Вынесли мусор — занесли срок: как тюремный чиновник пошёл под суд из-за коммуналки

Orda.kz выяснила, как мутная схема с вывозом мусора из алматинского СИЗО обернулась уголовным делом по коррупции для замначальника изолятора. И почему сам он считает, что его подставили сотрудники комитета.
В последние годы мы постепенно привыкли к коррупционным скандалам в уголовно-исполнительной системе МВД. Знаем, что в тюрьмах деньги делают на всём, начиная от проноса запрещённых предметов и заканчивая организацией VIP-камер. За улучшение условий содержаний некоторых сидельцев и общее покровительство отдельные сотрудники администрации получают немалую мзду.
Но вот что занимательно: суды над коррумпированными надзирателями и их руководителями вершатся исключительно негласно. Журналисты узнают о вынесенных приговорах обычно постфактум из информационной программы «Судебный кабинет» или случайно, от своих источников в правоохранительных органах и зэковского сообщества. Пресс-службы судов, КНБ и Антикора редко когда оповещают СМИ о таких судах.

Очередной такой процесс, о котором не знали журналисты, прошёл в марте 2025 года в Турксибском районном суде Алматы. Рассматривалось уголовное дело бывшего замначальника следственного изолятора ДУИС МВД Рината Ахметжанова. Его обвиняли в том, что он пытался наладить незаконный бизнес на вывозе мусора из тюрьмы за счёт осуждённого. Подсудимый наотрез отказывался признавать свою вину, называя своё дело сфабрикованным следователями ДКНБ. Однако суд в итоге признал Ахметжанова виновным в превышении должностных полномочий и приговорил его к шести годам лишения свободы.
Журналисты Orda.kz заинтересовались «мусорным» делом и узнали немало любопытного о царящих в тюрьме нравах.
Коммунальная проблема
Сначала мы ознакомились с приговором суда первой инстанции. Фабула дела, на первый взгляд, незатейлива: весной 2024 года между руководством следственного изолятора, официально именуемого Учреждение № 72, и одним ИП был заключён договор на вывоз твёрдых бытовых отходов. Однако вскоре он неожиданно был расторгнут в одностороннем порядке – хозяйка ИП отказалась выполнять свои обязательства из-за нарушений условий техспецификации.
Мусор перестали вывозить, поэтому вскоре на территории СИЗО скопились груды отходов. Руководство городского ДУИС сделало замечание и. о. начальника тюрьмы Ринату Ахметжанову. Для решения проблемы подполковник привлёк осуждённого Азимбека Кудайкулова, отбывавшего в СИЗО наказание за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Срок у него был небольшой – три года, поэтому его зачислили в отряд хозобеспечения.

Выбор на Кудайкулова пал, потому что раньше он работал в сфере услуг по предоставлению спецтехники. 16 мая 2024 года Ахметжанов вызвал его к себе в кабинет и потребовал самостоятельно найти спецтехнику для вывоза мусора с территории СИЗО, а затем расплатиться с водителями. Иначе грозился этапировать его в другой регион.
Как указано в приговоре суда, Кудайкулов в тот же день позвонил знакомым, у которых имелись самосвалы, трактор и экскаватор-погрузчик, и попросил их вывезти отходы на мусорный полигон. Они пригнали спецтехнику к КПП, Ахметжанов приказал дежурному пропустить её вопреки правилам посещения учреждений УИС. Подполковник должен был отдать письменное распоряжение на въезд спецтранспорта на территорию учреждения, но он ограничился устным.
Рабочие быстро справились с задачей. Свои услуги они оценили в 130 тыс. тенге. Расплачивались с ними мама и жена осуждённого Кудайкулова. Женщины в два транша перечислили со своих мобильных телефонов на карту матери одного из водителей требуемую сумму.

