Вандализм по-кызылордински: зачем петроглифы потомкам

cover Авторы фото: Сергей Курочкин и Александр Петров.

В предгорьях Каратау в урочище  Сауыскандык на скалах и камнях есть рисунки и знаки, оставленные много веков до нашей эры обитавшими здесь племенами. Рядом с рисунками древних мастеров надписи, выбитые их потомками, то есть нашими современниками.

Фото Игоря Титенка

Здесь был Шакирбек...

Примерно такие письмена можно увидеть рядом с древними петроглифами урочища Сауыскандык. Корреспондент Orda.kz решила выяснить, что происходит с историческим памятником и как его охраняют.

Вандалы и варвары – только так можно назвать тех, кто, приехав сюда на пикник или просто свернув по пути, оставляет под древними письменами свои имена или названия своих родов. Рядом с изображениями оленей – а, может, это архары, – некто Шакирбек Алтынбеков выбил своё имя. Очень хотелось бы надеяться, что он прочтёт эту статью. Хотя вряд ли тот, у кого рука поднялась совершить такое кощунство, способен читать. Кстати, не мешало обратить своё внимание на сей факт и органам правопорядка. Тем более, что потомкам он оставил и имя, и фамилию. У нас же век технологий – может быть, полиция попробует поискать этого Шакирбека.

Фото Игоря Титенка

Петроглифы Сауыскандык – уникальный памятник истории и культуры, расположенный в Шиелийском районе Кызылординской области.

Известно, что наскальные изображения ущелья Сауыскандык включены в республиканский список исторических памятников и находятся под охраной государства. 

Фото Игоря Титенка

До недавнего времени эта местность находилась вдали от железнодорожных и автомобильных магистралей, была безлюдной, здесь царили первозданная природа и тишина. Разве что изредка на пастбища забредали со своими стадами чабаны.

Фото sknews.kz

Все изменилось после того, как начали осваивать месторождение ваннадия. Рядом появилась автомобильная дорога, а в пятистах метрах от скал построили комплекс со столовыми и баней для горняков. Сюда же стали наведываться и любители пикников – привлекает их красивый пейзаж и водопад Куркуреу, который находится совсем рядом. Так вот дорогие гости и стали портить петроглифы, оставляя рядом с древними письменами знаки своего присутствия.

Большой урон наносят историческому памятнику и взрывные работы на месторождении.

Фото qyzylorda724.wordpress.com

Каратауский горный хребет относится к слоистым сланцевым  породам. Из-за взрывов в карьерах на горных склонах появляются трещины и расколы. Руководство ваннадиевого завода обещало перенести взрывные работы дальше к северу, но проблема так и не решилась, – говорит археолог Сагымбай Мургабаев.

На фото arheology.kz Сагымбай Мургабаев

Учёные считают, что петроглифам, именно так называют такие рисунки археологи, более четырёх тысяч лет и появились они раньше знаменитых петроглифов урочища Тамгалы в Семиречье, внесённых в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

          – Горы Каратау – самые известные места агломерации первобытного человека. Найденные здесь стоянки древних людей относятся к каменному веку, к периоду нижнего палеолита. Петроглифы в ущелье Сауыскандык – самые древние из найденных на территории Казахстана. По всей вероятности, они появились лет на пятьсот раньше петроглифов в урочище Тамгалы, к тому же их намного больше, - уверен Сагымбай Мургабаев.

Это своего рода панорама жизни наших предков – на рисунках картина образа их жизни и быта.

Здесь каждый камень – история

Хребет Каратау, северо-западный отрог Тянь-Шаньских гор в Южном Казахстане расположен на территории трёх областей – Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской. Окружённые с севера песками Бетпак-Далы и Моюнкумов, а с юга – Кызылкумов, отроги гор Каратау издревле были настоящим оазисом в пустыне.

Фото sknews.kz

Здесь проходили важнейшие караванные пути, соединявшие Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Возникавшие здесь города становились крупными торговыми центрами и выполняли роль караван-сараев для многочисленных путешественников и купцов.   

Петроглифы сохранились на площади в 500 га. Заповедная территория протянулась на семь километров. Оставленные на камнях рисунки разделили на девять групп по временным периодам. О том, что создавали их в разное время, говорит и техника исполнения. На некоторых камнях рисунки появились благодаря выбитым точкам различного размера и глубины. А есть и буквально выцарапанные на скалах. По всей вероятности, мастера использовали металлические инструменты.

