Вокзальная мафия: как власти на юге Казахстана игнорируют торговлю несвежими продуктами

cover Фото: Orda.kz

Лето – время отпусков, встреч и дальних поездок. Путешествуя на поезде, хотя бы раз в жизни каждый из нас встречал усталых, измученных людей, продающих пирожки, напитки и разнообразный китайский ширпотреб. Кто-то старается их не замечать, некоторых они раздражают. Но кто-то даже покупал у них, пусть и не самые качественные, но порою столь необходимые товары. Чтобы узнать, как живут эти люди, корреспондент Orda.kz отправился по железнодорожному маршруту Алматы – Сарышаган.

Сиди и не высовывайся

На ночную станцию в 600 километрах от Алматы журналист прибыл около трёх часов ночи. Проводник открыл двери, тамбур тут же наполнился голосами, а в воздухе повис запах копченой рыбы.

Небольшой городок Сарышаган, расположенный на берегу озера Балхаш, не может похвастать длительностью остановок или большим количеством приезжих, но даже здесь в три часа ночи работают 4–5 ларьков. Заметив, что один из пассажиров остался на перроне, местная жительница подозвала его к себе. Выслушав историю о цели визита, тут же порекомендовала сидеть тихо и не высовываться с вокзала до рассвета.

«У нас здесь все пьют, не дай бог пьяные зацепятся – проблем не оберешься».

Предостерегла женщина

По её словам, приезжих здесь не любят, особенно тех, кто приезжает по ночам.

Челночницы

Около пяти часов утра с пришедшего поезда спустились прямиком из 90-х несколько уставших женщин с большими клетчатыми сумками. Не произнося ни слова, подложив свой «багаж» под голову, легли спать прямо на металлических сидениях зала ожидания.

Айгуль рассказала, что несколько часов с коллегами ехала в тамбуре вагона. Но это ещё полбеды, гораздо больше женщина расстроена тем, что, несмотря на длительный путь, ей так и не удалось окупить даже билет.

«Мы электрикой торгуем: наушники, пауэрбанки, зарядки, детские игрушки. Но их сейчас плохо берут. Я не знаю, с чем домой ехать. На билет потратилась, но никто так ничего не купил. А сейчас ещё один покупать, и нужно возвращаться», – говорит она.

Женщина призналась, что таким образом она зарабатывает на жизнь. Муж умер весной, и четверых детей теперь она воспитывает одна. Но последние пару месяцев покупать их товары стали меньше. Как прокормить семью, теперь она не представляет.

Спустя пару часов хриплый голос из громкоговорителя объявил о прибытии поезда. Почти не спавшая Айгуль устало взвалила на плечо свою огромную сумку и направилась в сторону перрона.

От того, что сахар – 800…

Работы нет и в Сарышагане, из-за чего большая часть жителей выживает за счёт своего хозяйства, разведения лошадей и рыболовства. Пойманную рыбу в посёлке коптят и продают на железнодорожной станции. Местные признаются – если бы не железная дорога, посёлок вымер бы окончательно.

Часть жителей просто привозят рыбу с собой, но некоторые уже смогли обзавестись собственным «комком» – так здесь называют киоск, и дежурят на вокзале сутками.

Гульнара – хозяйка одного из «комков»:

«За день проходят 17 пассажирских поездов, ещё ночные. Не останавливается только «Тальго» (скоростной электропоезд), в остальных всё равно что-нибудь да берут».

По словам сарышаганцев, лучше всего бизнес налажен на соседней станции Шу – за счёт плодородной земли, где можно выращивать фрукты и овощи. Однако в самом Сарышагане в ходу преимущественно рыба, выловленная здесь же, на озере Балхаш. Цена на копчёный деликатес варьируется от 1500 до 2500 тенге.

Особой популярностью у пассажиров пользуется копчёный змееголов. Эта хищная рыба, по словам местных, появилась в озере всего несколько лет назад. Сарышаганцы считают, что мальков запустили в Балхаш китайцы:

«Кто-то ловит сам, коптит и продаёт – у них доход больше всех. Получается один к одному, но у кого мужей нет или они работают, покупают у рыбаков. А там наценка – всего 500 тенге».

Лет пять назад назад в посёлок приехали несколько узбекских семей. Друзья основали свой небольшой бизнес: здесь же, на вокзале, превратили свой «комок» в мини-пекарню.

По словам пекарей, за день они зарабатывают более 15 000 тенге. По местным меркам такая прибыль считается более, чем достойной, ведь для большинства наших собеседников средняя сумма дохода варьируется от 1500 до 2000 тенге в день. Но даже этих денег не всегда хватает для похода в магазин.