В суде Ахметжанов не признал свою вину и объяснил, что временно исполнял обязанности начальника СИЗО с 1 июня 2024 года. А в тот период, с 16 по 18 мая, находился в должности заместителя начальника учреждения по режиму и охране и отвечал за дисциплину и безопасность. Решением коммунально-бытовых проблем, мол, занимался его коллега, замначальника учреждения по общим вопросам. Что касается показаний Кудайкулова, то, по словам Ахметжанова, тот оговорил его из-за личной неприязни.
В свою очередь Кудайкулов, выступавший в суде в качестве главного свидетеля обвинения, заявил, что это Ахметжанов не давал ему покоя. Заставил его найти спецтехнику для вывоза мусора и расплатиться с водителями за свой счёт.
Запрещённые предметы
Далее начинается самое интересное. Как указано в приговоре райсуда, 18 мая 2024 года в одном из мусоровозов надзиратели обнаружили 12 сотовых телефонов. Узнав об этом, подполковник Ахметжанов вызвал к себе четверых оперативников. После разговора они завели Кудайкулова в другой кабинет, где по очереди избили его. Лишь когда Азимбек пригрозил написать на них заявление, оперативники отстали от него.
20 мая 2024 года в тюрьму вызвали адвоката. Стороны договорились, что если Кудайкулов не будет жаловаться, то его переведут в колонию-поселение. Позже его действительно перевели в Алматинскую область, в зареченскую 49-ю колонию минимальной безопасности. Однако осуждённый всё-таки написал заявление в ДКНБ, обвинив подполковника Ахметжанова и оперативников в превышении власти. 24 июля 2024 года комитетчики задержали Ахметжанова и водворили в следственный изолятор ДКНБ. Так появилось «мусорное» дело.
Показания свидетелей в суде разнились. Одни ставили под сомнения заявления Кудайкулова об избиении в оперчасти Учреждения № 72 и психологическом прессинге со стороны Ахметжанова. Другие, напротив, полностью поддерживали его.
Мы от корки до корки прочитали приговор Турксибского райсуда, чтобы понять, как в целом в следственном изоляторе решались коммунальные вопросы и как так получилось, что на его территорию проехал грузовик с сотовыми телефонами. Ведь эти гаджеты явно кому-то предназначались. Однако не тут-то было.
Допрошенные сотрудники тюрьмы подтвердили в суде, что действительно запускали в середине мая 2024 года на территорию учреждения спецтехнику. Но вот почему об этом не было записи в журнале учёта посетителей, они не помнят. По инструкции они обязаны фиксировать любой транспорт, заезжающий на территорию СИЗО, но почему-то не сделали этого.
Что касается организации вывоза мусора, то тут вообще образовалась чёрная дыра. Замначальника учреждения Мурат Какимжанов показал в суде, что в 2022 году между СИЗО и АО «Алматы тазалык» был заключён договор на вывоз твёрдых бытовых отходов. Потом появилась другая коммунальная компания, но он не помнит её названия. 16 и 18 мая 2024 года Какимжанов не был на работе по семейным обстоятельствам, а посему не в курсе, как развивались события в те дни.

В суд вызвали нового начальника городского ДУИС, который так же, как и его подчинённые, не отличался многословием. Свидетель сказал, что не замечал противозаконных действий со стороны Ахметжанова. Он помнит, что проводили служебное расследование из-за скандала с вывозом мусора, но кого именно наказали, не помнит.
Единственным, кто был, пожалуй, в курсе многих дел в СИЗО, так это родной брат главного свидетеля Мукагали Кудайкулов. Он рассказал суду, что, начиная с 2023 года, с ним часто по телефону связывался брат Азимбек и водители спецтехники, вывозившей мусор с территории тюрьмы. Они просили скинуть деньги за услуги, и он постоянно перечислял им по 60 тыс. тенге.
По словам Мукагали, деньги ему обещали вернуть, но так и не вернули. Поначалу осуждённый брат жаловался ему на руководство СИЗО, но со временем ситуация кардинально изменилась. Как только Азимбек стал на постоянной основе вывозить мусор, ему сделали поблажки в условиях содержания. Родственники могли часто навещать его — вместо положенного одного визита в два месяца они приходили гораздо чаще. Кроме того, Азимбек иногда просил брата скинуть ему деньги на продукты. Мукагали порой передавал пакеты с едой, а один раз отправил их на такси.

