуть на стол или «буквально перевернуть сцену с ног на голову шёпотом».

Юрий Борисович жил по Чехову и ушёл по Чехову, резюмировали лермонтовцы. И хотя в слове «ушёл» печальный оттенок, вечер закончился воодушевляющей нотой. На сцену вышли не то, что творческие внуки – праправнуки: ученики учеников Померанцева закрыли вечер фрагментом из «Дон Кихота», подкупив задором и харизмой. И, кажется, каждый в зале в этот момент почувствовал, что Мастер не ушёл – он перевоплотился на сцене в новом образе.

Фото Марины Константиновой

Лента новостей

все новости