«Вам не стыдно?»: реплика о скандале по поводу господдержки кино

cover Митинг, приведший к отмене изначальных решений питчинга. Фото - Orda.kz

Материал Карима Кадырбаева об очередном «недопонимании» в системе государственного финансирования кинематографии получился резонансным. В «Ордынку» после публикации обращались и обращаются со всех сторон – как выяснилось, представлявшие лишь сами себя митингующие; те, кто пострадал из-за отмены изначальных результатов питчинга; и из самого ГЦПНК. Мы открыты к выслушиванию различных мнений.

Но прежде чем опубликовать одно из них, небольшая ремарка от себя.

Уже почти два года я наблюдаю за казахстанским кинопроцессом не изнутри, не пристально, а со стороны. Многое в развитии отечественного кино мне нравится.

Казахстанские фильмы доминируют в прокате. Больше никто не боится тереться бок о бок в сетке с голливудскими блокбастерами и уж тем более с российскими поделками.

Помимо «Бизнеса по-казахски», появляются и другие успешные кинофраншизы.

Казахстанских сериалов в Сети становится всё больше и сами они – всё качественнее.

Если раньше мне приходилось иностранным друзьям и коллегам рассказывать «на чистый лист» о том, что из себя представляет казахстанское кино, то сейчас они сами задают вопросы и проявляют удивительную насмотренность.

В общем, кино в стране действительно превращается в индустрию. Не меняется только одно.

Перефразируя Николая Карамзина, если вы попросите меня в двух словах описать, что происходит на родине, я отвечу: кинематографисты опять скандалят из-за государственных денег. Могу ошибаться, но, по-моему, ещё ни один питчинг не прошёл гладко, спокойно, без ссор, обид и обвинений.

И каждый раз появляется мысль: а может, лучше отменить господдержку? Совсем. Кто выживет, тот выживет.

Но, разумеется, так делать нельзя. Мы потеряем пласт уникальных, самобытных режиссёров. Мы, вероятно, потеряем кино как искусство, с его нынешними и будущими мастерами.

А что точно надо сделать – улучшить контроль, во-первых, за отбором, во-вторых, за исполнением. В чём смысл тратить деньги на фильмы, которые тут же идут в архив?

И главное – правила отбора должны быть едины и незыблемы. Не должно быть исправлений, поправок, пересмотров, дополнений, уступок и так далее. Потому что, если пойти навстречу одному, неизбежно пострадает кто-то другой. Не выйдет так, что довольными будут все.

И вот в «Ордынку» обратилась кинопродюсер и сценарист Гульшат Смагулова, которая участвовала в питчинге со своим режиссёрским дебютом – художественным фильмом «Граждане крыши», и чей проект сейчас оказался в подвешенном состоянии. Ниже – её монолог.

«Я не знаю, кто хочет «снести» Есета Косубаева, и не знаю, кому выгоден старый, «казахфильмовский» режим выбора кинопроектов, когда редколлегия отбирала сценарии и решала вопрос об их запуске.

Сейчас, находясь в эпицентре скандалов, происходящих вокруг питчинга, я чувствую, что идёт открытая борьба за власть в кино.

Одно понятно – никому не выгодно жить по-новому.

Все говорят о создании хорошего закона о кино, о прозрачности и справедливости, но на деле мало кто в этом году проявил инициативу участия в правках закона; мало кто серьёзно отнёсся к подаваемым документам на конкурс; мало кому нужна такая система отбора – открытая, прозрачная и справедливая. Все до сих пор хотят надеяться на «Маке» или «Баке».

Думают, что нас, 130 отобранных проектов, кто-то за уши тянет в ГЦПНК.

А вот представьте – никто не тянет. Сами! Взяли, постарались подать все документы без ошибок. Оказывается, так тоже можно.

Теперь протестующие обижаются, что им не дают возможность исправить ошибки, устраивают митинги, срывают конкурс, оставляя без надежды тех, кто должен был защищать свои кинопроекты на этой неделе.

Но исправление ошибок – незаконно. И если, например, вы снимете плохой фильм, никто ведь вам не даст переснять его заново.

А есть ещё мы – со своими правами и планами. И вы всё это нарушили – за три дня до начала конкурса. Кто же так поступает? Вы что?!

Мы должны были защищаться в понедельник, а в пятницу вечером нам объявили о переносе. Наши актёры не могут выстроить графики съёмок из-за того, что мы вынуждены просить их повременить. Мы сами не вышли на другие проекты, потому что отменили их в связи с конкурсом. Кто-то купил невозвратные авиабилеты, потому что возвратные в два раза дороже. У нас тоже – как и у вас – есть семьи, дети, родители. Что же вы наделали? Вам не стыдно? Это вы считаете борьбой за хороший и справедливый закон?

Сейчас вам сложно было без ошибок собрать пять бумажек. А в прошлом году вам не сложно было найти финустойчивую компанию? Хорошего кинопрокатчика? Почему вы в прошлом году не требовали изменений в законодательстве? Почему стали подавать в этом году документы по новым правкам? Ведь подавая – вы соглашаетесь с условиями.

А ведь те ваши коллеги, кто смогли на уровне закона добиться отмены прошлогоднего маразма, такие же кинематографисты, как и вы сами. Ничуть не хуже вас. И даже лучше. Потому что бесплатно отработали во имя общего блага. И в этом году сбор документов был комфортным и лёгким. Не пойму, откуда у вас там нашлись ошибки? Или снова понадеялись на «Маке» и «Баке»?

Одного хочется – чтобы всё стало чисто, прозрачно, справедливо и профессионально. На самом высоком уровне. Чтобы не было стыдно».

Лента новостей

все новости