Из показаний свидетеля Мукагали Кудайкулова выходило, что серая схема вывоза мусора из тюрьмы существовала гораздо раньше описываемых в обвинительном акте событий. Однако судья не стал почему-то выносить частное постановление начальнику городского ДУИС на устранение нарушений.
13 марта 2025 года состоялось оглашение приговора. Подсудимого Рината Ахметжанова признали виновным по ч. 4 ст. 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий». Его приговорили к шести годам заключения с отбыванием наказания в колонии общего режима и лишили звания подполковник юстиции. Также ему пожизненно запретили занимать должности на госслужбе и субъектах квазигосударственного сектора. С Ахметжанова взыскали 20 МРП в Фонд компенсации потерпевшим и 117 374 тенге для погашения процессуальных издержек.
Отметим, что санкция ч. 4 ст. 362 УК предусматривает наказание от пяти до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. Ахметжанову назначили мягкий приговор. Отягчающим вину обстоятельством суд посчитал нарушение им присяги. Смягчающим вину обстоятельством стало наличие малолетних детей.
Приговор суда ещё не вступил в силу. Адвокаты подсудимого подали апелляцию в судебную коллегию по уголовным делам Алматинского городского суда. По иронии судьбы, 2 апреля 2025 года Ахметжанова перевели из следственного изолятора ДКНБ в «родное» Учреждение № 72, где он дожидается вердикта суда второй инстанции.
Дьявол кроется в деталях?
Мы поговорили с дочерью подсудимого, чтобы узнать мнение их семьи о приговоре.
«Нас в целом не устраивает решение суда, потому что мы участвовали во всех процессах, и всё указывало на то, что решение будет в нашу пользу. Главный свидетель путался в показаниях, а другие свидетели отказались от ранее данных показаний. Поэтому мы надеялись на оправдательный приговор. Но когда услышали обвинительный, то были в шоке. Мы будем бороться за справедливость, поскольку мой папа не совершал преступления!» – говорит Кундыз Ахметжанова.
По словам дочери подсудимого, в обвинительном акте содержатся недостоверные сведения, которые суд почему-то не перепроверил. А ведь именно они стали основанием для возбуждения уголовного дела.
«По приказу председателя КУИС МВД мой отец, Ринат Ахметжанов, стал временно исполнять обязанности начальника учреждения с 1 июня 2024 года. Однако в обвинительном акте и приговоре указана другая дата – 16 мая. Он не занимался коммунально-бытовыми вопросами, так как это относилось к компетенции другого зама. Отец отвечал за работу дежурной части и режимного отдела тюрьмы и проводил служебные расследования по фактам нарушения законности и дисциплины. Мы, дети, практически не видели его дома, поскольку он круглые сутки проводил на работе!»
Кундыз говорит, её отец 20 лет прослужил в уголовно-исполнительной системе МВД. По выслуге лет он мог выйти на пенсию, однако остался на службе. Коллеги отзываются о нём только хорошо, отмечая такие качества, как ответственность, принципиальность и организаторские способности.

