В задержках рейсов Air Astana и FlyArystan виноваты вороны и двигатели – Питер Фостер

cover

5 августа в учебном центре Air Astana в Алматы прошла пресс-конференция, на которой Питер Фостер и представители авиакомпании рассказали, почему происходили массовые задержки Air Astana и FlyArystan и что планирует предпринять компания.

Питер Фостер рассказал, что задержки могут продлиться до середины сентября. Массовые задержки авиалиний Air Astana и FlyArystan были связаны с нехваткой персонала после пандемии, техническими и организационными проблемами.

Постпандемическое восстановление: в авиации не хватает сотрудников

По словам Питера Фостера, после пандемии во многих авиалиниях были задержки. Показатель пунктуальности Air Astana упал в этом году до 75%, что сильно коррелирует с ситуацией в Европе, где этот коэффициент снизился до 74%.

Источник: презентация Air Astana

Источник: презентация Air Astana

Во время пандемии все виды бизнеса в авиационной индустрии сократили миллионы работников. После неё бывшие сотрудники не хотят возвращаться в авиацию: недостаток трудовых ресурсов повлиял на все цепочки поставок, производителей запчастей в том числе. В Air Astana заявляют, что компания не сократила ни одного сотрудника, расторгли только внешние контракты с зарубежными пилотами.

Технические проблемы Air Astana: птицы и двигатели

К основным факторам технических проблем относятся столкновения с птицами и проблема с двигателями на Airbus, заявили в авиакомпании. По словам Питера Фостера, Air Astana придерживается нулевой терпимости к авиационным рискам. Если даже минимальный риск существует, то рейс выполняться не будет.

Птицы

Как рассказали представители Air Astana, во время пандемии из-за скопления бытовых свалок вокруг Алматы расплодились птицы семейства вороньих. Руководство Air Astana информировало об этом Комитет гражданской авиации ещё в 2020 году, однако принятых мер недостаточно. Поэтому в этом году число случаев попадания птиц в двигатель самолёта увеличилось на 30% по сравнению с летом прошлого года. Аэропорт ведёт работу с акиматом по поводу устранения свалок, однако для поставщиков воздушных перевозок эта проблема остаётся очень серьёзной.

Последствия столкновения с птицами:

  • Вынужденный простой на несколько дней для обязательной инспекции корпуса и двигателя самолёта. К тому же не во всех аэропортах есть техническая служба, которая может это сделать. У Air Astana техперсонал представлен лишь в пяти городах: Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Атырау и Актау.
  • Дополнительная нагрузка на технические ресурсы и лётный состав;
  • Высокие расходы на замену деталей. К примеру, за последние два месяца заменили три носовых обтекателя (30 000 евро каждый), входное устройство двигателя (60 000 долларов ) и две лопатки вентилятора двигателя (около 60 000 долларов каждая).

Двигатели Pratt & Whitney

Вторая проблема кроется в эксплуатации двигателей PW1100G (проблема в камере сгорания и с вибрацией второй опоры) , которые установлены на Airbus. Эти двигатели установлены на 18 самолетах (36 двигателей), и ещё шесть в запасе. Этого количества недостаточно для своевременной замены двигателей, в связи с чем компания чаще проводит инспекцию, что занимает время и ресурсы. В августе будут приобретены ещё два двигателя. Проблема их покупки связана с разрывами цепочек международных поставок.

Несмотря на это, Air Astana продолжает использовать самолеты Airbus. А всё из-за накладок, связанных с получением одобрения авиационных властей. Ранее было подписано письмо-намерение о приобретении Boeing 737-MAX, однако соседние государства не сертифицировали эту модель самолёта. В связи с чем Boeing заменили на Airbus.

Ограничения аэропортов, с которыми сталкивается Air Astana

Международные аэропорты

Air Astana выполняет рейсы в Лондон, Амстердам и Франкфурт. В октябре начнутся полёты в Бангкок.

Аэропорты Лондона и Франкфурта этим летом направили уведомление Air Astana с требованием ограничить производственную мощность: сократить 200 пассажирских мест из 550, привозимых в аэропорт, что составило 40% пассажирской ёмкости. Air Astana это ограничение оспорила с 40 до 20%. Однако другие международные авиалинии (Австралия и ОАЭ), которые отказались вводить ограничения, были втянуты в суды, рассказал вице-президент по наземному обслуживанию Александр Небога.

Во Франкфурте огромные проблемы с обслуживанием и обработкой багажа из-за работы служб аэропорта.

