Выставка «Перерождение»: метаморфозы, которые не случились
В Esentai Gallery в эти дни проходит выставка «Перерождение». И хотя список принимающих участие художников довольно солидный, впечатление остаётся неоднозначное.
Современное искусство не терпит дилетантов. Равно как и дилетанты его. Тех, кто далёк от мира высоких материй, оно способно раздавить. Примерно это и делает выставка «Перерождение». Нет, она вовсе не мрачная или угнетающая – просто поиск смысла в увиденном может оказаться сильнее смотрящего.
Приманивает опубликованный в соцсетях тизер: гусеница закрывается в коконе и выбирается из него бабочкой. От экспозиции тоже ждёшь каких-то намёков на метаморфозы. Но на деле хоть что-то похожее можно углядеть от силы в пятой части работ. Притом, что под одной крышей собрали художников, чьи имена на слуху не только в Казахстане: Кенжебай Дуйсенбаев, Сауле Дюсенбина, Бахыт Бубиканова, Зоя Фалькова, Катерина Никонорова (Катипа-апай) и ещё полтора десятка творцов. Почему при таком богатом ансамбле не удалось найти работы, которые хоть как-то между собой согласуются, – вопрос.
Дело даже не в том, что все они выполнены в разных техниках – это как раз в плюс. Масляная живопись, пэчворк, скульптуры из дерева, металла и фарфора, тканевые инсталляции и даже автопортрет на соляризированные фотокарточки. Это спасает, смещая фокус с содержания на форму. Потому что как бы ни хотелось рассмотреть в триумфальной арке, сделанной из туалетной бумаги, хоть какой-то посыл, получается плохо.

Выставке очевидно не хватает текстовых пояснений возле работ. Огромное тканевое нечто, висящее прямо на входе, похоже не то на окровавленные руки, сведённые артрозом, не то на вырванные кишки. И только в описании на сайте узнаёшь, что это дебют художницы Доминик Бейсен «Крылья».
Самыми понятными и раскрывающими тему выглядят скульптуры Алибека Мергенова.
«Работы «Весна», «Материнство» и «Утро» объединены общей темой перерождения – природного, человеческого и духовного», гласит кураторский текст.
Это три женщины, и неясно, что здесь работает больше: детальность скульптур или то, что женщина – символ любого (пере)рождения. И хотя скульптуры статичны, в них прослеживается динамика: линии, изгибы, застывшие в материале чувства.

К сожалению, это ощущение момента, невидимой глазу перемены выставке, как единому организму, поймать не удалось. Представлено много любопытных работ, но от них остаётся ощущение разрозненности. Хотя, возможно, для кого-то такая пестрота – и есть перерождение. До 1 декабря можно попробовать испытать это чувство самостоятельно.
Лента новостей
- В СКО легковушка на скорости влетела в сарай и электростолб
- От «Байтерека» до амурских тигров: чем завершились переговоры Токаева и Путина
- Каждый второй мигрант в Казахстан приехал из Узбекистана
- «Топ-менеджерам выплатили огромные премии»: работники «Казахтелекома» в Актау обратились к Багдату Мусину
- Только с разрешения президента: стали известны подробности по делу пьяной судьи
- Казахстан — щедрая душа: когда у нас закончится нефть и кому утекают наши миллиарды
- Депутат потребовал списать кредиты, оформленные мошенниками
- Только увиделись, но уже соскучились: Токаев пригласил Путина в Казахстан в 2026 году
- Золотодобывающая компания отказалась от месторождения в Алматинской области из-за долгов
- Президент Узбекистана «подарил» своей дочери должность после возвращения из Вашингтона
- К концу года жильё станет ещё дороже — эксперты
- После взрыва в доме госслужащих умерла женщина в Туркестанской области
- Санкции против «Лукойла» сыграют на руку Казахстану? Завод может остановиться из-за запретов со стороны США
- Первая ракета для Казахстана: «Союз-5» прибыл на Байконур
- Минобороны: итоги расследований по делам погибших солдат подведут 23 ноября
- Дипломатия, а не реальность: зачем Казахстану вступать в «Соглашения Авраама»?
- Закон о запрете «пропаганды ЛГБТ» окончательно принял мажилис
- Не стреляйте в лошадей — аким Карагандинской области обещает решить проблему с пастбищами
- Почему алматинцы снова застрянут в пробках
- В Минкультуры объяснили, что считать «пропагандой ЛГБТ», и за что не накажут