Друзья и бывшие сослуживцы Ахметжанова в разговоре с нами тоже недоумевали, почему с ним так сурово обошлись. С их слов, Ринат к своим 45 годам не обзавёлся собственной крышей над головой, он жил с женой и четырьмя детьми на съёмной квартире. Поэтому, по их мнению, он не очень-то тянет на коррупционера. Экс-коллеги подсудимого попросили не называть их имена и фамилии, и чуть позже, из письма Ахметжанова депутату мажилиса, мы поняли причину их беспокойства. Они были лаконичны в комментариях.
«Если разобраться, то действия Рината подпадают больше под дисциплинарный проступок, нежели под уголовное правонарушение. Но кто-то, увы, решил иначе. Сейчас всё ещё проводится досудебное расследование в отношение второго зама, и тоже по статье о превышении должностных полномочий. Следователи ДКНБ просто выделили из общего дела эпизод в отношении Рината и направили его в Турксибский райсуд. Мы надеемся, что апелляционная инстанция разберётся во всём, и оправдает его», — говорят друзья подсудимого.
Узнать мнение самого подсудимого нам удалось из его письма депутату мажилиса Абзалу Куспану. Как выяснилось, с народным избранником Ахметжанов познакомился, когда тот посещал следственный изолятор ДУИС после Кантара. Гость хотел проверить обоснованность жалоб арестованных и их родственников на незаконное задержание. Теперь настал черёд самого подполковника обращаться за помощью к депутату.

Из обращения подсудимого следует, что только после своего задержания он узнал о творившемся в Учреждении № 72 произволе. Оказывается, его коллеги незаконно привлекали к труду осуждённых и похищали со склада продукты питания, предназначенные для арестантов. Поэтому-то сотрудники ДКНБ проверяли на причастность к коррупционным преступлениям всех должностных лиц тюрьмы. Почему же он тогда попал в поле зрения комитетчиков? Ахметжанов раскрывает предысторию своих злоключений.
«В декабре 2023 года я, будучи и. о. начальника учреждения, в ходе обысковых мероприятий изъял сотовые телефоны у задержанных. После чего сотрудник пятого управления городского ДКНБ позвонил мне и попросил вернуть часть телефонов обратно, мотивируя это тем, что это его близкие знакомые. Я вежливо отказался и пояснил, что изъятые телефоны уничтожены. Сотрудник ДКНБ продолжил настаивать и просить предоставить взамен другие телефоны. Я отказался это делать».
Спустя время подполковник юстиции стал жертвой провокации. Анонимные «доброжелатели» пополнили баланс его сотового телефона на 300 тыс. тенге.
«Я сразу поставил в известность своё руководство и написал заявление в УВД Турксибского района о провокации в отношении меня. Я попросил полицейских найти анонимов».
Потом развитие событий пошло непредсказуемым образом. Вот как их описывает Ахметжанов:
«Ночью 9 июня 2024 года сотрудники ДКНБ вызвали меня на встречу в центре города. Встреча закончилась в час ночи в кабинете следственного управления ДКНБ. Меня попросили оговорить моего руководителя — начальника ДУИС, но я отказался... 24 июля 2024 года меня задержали в служебном кабинете и водворили в СИЗО ДКНБ. Следователи в частной беседе предлагали мне признать вину в обмен на смягчение наказания, гарантируя нужное судебное решение».

Ахметжанов пишет, что его адвокаты предоставили суду все необходимые доказательства его невиновности. Свидетели тоже дали показания, что он не совершал ничего противозаконного, однако суд пошёл на поводу у обвинения. Поэтому подсудимый обращается к депутату мажилиса с просьбой о помощи.
«Боюсь, что в одиночку мне не добиться справедливости. Я получил шесть лет реального срока как какой-нибудь убийца или грабитель. В результате таких „спецмероприятий“ со стороны некоторых сотрудников ДКНБ моя должность в СИЗО на протяжении восьми месяцев остаётся вакантной. Я доподлинно знаю, что те люди, кому предлагали должность, отказались, боясь попасть в аналогичную ситуацию... Прошу вас помочь мне, и в случае заинтересованности могу предоставить вам все доказательства моей невиновности», — подытоживает Ахметжанов.
Только прочитав письма подсудимого мы поняли, почему его сослуживцы отказываются открыто выступать в его поддержку. Они, видимо, боятся возможной провокации и мести тех комитетчиков, кто, со слов Ахметжанова, способны предрешать вердикты суда.
От редакции
Можно по-разному относиться к «мусорному» делу бывшего замначальника следственного изолятора ДУИС и его коллеги, ожидающего суда. Но вот что интригует, так это упоминание о сотрудниках пятого управления ДКНБ, специализирующихся на борьбе с организованной преступностью и коррупцией в правоохранительных органах. Именно их винит в своих бедах Ринат Ахметжанов.
А мы уже писали, как двое оперативников этого подразделения ДКНБ «крышевали» арестантов следственного изолятора ДУИС МВД. Пользуясь тем, что они курировали тюрьму по линии органов нацбезопасности, оперативники организовали там в 2019–2022 годах коммерческие камеры. Заплатив посредникам «входной билет» стоимостью от 500 тыс. до 2 млн тенге, сидельцы получали неограниченный доступ к сотовой связи и вкусной еде на весь период следствия и суда. Кроме того, надзиратели не докучали им проверками и обысками, что в условиях СИЗО считается самым главным благом. Поэтому родственники арестантов преподносили благодетелям-кураторам ещё и ценные подарки.