Фото Игоря Титенка

На некоторых рисунках фигурки выбиты по контуру или выполнены техникой пикетирования – благодаря этому выглядят выпуклыми. Есть изображения больших размеров – от двух до четырёх метров. Учёные утверждают, что петроглифы Сауыскандык одни из самых древних, сохранившихся на территории Казахстана. 

Фото Игоря Титенка

Главные сюжеты наскальной графики Сауыскандык – образы людей в масках с ритуальными жезлами, хороводы женщин с бубнами, колесницы и повозки, сцены из военной жизни, картины быта. На петроглифах легко узнаваемые образы и события, которые связаны с различными религиозными ритуалами и мифологическими сюжетами.

Археологи утверждают, что по рисункам легко можно определить, когда они были сделаны. Например, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия и существовали примерно до IV века до нашей эры во времена царя Дария и Александра Македонского. Часть петроглифов выполнена с использованием стиля «битреугольник». Это позволяет учёным предполагать, что они относятся к периоду бронзового века - второй половине II тысячелетия до нашей эры.

- В следующем году ждём учёных из Германии, которые помогут установить более точные даты наскальных рисунков, – сообщил Сагымбай Мургабаев.

В целом же, в ущелье Сауыскандык примерно 8-10 тысяч наскальных изображений и каждое -уникальный образец искусства древности.

Фото Игоря Титенка

Первые упоминания о наскальных рисунках в ущелье Сауыскандык появились в конце XIX века в отчётах Туркестанского археологического общества. О том, что на скалах есть неизвестные рисунки, писали русские офицеры и ориенталисты. В 1906 году более подробно наскальные рисунки описал русский учёный и географ Альфред Кирхгоф. Более системное обследование петроглифов ущелья Сауыскандык начали проводить в 60-х годах прошлого столетия. 

Фото Игоря Титенка

Наскальные изображения есть и в соседнем Жанакорганском районе. С хребта Каратау спускается горная речка Бесарык, в живописном ущелье среди множества наскальных рисунков есть и такой – пара  хищников, похожих на львов, пытаются напасть на человека, ведущего верблюда. У ног человека - собака. На этом пано все персонажи изображены в движении. Хищники в прыжке и готовы растерзать человека и его спутников. Это чудо дошло до нас из глубин веков. Вот только и здесь успели наследить современные живописцы.

Что имеем – не храним?

Памятник культурного наследия народа дошёл до нас через четыре тысячелетия. Он пережил природные катаклизмы и стал свидетелем смены многих эпох и правлений. Доктор исторических наук, профессор Мадияр Елеуов исследовал наскальные рисунки и считает, что состояние памятника первобытной культуры крайне удручающее и находится под угрозой уничтожения.

Фото Игоря Титенка

Определена охранная зона объекта историко-культурного наследия, установлены таблички. Скалы имеют большую протяжённость, уследить за всеми приезжающими возможности нет, разве что выставить вдоль всего ущелья охрану.

- Мы обращались за помощью к акимам расположенных вблизи аульных округов, они вывешивали здесь билборды,  взывающие к совести граждан, но всё тщетно – их рвут и выбрасывают, – говорит исполняющий обязанности директора областного учреждения по охране памятников Галым Садыков.

Известный в области учёный-археолог, руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата Азилхан Тажикеев предлагает на летние месяцы, когда поток туристов увеличивается, передать право пользования объектом турагентствам. Пусть они получают доходы от экскурсий и отвечают за сохранность объекта.

На фото kzvesti.kz Азилхан Тажикеев

Скептики отвечают, что, во-первых, туроператоров в Кызылорде можно пересчитать по пальцам. К тому же, напрасно надеяться, что объект без какой-либо инфраструктуры, может стать привлекательным для туристов.

Есть и другие предложения. Например, создать здесь музей под открытым небом или привлечь к охране памятника ваннадиевый завод, или подкдючить к проблеме священнослужителей. А ещё обратиться за помощью в центр «Рухани жаңғыру», основная функция которого как раз и направлена на возрождение и популяризацию духовного наследия, в том числе и  петроглифы Сауыскандык.

Фото Игоря Титенка

А пока лица заинтересованные взвешивают, анализируют, обсуждают, спорят и исследуют, петроглифы стирает Шакирбек.

Автор: Жанна Балмаганбетова

Лента новостей

все новости