«Можно по пальцам пересчитать количество рейсов, вылетевших вовремя из Франкфурта за последние восемь недель. Связано это с нехваткой персонала в аэропорту. Рейс задерживается из-за долгой погрузки багажа. То же самое происходит в Лондоне и Амстердаме.

Если задерживается международный рейс, то потом опаздывает и внутренний, на который должны пересесть пассажиры международного рейса. И так выходит, что из-за несвоевременной погрузки багажа во Франкфурте потом задерживаются несколько внутренних рейсов.

У нас нет допуска на обслуживание багажа в европейских странах – авиакомпания напрямую зависит от поставщиков услуг в аэропорту», – сообщил Александр Небога.

Казахстанские аэропорты

  • В Нур-Султане взлётно-посадочная полоса была закрыта этим летом на ремонт, и авиакомпания должна была изменить расписание.
  • В Алматы – ограниченное количество человеческих ресурсов, нехватка заправщиков и многочисленные столкновения с птицами.

Ресурсы авиакомпании

Питер Фостер рассказал про ресурсы компании. По его словам, во флоте Air Astana сейчас 38 самолётов, должно быть 40, но поставки самолётов Airbus задержаны. Однако даже 38 самолётов вполне достаточно для выполнения графика работ, заверяет президент. Среднесуточная эксплуатация в 2021 году гораздо ниже, чем в 2019-м – это значит, что самолёты меньше используются, чем раньше. С 2019 года средний возраст самолётов снизился, флот обновился.

Меры по улучшению ситуации

Компания планирует к 2025 году пополнить флот до 59 самолётов. Ожидается поставка Airbus 320, Airbus 321, Boeing 787 Dreamliner. Для их эксплуатации понадобится 300 и более пилотов.

Источник фото: презентация Air Astana

Источник фото: презентация Air Astana

В Нур-Cултане до конца года построят первый тренажёрный центр с тренажёром Airbus 320. Пилоты Airbus будут проходить обучение в Нур-Султане, их не нужно будет отправлять за рубеж. Обучение бортпроводников также перенесут в Казахстан (сейчас его проводят в Германии).

В авиакомпании работают шесть тысяч сотрудников, большинство из которых находятся в Казахстане. Их количество вырастет до 10 тысяч.

Источник фото: презентация Air Astana

Источник фото: презентация Air Astana

По тарифной политике

Питер Фостер заявил, что в течение последних шести месяцев средняя цена билета во FlyArystan составляет 48 долларов, а в Air Astanа – 68 долларов. В Европе билет лоукостера стоит примерно 48 евро, но Питер говорит, что нужно учитывать расстояние между городами в Казахстане. К тому же, если поздно приобретать билет или покупать его на рейс повышенного спроса (например, вечером), тариф будет выше.

Представители Air Astana рассказали, почему не смогли предоставить гостиницы в Алматы при задержках рейсов

У Air Astana заключены договоры с 10 отелями, предоставляющими более 1300 номеров. Однако этого было недостаточно, в гостиницах не было мест для распределения всех пассажиров, так как лето – самый востребованный сезон. В компании заявили, что сейчас ведутся переговоры с ещё четырьмя отелями, при этом далеко не все места проживания соответствуют стандартам, в связи с чем не со всеми компания может заключать партнёрство.

Президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер рассказал, почему сейчас нельзя разделять FlyArystan

По его словам, для FlyArystan компания ведёт отдельную учётную политику, но при этом самолёты, которые эксплуатирует FlyArystan, находятся в сублизинге по ценам, на которые в своё время договорилась Air Astana.

Пилоты работают на обе компании. Техобслуживание осуществляется инженерами Air Astana. У авиакомпаний – общий департамент HR.

«Если сейчас насильственно разделить авиакомпании, экономические преимущества будут утеряны, показатели удельной себестоимости поднимутся, в связи с чем резко подорожают билеты», – заявил Фостер.

Разделение возможно в том случае, когда флот FlyArystan будет насчитывать 20–22 самолета. По предварительным оценкам, это может произойти в конце 2024 года.

IPO

Ранее в АО «Самрук-Казына» заявляли, что пакеты Air Astana будут выведены на публичное размещение. Однако Питер Фостер заявил, что это возможно будет сделать только в 2023 году. По информации, полученной от инвестиционных банков, в связи с геополитической ситуацией в этом году интереса от инвесторов ожидать не стоит.

Лента новостей

все новости