«От чего люди торгуют?! От "хорошей" жизни, потому что сахар – по 800 и мясо по – три тысячи. Не хотите, чтобы люди торговали – тогда пособия человеческие должны быть. Ладно мы, пенсионеры, а есть те, кто совсем без работы сидит», – высказалась одна из пенсионерок.

Шу

Разбитый перрон, старое, обшарпанное здание вокзала, пыль и грязь. Это узловая станция Шу. Местный вокзал давно стал одним из крупнейших центров торговли на юге Казахстана.

Пассажиропоток в этом месте столь велик, что на вокзале трудятся целые династии уличных торговцев. Для них прямо на перроне отстроили целый крытый рынок. Для не самых искушённых в гастрономии пассажиров предлагаются фрукты, овощи, пироги, манты, плов и жареная рыба.

Работа для души

Одна из продавцов обратила внимание на журналиста и тут же подозвала к себе. Женщина сказала, что её зовут Маржан.

"И много здесь зарабатываете?"

"Зарабатываю с поезда по 10 тысяч", – решила похвастать гражданка.

"А сколько поездов проезжает?"

"Десять – двенадцать".

"И, что, прям с каждого по 10 тысяч?"

Подумав о сказанном за минуту до этого, Маржан улыбнулась и тут же попыталась отшутиться.

«Да нет, сынок, если бы мы тут по 10 000 с поезда зарабатывали, я бы на вокзал на самолёте летала. Сколько успеваем, столько и продаём. Главное, не лениться».

По словам женщины, она работает на вокзале уже более 40 лет. За это время она успела родить и выучить детей. Маржан рассказала, что, несмотря на пенсию, торговля стала частью её жизни, и, пока здоровье будет позволять, уходить с вокзала она не собирается.

Другая продавщица, интеллигентного вида женщина, представилась Машей и тут же попросила не снимать её на видео.

«У меня сноха работает в Астане на телевидении. Если меня где-нибудь увидят, у неё проблемы будут. Это же не работа – это позор. Но если пенсия – 30 тысяч тенге, без вокзала мы бы все давно ноги протянули».

Женщина добавила, что всё, чем она торгует, готовит сама как для себя. И у неё даже есть постоянные клиенты.

"Будешь блевать, какать и плакать"

Асхат, проводник одного из поездов, рассказал, что рынок в Шу существует больше 20 лет. И за то время, пока он работает, отравления случались редко. Но сам он старается ничего не брать. И посоветовал в ночное время быть гораздо внимательнее.

«Ночью вообще лучше ничего не покупать. Если темно и увидят, что ты подвыпил, они тебе подсунут то, что днём не продали. Особенно с готовкой аккуратней будь. Я тебя не пугаю, но, если не то купить, полдороги блевать, какать и плакать будешь».

Упаковки чипсов, вздувшиеся на жаре. Фото Orda.kz

По словам Асхата, это не выдумка, а совершенно реальный случай, произошедший в их поезде год назад.

«В прошлом году в соседнем вагоне отравились, пассажир с семьёй ехал. Вышел, решил мороженое жене и детям взять. Им животы скрутило, "на уши" поставили весь вагон».

По словам железнодорожника, самые безопасные продукты у уличных торговцев – лапша быстрого приготовления, лепёшки, кофе и чай в пакетиках. От покупки пирожков, самсы и жареной рыбы мужчина предостерегает.

Камеру убери!

Визит журналиста заметно добавил нервозности «предпринимателям». Завидя камеру, продавцы предпочитали разойтись, недовольно ворчали либо просто начинали окрикивать и препятствовать съёмке.

Плов, манты, жареная рыба продаются на перроне, несмотря на жару.

«Зачем нас снимаешь? Иди вокзал снимай, город. Вас сюда не звали. Камеру убери!»

Дежурные полицейские попросили предъявить документы, после чего, спустя всего несколько минут, справа от журналиста образовалась группа из пяти человек в погонах.

Чтобы не обострять ситуацию, один из торговцев предложил поехать с ним на экскурсию по бывшим промышленным предприятиям города. По словам Фархата, так звали мужчину, именно закрытие предприятий и вынудило людей идти на вокзал.

"Раньше без дела никто не сидел, все трудились, десятки тысяч людей работали, а как новая власть пришла, ни одного завода живого не осталось. И ведь никто за это не ответил!"

Поездка по уничтоженным предприятиям, среди которых были ремонтный и сахарный заводы, ЖБИ (предприятие по производству железобетонных изделий. – Прим. ред.) и молокозавод, продлилась до вечера.

