Взгляд изнутри: что на самом деле происходит в Казавиаспасе?

cover Иллюстративное фото с сайта 1zoom.ru

Ранее в ряде СМИ появились истории, в которых сотрудники АО «Казавиаспас» при МЧС РК подали беспрецедентный сигнал – отсутствие безопасности при проведении полётов. Но что это было: гнев, зависть, поиск справедливости или чьи-то амбиции? Чтобы окончательно выяснить, что стоит за конфликтом и есть ли он на самом деле, корреспондент Orda.kz поговорил с генеральным директором «Казавиаспаса» Болатом Абайдильдиновым.

О чём ранее говорили вертолётчики «Казавиаспаса», можно узнать по ссылке.

Собеседник Orda.kz с 2016 года работал в должности президента АО «Өрт сөндіруши». В 2020 году министр МВД перевёл его на должность генерального директора АО «Казавиаспас». Как поясняет сам Болат Абайдильдинов, на то была веская причина – после проведенного аудита бывшие руководители компании просто убежали из неё.

Мужчина начал с того, что переход на новое место ознаменовался для него не только решением имеющихся проблем, но и ответственной целью – обеспечением безопасности полётов.

«С самого начала столкнулся с большими проблемами. К примеру, выход вертолётов составлял ниже 40%, имелась задолженность около 1,5 млрд тенге, тогда как на счету были всего пять млн тенге. Также большой проблемой стал сам учёт и закуп товаров. Как компания со 100% участием государства мы обязаны приобретать товары через госзакупки. Исходя из ситуации, принял решение перевести закуп и ремонт на специализированные заводы на территории Казахстана. Это 405 Авиаремонтный завод и «Еврокоптер инжиниринг», – сказал собеседник.  

Впрочем, для обеспечения безопасности полётов, помимо качественного ремонта и обслуживания, компании нужно было также вкладываться и в подготовку кадров. Однако для ведения хозяйственной деятельности все расходы компании должны покрываться без привлечения бюджетных средств. Как поясняет Болат Абайдильдинов, чтобы вывести коммерческую организацию из долгов, пришлось многое предпринять.

«Любимая тема отдельных личностей – привлечение вертолета Ми-26 на работы в РФ. Как и говорил, мы понимали, что должны эффективно использовать все имеющиеся активы. Лётный час вертолета дорогой, и в Казахстане для вертолёта работы не было. Мы достаточно долго предлагали его всем государственным и частным организациям. Так и вышли на крупнейшего вертолетного оператора в мире – «Ютэйр» (Utair). После долгих переговоров удалость заключить договор на авиационные работы. Прибыль по данному контракту была хорошей. Впервые «601» (бортовой номер) смог обслужить не только себя, но и также помог нам оплатить техобслуживание других вертолётов», – вспоминает Болат Абайдильдинов.  

По истечению назначенного срока 601-го, равного 32 годам (завод-изготовитель определяет срок службы вертолёта), в руководстве приняли решение его продать.

«Можно долго говорить о достижениях и проблемах, но я могу сказать, что независимые аудиторские компании, внешний и госаудиты впервые дали оценку нашему предприятию как «Высокую». Сейчас компания без долгов, с постоянно растущим парком вертолётов.  Доходы также увеличились в три раза за последние три года, а это, полагаю, и привлекло недоброжелателей», - сказал руководитель компании.

Деньги или...?

Корреспондент Orda.kz заострил внимание на последних озвученных претензиях среди десятков сотрудников. А сокращались ли на них бюджеты?

Сотрудники «Казавиаспаса» написали заявления на увольнение и пожаловались на отсутствие безопасности при проведении полётов. Всего недовольными оказались 23 сотрудника, однако пока никто не уволен. Дальнейшее решение, уточнялось ранее, будет зависеть от результатов проверки. Впрочем, если сотрудники захотят уволиться, им придётся возместить деньги, которые потратили на их обучение из бюджета.

«Конечно, нет. Повторюсь, безопасность полётов у нас на первом месте. Соответственно, расходы на сотрудников только увеличиваются. Нельзя, не вкладывая в обучение и улучшение условий работы, требовать от сотрудников высоких стандартов. Поэтому расходы на обучение выросли почти в три раза, фонд оплаты труда примерно также. Впервые в истории компании мы обучили двух пилотов-экзаменаторов и пилотов-инструкторов. Мы также приобрели офисное здание, готов проект по строительству ангаров, получены земли в аэропортах для строительства соответствующей инфраструктуры. Для меня, как управленца, самый важный актив – это коллектив. И когда выдается возможность, я стараюсь поощрить его. Например, в прошлом году в среднем инженерно-летному составу выплатили восемь премий в размере оклада», – добавил Болат Абайдильдинов.

Отметим, сотрудники – наёмные работники. Саму компанию, ровно, как и её результаты, ежегодно проверяют эксперты.

«Однако всегда есть те, кто думает, что может сделать любую работу лучше. Наверное, амбиции отдельных групп людей и создали хаос, который сейчас мы наблюдаем. На данный момент начинается самая активная часть года, число вылетов в день доходит до 10-12. Соответственно, времени на выяснение, кому это нужно и зачем, абсолютно нет», – заявил Болат Абайдильдинов.

Мы также спросили и о состоянии авиапарка. По данным руководителя, сейчас в активах компании 33 вертолета – 11 типа Ми-8, 20 еврокоптеров и два КА-32. Один Ми-8 с бортовым номером «820» в скором времени собираются передать в Академию гражданской авиации. После 45 лет использования вертолёта в руководстве решили, раз летать он больше не может, то лучше не списывать «ветерана», а отдать. Так будущие сотрудники могли бы изучать материально-техническое оснащение вертолёта такого типа, добавил собеседник.

Болат Абайдильдинов заключил, что 23 вертолёта сейчас в полной лётной годности, а 9 единиц техники задействованы на регламентных работах. Исходя из имеющихся данных, очевидно, в казахстанской авиации действительно есть проблемы. Однако в системных недоработках можно разобраться, лишь объединив силы.

Корреспондент Orda.kz предложил детально поговорить о том, что же именно с момента обретения независимости происходило в авиационной отрасли? Заслуженные пилоты Казахстана также выразили готовность высказаться. Об этом читайте в следующем материале.

Лента новостей

все новости