Когда сотрудники департамента собственной безопасности возбудили против своих продажных коллег с ДКНБ уголовное дело по статье 362 УК «Превышение власти или должностных полномочий», то офицеры СИЗО ДУИС проходили по нему в качестве свидетелей обвинения. В итоге суд признал в 2023 и 2024 годах подсудимых экс-комитетчиков виновными и назначил им наказание — пять и шесть лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
И вот спустя два года подсудимый экс-замначальника тюрьмы утверждает, что якобы ещё один оперативник пятого управления ДКНБ покровительствует арестантам, требуя снабдить их сотовыми телефонами. Так, может, руководству департамента собственной безопасности КНБ стоит проверить эту информацию? Тогда и будет понятно, идёт ли подсудимый ва-банк или же говорит правду. Заодно не помешало бы проверить, как в других следственных изоляторах КУИС МВД организована работа по вывозу твёрдых бытовых отходов. Глядишь, где-нибудь, да вскроется очередная серая схема в части решения коммунального вопроса.
Читайте также:
Зона улучшенного содержания-2, или Как ДКНБ крышевал преступников
Начальников колоний в Конаеве осудили за коррупцию и покровительство заключённым
Вкусная еда четыре раза в день: очередной коррупционный и кулинарный скандал в колонии
Лента новостей
- Казахстанского чемпиона по пауэрлифтингу задержали в Саудовской Аравии
- В Байконуре появится центр промышленной медицины
- Дело о краже кошелька: алматинка намерена наказать акима за клевету
- Не по карману: казахстанцы всё реже покупают жильё
- Полковника подозревают в изнасиловании астанчанки
- Спектакль «Гамлет. Соңғы күндер»: истеричный принц, красные ковры и летающие стулья
- Суд вынес приговор по делу о смертельном пожаре в хостеле, но к процессу осталось много вопросов
- Суд по делу Перизат Кайрат едва начался, а СМИ уже столкнулись с проблемами
- Дети развели огонь у горки и сожгли площадку в Жезказгане
- Бизнес получит поддержку от Forte и «Даму»
- Грозы, град, шквал — где их ждать в ближайшие дни в Казахстане
- Забота о здоровье казахстанцев: Минфин вновь поднял минимальные цены на сигареты
- Почитаемый профессор из Алматы потерял жильё из-за мошенников
- Alternativa приглашает в Impact Distribution Lab
- Перевалы, каньоны и озеро мечты: как прошёл автопробег «Путь кочевников» Jetour Qazaqstan
- Казахстанцы отдали 25 миллиардов тенге интернет-мошенникам
- Череда несчастных случаев произошла с детьми за один день в Атырауской области
- «Разбомблю Москву»: Трамп сказал, как пытался пугать Путина перед вторжением в Украину
- Голлум и два стадиона — фестиваль поп-культуры Comic Con открылся в Астане
- Заместитель акима Алматинской области попал в ДТП