Нужны проверки

Сотрудники вокзала считают, что в сфере уличной торговли необходимо наводить порядок.  Одна из работниц, Анара Сулейманова, признала, что ситуация с торговлей вызывает беспокойство:

«Если торговлю и оставлять, то её нужно как-то упорядочить. Нужны проверки санэпидемстанции. В том виде, в котором сейчас это, оставлять нельзя. То, что продукты продают вот так, конечно же, неправильно. Это же люди покупают, и случись что, с кого спрос?»

При этом женщина признаёт, что торговля на перроне, действительно, является возможностью подзаработать для многих жителей Шу. А в последнее время продавцов на рынке стало значительно больше:

«Раньше торговали только свои, но после снятия ограничений сюда поехали люди из районов. В районах вообще ничего живого не осталось. Теперь, кто могут, едут сюда, так же готовят и так же продают».

При этом женщина добавила, что решать проблему нужно деликатно, чтобы не допустить социального взрыва. Так как в Шу до сих пор помнят, как попытка освободить вокзал от торговцев в 2013 году привела к тому, что люди просто легли на рельсы.

Мафиозники

На следующий день на выходе с вокзала к корреспонденту Orda.kz подошёл мужчина, представившийся Мурой. Попросив закурить, он, как бы невзначай, поинтересовался:

 "Ты же журналист? Ты тут осторожнее будь, сильно не светись, а то могут "спаковать".

"Кто? Полиция?"

Мура рассмеялся.

"Э, нет, брат... Мафиозники. Ты тут подолгу не задерживайся, про тебя и так уже два дня говорят", – «доброжелательно» намекнул собеседник.

В тот же день к корреспонденту Orda.kz подошла женщина, порекомендовала быть осторожнее и поскорее уезжать, так как, по её словам, им уже заинтересовались «большие люди».

«Коля – директор рынка, он здесь всем рулит. С бабушек собирает по 100–200 тенге в день. С продавцов крытого рынка – в месяц 25 тысяч, плюс деньги с готовых блюд за право торговать. Это же в месяц больше миллиона выходит. Ладно крытый, а мы за что платим? Уборки нет, кругом грязь, за то, что сами приготовили и принесли?!» – возмутилась женщина.

Сотрудники полиции, дежурящие неподалеку, не сводили с журналиста глаз. Узнать о том, кто же такой этот Коля и где его найти, он решил непосредственно у них. Офицеры рассказали, что знают этого человека, однако сейчас его нет, и на вокзале он появляется ближе к обеду или после шести вечера.

Дождаться Колю так и не удалось. Ближе к обеду позвонили сотрудники полиции, объявившие, что с корреспондентом хотят переговорить. Он был доставлен в линейный отдел полиции для проверки документов и выяснения всех деталей редакционного задания. Заняло это около полутора часов, после чего его отпустили.

Это не предприниматели

Болатжан Толендиев, руководитель отдела предпринимательства Шуского района, в телефонном разговоре заявил, что к торговле на вокзале их ведомство не имеет никакого отношения:

«Это не предприниматели. Это жители города Шу, они работают там уже много лет. Вся их продукция домашняя и экологически чистая. Но мы за них не отвечаем, этим ведь занимается СЭС и акимат города Шу, все проверки осуществляются через них».

В санитарно-эпидемиологической службе по Жамбылскому району на транспорте Orda.kz сообщили, что стихийная торговля для них – большая проблема. Но ситуация парадоксальна: перроны, на которые приходят пассажирские поезда, не имеют никакого отношения к вокзалу. Они относятся к акимату города.

По словам главы ведомства Сауле Касымбековой, санитарно-эпидемиологическая служба не имеет никаких полномочий для проверки "бегунков", так здесь называют уличных торговцев:

"Их деятельность должны контролировать акимат и линейный отдел полиции. Но МВД и акимат бездействуют. Сколько бы мы ни писали письма – никакой реакции от руководства нет".

По её словам, то, что физические лица продают продукты питания пассажирам, само по себе нарушает статью 204 КОАП РК " Торговля в неустановленных местах". Но на это закрывают глаза:

"У тех людей, кто продаёт, нет даже санитарной книжки, отсутствуют холодильники. При этом срок годности блюд на жаре не может превышать двух часов. Но манты и рыба продаются там с утра и до вечера. Это прекрасные условия для развития бактерий ботулизма и сальмонеллёза. Инфицирование этими возбудителями чревато тяжелейшим отравлением и может привести даже к летальному исходу".

По мнению Сауле, избежать возможной трагедии можно лишь при усилении контроля и своевременной реакции надзорных органов. Для начала всех без исключения уличных торговцев нужно зарегистрировать, и ни в коем случае не допускать на вокзал посторонних.

К сожалению, получить комментарий от представителей акимата города Шу не удалось. А в отделе линейной полиции корреспонденту Orda.kz пообещали прокомментировать ситуацию позже.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости