В МИИР на запрос редакции Orda.kz рассказали, как переориентируют казахстанский экспорт из-за военных действий России в Украине.

Министерство совместно с НПП «Атамекен» ищет новые пути экспорта по альтернативным маршрутам. Один из них Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). До конца 2022 года в направлении европейских стран казахстанские экспортеры переориентируют до 4 млн тонн грузов.

Если грузы начнут возить через Транскаспийский международный транспортный маршрут, то это задействует сразу инфраструктуры «Актауского морского торгового порта», «Актауского Морского Северного Терминала» и «Порта Курык», что, в конечном итоге, увеличит загрузку казахстанских портов.

«3 марта 2022 года состоялось совещание между вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Бериком Камалиевым и заместителем госсекретаря министерства сообщения Латвии Улдисом Рейманисом. Стороны согласовали вопрос приёма экспортных грузов в направлении латвийских портов Лиепая, Рига и Вентспилс, а также объёмы экспорта на март», – сообщили в МИИР.

Также переговоры прошли и с российской стороной. Там заверили, что никаких запретов и ограничений на перевозку всех грузов и транзитов по территории России в страны Европейского союза нет.

Транскаспийский международный транспортный маршрут

В Баку в начале марта в ходе расширенного заседания Транскаспийского международного транспортного маршрута Казахстан, Азербайджан и Грузия подписали Транскаспийскую декларацию. К ней решила присоединится и Турция.

«В ходе заседания МИИР предложил создать совместное предприятие по аналогии «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс». Азербайджан и Грузия поддержали предложение», – отметили в МИИР.

Участники договорились рассмотреть тарифные условия, но уже после заключения соглашения о гарантированных объёмах.

Чтобы Транскаспийская декларация заработала и изменились маршруты необходимо:

  • Создать совместную логистическую компанию.
  • Утвердить сквозные тарифы.
  • Наладить единую логистическую цепь поставок.
  • Привлечь автомобильных перевозчиков на маршрут ТМТМ.

Уже сейчас стало известно, что совместное предприятие между железными дорогами Казахстана, Грузии, Азербайджана и Турции будет называться Middle Corridor. Однако официально компанию зарегистрируют предположительно в начале-середине 2023 года.

Единая компания поможет внедрить унифицированную IТ-платформу, где услуги по перевозке грузов из Китая в Турцию и черноморские порты будут полностью автоматизированы. Кроме того, планируется соединить международный грузовой коридор Север-Юг через порты Каспийского моря, что откроет путь в Иран, арабские страны вдоль Персидского залива, Восточной Африки и Индии.

Железнодорожные грузоперевозки

КТЖ провели встречи с крупными казахстанскими бизнесменами, которые работают на европейский рынок. Их грузы отправляются через порты России, но теперь они больше заинтересованы в портах Латвии и Литвы, а также сухопутном российско-финском погранпереходе Бусловская-Вайниккала.

«Существенных проблем с отгрузкой товаров, перевозимых железнодорожным транспортом транзитом через Казахстан в Европу через российские пункты переходов, не имеется. В ходе переговоров с администрацией железных дорог России, они проинформировали об отсутствии запретов и ограничений на перевозку всех грузов, а также транзитов по территории РФ в страны Европейского союза и продолжении работы портов на Чёрном море при наличии договоренностей с судовыми компаниями со стороны казахстанских грузоотправителей», – рассказали в МИИР.

Для оперативной поддержки бизнесменов, экспедиторов, собственников вагонов, а также для своевременного содействия и оказания консультаций с вагонами, следующими в направлении Украины, создали «горячую линию». Чтобы грузы проходили без проблем, ежесуточно обеспечивается информирование и регулирование с государственными органами Российской Федерации.

Казахстанские грузы и Латвийская граница

Из-за санкций Европейского союза латвийские пограничники развернули грузы России и Беларуси. По данным управляющего директора Департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Мурата Амрина, казахстанские грузоперевозчики только выиграют от санкций, в том числе и по направлению с Китаем. Но, как всегда есть «но». Запрет негативно скажется на отечественных импортёрах и экспортёрах, которые использовали российских и белорусских перевозчиков.

«В Казахстане парк грузовых автомобилей, работающий на международных перевозках, крайне мал – около 7,5 тысяч машин. У россиян и белорусов примерно по 30-40 тысяч автомобилей. Заменить объём задействованного иностранного транспорта будет сложно. Мы не сможем 100% обеспечить рынок международных транспортных услуг, который предоставляют россияне и белорусы. Однако уже имеются попытки крупных белорусских и российских компаний открыться в Казахстане. Открытие филиалов иностранных компаний положительно скажется на экономике в части привлечения инвестиций и увеличении парка. Вместе с тем, возникает большой риск вытеснения отечественных компаний с рынка грузоперевозок и потери рабочих мест», – объяснил Мурат Амрин.

С 2017 по 2021 годы доля отечественных представителей на рынке международных автомобильных перевозок снизилась 52,6% до 31,2 %. В НПП «Атамекен» считают, что необходимо на правительственном уровне предусмотреть меры по защите национального рынка грузоперевозок и увеличении доли.

За прошлый год всего автотранспортом перевезено 5,9 млн тонн груза, экспорт составил 2,8 млн тонн. При этом, отечественными перевозчиками в этом сегменте перевезено всего 602 тысячи тонн. Это всего 21,4% от общего объёма экспорта. Из 3,1 млн тон импорта казахстанцы перевезли около 40% от общего объёма. Остальной объём грузов перевозился иностранными перевозчиками.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram


Поделиться: