В предновогодний сезон производители и импортёры алкоголя столкнулись со сложностями из-за новых правил Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), передаёт РБК.

Сложности возникли при вводе на рынок части продукции из-за новых правил ЕГАИС. Росалкогольрегулирование объясняет это ошибками самих компаний.

Новый формат представления уведомлений о начале оборота алкогольной продукции спровоцировал проблемы у производителей и импортёров. О сложностях в работе с системами подачи уведомлений РБК рассказал Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива (объединяет российские подразделения AB InBev Efes, Carlsberg Group и Heineken).

Данные Nielsen Kazakhstan указывают, что за первые шесть месяцев 2021 года доля импорта на алкогольном рынке Казахстана составила 56%. В список топ-5 импортируемых Казахстаном алкогольных брендов входят российские производители. Потому возможный рост цен из-за нехватки продукции отразится на казахстанских покупателях алкоголя.

С 1 ноября этого года в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования №158 от 14 мая 2021 года производители и импортёры алкоголя, чтобы начать торговать новой продукцией или внести изменения в документы той, что уже находится обороте, должны использовать программу «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС или же систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Прежде документы и сведения вносились в Федеральный реестр алкогольной продукции на сайте Росалкогольрегулирования.

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) создана для контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данные в неё передают производители, оптовые и розничные продавцы алкоголя.

На сегодня стабильная работа ни одного из предложенных вариантов не обеспечена, а сервис подачи уведомлений через предыдущий функционал уже отключен, констатирует Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и другие). Это, по его словам, лишило компании не только альтернативного канала подачи сведений, но и возможности подготовки своих учётных записей для перехода на новые системы.

Новая система «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС введена с ограниченным функционалом, указывает директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьёв. Он также отметил, что для бизнеса это означает невозможность введения в оборот новых сортов, мест производства и подачи уточнений к существующим на рынке брендам продукции.

Столкнулся со схожими проблемами и не может вывести на рынок новые позиции и крупнейший производитель игристых вин «Абрау Дюрсо», сообщил представитель компании. Не может ввести в ассортимент новинки и перевыпустить акцизные марки для части уже существующего ассортимента и один из федеральных ретейлеров.

«Проблема осложняется тем, что сейчас высокий предновогодний сезон, и она становится критичной», – говорит производитель игристых вин.

По его данным, объём продукции, которую невозможно поставить на полки, уже исчисляется «миллионами рублей».

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз напомнил о том, что новогодние каникулы – время самых высоких продаж алкоголя. С декабря до середины января спрос на алкогольные напитки выше на 20–25%, чем в другие месяцы. В праздники только игристых вин россияне покупают треть от годового объёма продаж.

Внедрение системы и сбои работы ЕГИАС в разные годы создавали для участников рынка не только сложности в работе, но и приводили к убыткам.

В 2006 году отсутствие необходимого программного обеспечения, подзаконных актов и акцизных марок нового образца привели к тому, что работа многих предприятий остановилась. Систему временно перевели в «ручной режим», а производители и импортёры заявляли, что год работы с системой им обошелся в $1,5–2 млрд (около 40–54 млрд рублей по среднему курсу доллара на 2006 год).

В январе 2016 года, когда к ЕГАИС подключилось оптовое звено, в системе произошел масштабный сбой – информация не отображалась в системе, розница отказывалась принимать товар, из-за чего возле точек торговых сетей скапливались очереди из грузовиков, стеклянная тара лопалась на морозе.

В течение октября–ноября 2017 года участники рынка жаловались на сбои работы ЕГАИС – система не отвечала при отправке накладных, и производители и оптовики не могли отгрузить свою продукцию клиентам. Росалкогольрегулирование опровергало проблемы работы системы.

По данным Еnergyprom.kz, за январь–август нынешнего года в Казахстане сократился импорт. В страну завезли 4,6 миллиона литров алкогольных напитков – на 32,5% меньше, чем годом ранее.

Цены на алкогольные напитки выросли на 7,4% за год. Вино подорожало на 8,7%, пиво – на 7,7%, водка – на 6,5%.

Увеличилось производство пива на 3,3% за год, до 565,1 миллиона литров, а водки – сразу на 20,2%, до 19,1 миллиона литров. Также в плюсе выпуск ликёров и прочих подобных алкогольных напитков – на 45,6%, до 1,7 миллиона литров. Уменьшилось производство коньяка (6,8 миллиона литров) и вина (19,5 миллиона литров).

В региональном разрезе наибольший рост цен на алкоголь зафиксирован в Восточно-Казахстанской (на 9,9% за год), Западно-Казахстанской (на 9,4%), Карагандинской и Костанайской (в обеих – на 9,3%) областях.

Поделиться: