В Семее прогнозируют автобусный коллапс: депутаты просят помощи у президента

cover

В Семее назревает скандал, связанный с общественным транспортом. ТОО Semey Bus, обслуживающий 70% городских маршрутов, оказался на грани выживания. 

Корреспондент Orda.kz выяснил, это связано с невыплатой обещанных государственных субсидий. Отметим, автопарк появился сравнительно недавно – два года назад. 

По словам депутатов маслихата Семея, автобусы для него приобретались по линии БРК Лизинг, и одно из условий подписанного в 2018 году соглашения – субсидирование перевозок по социально-значимым, то есть заведомо нерентабельным маршрутам.

Постановлением областного маслихата 38 маршрутов перевозчика признаны социально-значимыми, что должно было стать основанием для их субсидирования. Однако деньги до сих пор не выделены.

По словам руководства компании Semey Bus, из 209 автобусов около 70 постоянно находятся на ремонте.

– У всех такое понимание, что наши зеленые автобусы – новые. А они уже не новые. Они в день порядка 350-400 км проходят. Представьте, сколько они за месяц накрутят. Соответственно, требуется замена запчастей, проведение ТО-1, ТО-2. Сейчас мы получаем деньги от акимата, но их не хватает.

– Что же касается субсидирования, то его не было с самого открытия автопарка. Он создавался по Дорожной карте 2020. Со своей стороны мы все обязательства выполнили. В течение 2-3 месяцев после создания мы должны были получить субсидии. Мне кажется, Семей – единственный город в Казахстане, который не получил законных субсидий, – рассказал заместитель директора Semey Bus Бекзат Айжанов.    

Эту проблему пытались решить депутаты городского маслихата, но безуспешно. Поэтому они и направили письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой оказать содействие в решении вопроса субсидирования. 

– Есть ряд законодательных проволочек. Дело в том, что именно ТОО Semey Bus имеет договор с долей государственного участия 49%. В 2018 году подписано соглашение между автопарком, акиматом ВКО и Банком реконструкции Казахстана, где было предусмотрено оказание поддержки в виде субсидирования. Для автопарка было два основных условия – обновление автопарка и внедрение электронного билетирования. Субсидии не выделялись. Ситуацию усугубила пандемия, из-за карантина резко снизился пассажиропоток, и автопарк стал нерентабельным, – говорит депутат городского маслихата Арман Машимов. 

В результате у перевозчика образовался многомиллионный долг перед Банком реконструкции Казахстана, из-за которого автопарк оказался в критической ситуации и на грани полной остановки.

Так, по словам депутатов, Банку реконструкции Казахстана перевозчик обязан выплачивать ежеквартально по 380 миллионов тенге. С прошлого года эти выплаты прекратились из-за убытков, которые несет предприятие, поэтому помимо основного долга накопились проценты за просрочку. Плюс ко всему образовались налоговые задолженности. Депутаты считают, что ничего этого бы не случилось, если бы ранее оговоренные субсидии были предоставлены. 

– В этом году вопрос неоднократно выносился на обсуждение в акимате Семея, областном акимате, а также на депутатской фракции партии Nur Otan, в результате – реальных мер так и не принято. Более того, прошла информация, что без предварительного уведомления ТОО Semey bus рассматривается вариант создания нового автобусного парка по программе государственно-частного партнерства (ГЧП), что тоже вызывает ряд вопросов.

На создание Semey bus было выделено 620 250 000 тенге из областного бюджета и 658 837 000 тенге частных инвестиций. Подобная ситуация может в будущем вызвать недоверие бизнеса к госпрограмме ГЧП, а также отрицательно повлиять на имидж государства, пишут депутаты президенту. 

В своем обращении народные избранники просят главу государства оказать содействие и заставить акимат Восточно-Казахстанской области выполнить свои обязательства, то есть выделить субсидии, предусмотренные трехсторонним соглашением. 

Зауре Баженова, Семей

Лента новостей

все новости