В Шымкенте из-за дефицита дизтоплива под угрозой срыва строительство

cover Фото: world-nan.kz

Строительные компании Шымкента боятся получить штраф за срыв сроков работ. Им не хватает дизтоплива

Крупные строительные компании Шымкента поневоле участвуют в квесте по поиску дизельного топлива, пишет портал vera.kz. Найти его в нужном количестве сейчас в мегаполисе невозможно, говорят руководители шымкентских компаний. ТОО «Корпорация Береке» выполняет два многомиллиардных госконтракта в Шымкенте. Они строят участок продолжения Кунаева и объездную дорогу. Правда, теперь спецтехника может остановиться. Месяц назад компания внесла предоплату за нужный объём солярки. Но до сих не могут его дождаться. Имеющиеся запасы уже заканчиваются.

«У нас ежедневная потребность в солярке 15 тонн, а нам дают 2 тонны, ну, 3 максимум. У нас были остатки, но они заканчиваются. Работа останавливается. У нас каждый год одно и тоже, мы в прошлом году еле закончили свою работу. А если мы не выполняем свои обязательства, нас штрафуют. Нам сейчас дизельное топливо не отгружают, говорят, потому что завод на ремонт остановился. Говорили, что есть запасы. Почему тогда запасы до нас не доходят?» – интересуется директор ТОО «Корпорация Береке» Еркинкуль Оспаналиева.

В такой ситуации крупные застройщики Шымкента, небольшие строительные компании и те, кто занят пассажироперевозками и доставкой продуктов питания и товаров. Искать солярку приходится всем. Ситуацию решили обсудить в палате предпринимателей Шымкента. По данным акимата, в городе 71 заправка принадлежит сетевым торговым компаниям и на них можно купить по льготной цене 100 литров для легковой машины и 300 литров для грузовой. Всего же в городе 196 АЗС и мелкие на грани банкротства. Им просто нечем торговать и ситуация не меняется уже несколько месяцев.

«На сегодняшний день у мелких АЗС дизельного топлива нет. Они не могут продавать по 230 тенге, потому что у них нет необходимого им объёма. «Petrosan» в марте дал всем мелким АЗС по 20 тонн. Этого объёма хватает на неделю. Если кто-то берёт вагон, то ему этого хватает на 20 дней. У мелких АЗС дизель уже закончился», – говорит советник регсовета «Атамекен» Тахирбек Нишанбаев.

Куда пропала в Шымкенте солярка, сегодня пытались выяснить офицеры Департамента экономических преступлений, чиновники, антимонопольщики и прокуроры. Не выяснили, но признают, что дизельного топлива мегаполису явно не хватает. По данным акимата, ежемесячная потребность города составляла 10 тыс. тонн. На данный момент для полного обеспечения Шымкента дизельным топливом нужно ещё 5 011 тонн. Причиной дефицита называют остановку нефтеперерабатывающего завода, и это при том, что ещё до остановки заявляли, что на складах будет необходимый городу объём топлива. Правда, автозаправщики считают, что есть и другие причины для странностей с поставками солярки в Шымкент.

«Главный вопрос в том, что нет прозрачности. Мы не знаем, сколько нефти перерабатывается, сколько нефтепродуктов выходит, и куда она уходит. Доставляют ли до последнего потребителя? Вот таких конкретных сведений у нас нет. Я считаю, что есть общественность, уполномоченный орган – акимат каждого региона и они должны контролировать, вести учёт. И должна быть обратная связь – дойти до последнего потребителя», – говорит председатель ассоциации «Жанар – Жагармай» Кайыпбек Камбаров.

Прозвучало на встрече предложение отказаться от дифференцированного тарифа. Мол, продажа отечественным перевозчикам за 230 тенге солярку, а иностранцам – за 450 провоцирует коррупционные риски. Продавать по такой цене на заправках не спешат, а потому лучше установить предельную цену. Звучали и другие идеи, все их чиновники пообещали обдумать, систематизировать и отправить правительству.

«Было предложение уровнять цены. Потому что в Узбекистане и России дорогой, а мы сдерживаем. Если цены сравняем, то не будет контрабанды. Было предложение контролировать, как в разных странах. Если бак на 300 литров, то 100 литров берёшь по минимальной цене, но потом должны будут доплатить разницу между 230 и 450 тенге. Это чтобы невыгодно лишнюю солярку заправлять. Но для этого нужно менять нормативно-правовые акты. Ну, и нужно усилить контроль на границе, навести порядок с машинами, которые оборудуют незаконными дополнительными баками», – рассказал заместитель акима Шымкента Максут Исахов.

Теперь все эти предложения будут обсуждены с градоначальником. Пока же проблемы с нехваткой солярки будут решать на местном уровне путём переговоров с давальческими компаниями. В данное время дефицит дизельного топлива уже отражается на строительстве крупных объектов, но ещё ни одна стройка пока не остановлена.

Лента новостей

все новости