В Турции решают судьбу казахстанского сухогруза "Жибек Жолы" – что о нём известно

cover коллаж Orda.kz

Судно, которое предположительно следовало с украденным украинским зерном из порта Бердянска в турецкий Карасу, арестовано. Orda.kz пыталась разобраться, как казахстанский сухогруз стал возить контрабанду и кто за это ответит.

О незаконном вывозе зерна с оккупированных украинских территорий сообщил украинский МИД и Генеральная прокуратура Украины. Они направили соответствующий запрос турецким властям. И, как сообщил накануне посол Украины Василий Бондар, Zhibek Zholy был задержан таможней Турции.

«У нас полное взаимопонимание. В настоящее время судно стоит у входа в порт, оно задержано таможенными органами Турции. Судьба корабля будет решаться на заседании следователей в понедельник».

Как показали данные сайта marinetraffic.com, который отслеживает все суда в мире, Zhibek Zholy покинул российский порт Новороссийск 22 июня и направился в Азовское море. Далее на сухогрузе отключили радиолокационное оборудование и он исчез с трекинговых сервисов. 30 июня глава временной (по мнению украинской стороны – оккупационной) администрации Запорожской области разместил в своем телеграмм-канале сообщение о первом зерновом рейсе из Бердянска в Турцию.

"После нескольких месяцев простоя с Бердянского морского торгового порта ушло первое торговое судно... Разминирование Бердянского порта также обеспечивали инженерные подразделения Новороссийской военно-морской базы. Бердянская бухта и сам порт полностью безопасны. А портовики, портовое оборудование готовы к проведению работ по перевалке грузов".

При этом в сообщении отмечалось, что безопасность сухогруза обеспечивается кораблями и катерами Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота России.

После прохода сухогруза через Керченский пролив Zhibek Zholy снова появился на радарах и не исчезал до турецких берегов. Он не получил разрешения на вход в порт Карасу и сейчас стоит на приколе возле бухты. КТЖ опубликовало свой взгляд на ситуацию 2 июля.

"Как ранее сообщалось, сделка продажи зерна была между эстонской компанией Mangelbert OU и турецкой стороной. Продавец, являющийся компанией зарегистрированной в Европе, заявляет о законности сделки. В целях прояснения ситуации и исключения нарушений норм международного права, КТЖ было направлено письмо в адрес арендатора судна с требованием предоставления в срочном порядке подробного пояснения сложившейся ситуации с приложением всех подтверждающих документов (контракты, сертификаты и т.д). КТЖ заверяет о своей приверженности к соблюдению норм международного права".

Сегодня компания также готовит заявление по ситуации с Zhibek Zholy.

В Российском профсоюзе моряков агентству "РИА Новости" сообщили, что от экипажа сухогруза жалоб не поступало. Там также сказали, что на кораблях подобного типа команда состоит из 10 человек. Однако граждане каких государств находятся на Zhibek Zholy в профсоюзе не знают.

Детективная история Zhibek Zholy

Владелец Zhibek Zholy – ТОО KTZ Express Shipping – это дочерняя компания национального перевозчика "Казахстан Темир Жолы". До ноября 2021 года судно арендовала российская фирма "НавигаторЪ", но затем передала его казахстанской компании "Казмортрансфлот" (КТМФ) – это национальный морской перевозчик Казахстана.

ТОО KTZ Express Shipping заключил договор о фрахтовании Zhibek Zholy с российской компанией "Грин-Лайн". По документам она могла эксплуатировать сухогруз до 30 ноября текущего года, не уведомляя владельца о грузах. В договоре есть лишь пункт, который запрещает перевозку санкционных товаров. Россияне, в свою очередь, заключили контракт на перевозку зерна из Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert OU. Всё это было до начала войны.

После вторжения России в Украину порт Бердянск был захвачен одним из первых. Бои за него шли 24-28 февраля. Казахстанский эксперт Артур Шахназарян говорит, что защитники города пытались использовать Zhibek Zholy для вывоза раненых и подвоза боеприпасов, а затем его направили в Мариуполь.

"Это уже второй скандал вокруг этого судна. Во время захвата Бердянска русские военные обещали даже пустить его на дно за содействие украинцам. Из Москвы слали по дипломатическим каналам в Акорду недвусмысленные угрозы. Бердянск был взят русскими 28 февраля, а сухогруз участвовал в попытках доставки военных грузов осажденному украинскому гарнизону в Мариуполе и вывоза оттуда людей".

После падения Мариуполя казахстанское судно отправили в Новороссийск, где оно находилось на приколе. 9 июня глава российского МИД Лавров прибыл в Анкару, где обсудил с турецким коллегой проблему вывоза украинского зерна. При этом Москва настаивала, что транспортировке препятствуют установленные украинцами морские минные поля, в Киеве наоборот, что корабли Черноморского флота России. Эксперт настаивает, что Zhibek Zhioly использовали для первого "проверочного рейса" по вывозу зерна из оккупированных Россией портов Украины.

"Я думаю через 2 дня выпустят это судно, потому что оно перевозило всё явно по договорённости русских с турками. Так бы они не рискнули вывозить зерно. Для проформы продержат два дня, как будто его проверяли, потом не найдут ничего особенного и выпустят. Думаю россияне специально не своё судно отправили как тестовое", – считает Артур Шахназарян.

Ситуация с украинским зерном вызывает большую обеспокоенность в мире. По данным экспертов, его отсутствие на рынках угрожает голодом ряду регионов, в первую очередь Африке и Ближнему Востоку.

С чего начинался Шелковый путь

Казахстанский сухогруз торжественно спустили на воду в июле 2016 года, на церемонии присутствовал тогдашний президент КТЖ Аскар Мамин. Судно, способное перевозить 7000 тонн сыпучих грузов, построили на Невском заводе Петербурга. И оно изначально было предназначено для перевозки зерна. После спуска, оно отправилось через реки Нева и Волга в порт приписки Актау. В начале рейса произошла трагическая история. В Подророжском районе Ленинградской области с судна пропал 28-летний механик Владимир Чистяков. Обыски корабля никаких результатов не дали. Информации о том, было ли найдено тело судомеханика впоследствии, также нет.

Как рассказал Orda.kz источник, в Каспийском море Zhibek Zholy проплавал недолго. Казахстанского экипажа там никогда не было. После 2017 года его сдали в аренду и отправили в Чёрное море по Волго-Донскому каналу.

Вопросы без ответов

В истории сухогруза остаётся очень много тайн и нестыковок. Начиная от владельца, заканчивая последними рейсами. Почему Zhibek Zholy должен был ходить на Каспии, а потом отправился в Черное море – не было грузов для перевозки? Тогда зачем его заказывали?

Если перевозку зерна из Бердянска в Карасу осуществляли по контракту с эстонской неподсанкционной компанией, почему власти Украины попросили арестовать сухогруз?

Кому эстонцы заплатили за зерно деньги украинской или российской стороне?


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости