В Алматы восстановили закрашенный мурал с апашкой: кому он помешал

cover фото Orda.kz

Об этом сегодня сообщили в акимате города. Работа художницы Сауле Сулейменовой засияла новыми красками. Orda.kz пыталась разобраться в том как появляются и почему исчезают картины на улицах

Работа художницы Сауле Сулейменовой засияла новыми красками. Мурал "Ожидание" с апашкой, которая смотрит в бинокль и двумя внуками на лавочке, снова украшает торцевую часть дома по проспекту Сейфуллина 565. Накануне там наносили последние штрихи.

фото Orda.kz

Исчезновение мурала

Скандал разразился в октябре 2022 года, когда работа известных художников исчезла со стены сталинки. Как выяснилось, её закрасил подрядчик, который осуществлял ремонт фасадов трёхэтажного дома. Мурал "Ожидание" создали в 2019 году в рамках IV Международного фестиваля монументального искусства MURAL FEST. Авторы работы - с мировым именем Сауле Сулейменова и Куаныш Базаргалиев. Действия строителей возмутили алматинцев и, естественно, самих художников.

В акимате объяснили, что в Алмалинском районе проводят работы по ремонту фасадов 44 жилых домов: "отдельные элементы стены, на которой был нанесен мурал «Ожидание», разрушились и выцвели". Тогда же в городской администрации стали заверять, что работу обязательно восстановят, причём не на казённые деньги.

"Между подрядной компанией и авторами мурала есть договоренность по авторскому надзору и восстановлению изображения с 21 октября текущего года. Компания восстановит мурал за счёт собственных средств", - говорилось в сообщении пресс-службы акимата.

Работы действительно начались и при активном участии Сулейменовой и Базаргалиева, которые ранее заявляли, что если бы не действия ремонтной бригады дома, мурал мог простоять еще полвека.

фото Orda.kz

Сейчас работа восстановлена. Авторам помогали молодые художники: труд нелёгкий, предполагающий отменное здоровье и много сил. Оригинальный мурал расписывали не баллончиками, а вручную. Сулейменова рассказывала, что после "адских усилий" даже зареклась переносить свои картины в большой формат.

Как появляются и исчезают муралы

Ранее в Алматы было несколько громких скандалов с закрашенными гигантскими картинами. Мы вспомним лишь пару из них. Ретивые алматинские коммунальщики закрасили мурал с Айкоркем Мелдыхан - четырёхлетней девочкой, которая была застрелена во время Кровавого января. 7 января девочка ехала в машине с отцом братом и сестрой. В районе площади Независимости автомобиль обстреляли. Пуля попала малышке в голову, шанса выжить у неё не было, брат и сестра получили ранения. Об этой шокирующей истории главный редактор Orda.kz узнала случайно, когда 8 января столкнулась с отцом девочки Айдосом Мелдеханом у ворот алматинского морга. История Айкоркем до глубины души поразила казахстанцев, а сама девочка стала символом прошедших митингов и реформ в стране.

ФОТО RUKH2K19D

Надпись на мурале гласила "Кто из братьев стрелял в меня?" Очень скоро и портрет Айкоркем и надпись закрасили. В компании "Алатау жарык" пояснили, что трансформаторная будка - это объект повышенной опасности и нанесение каких либо изображений на неё без согласований неприемлемо.

Также бесследно год назад исчез мурал в микрорайоне Самал. На торце двух домов был изображён джигит на велосипеде. Это работа сербского уличного художника Artez, которого несколько лет назад пригласили в Алматы на Mural Fest.

Средства на создание работы выделял городской акимат, получается, что на очень короткое время. Причиной уничтожения стал плановый ремонт домов, который сохранение произведения искусства не предусматривал. Сербский мастер вряд ли приедет в Алматы, чтобы воссоздать мурал. Очевидно, что ни госорганы, ни КСК пока до конца не осознают ценности стрит-арта, впрочем как и исторических объектов.

Нерегулируемая сфера

Корреспондент Orda.kz поговорил о правовой стороне уличного искусства с известным за пределами республики алматинским художником Дмитрием DMN. Он - один из ярких представителей группы мастеров стрит арта Repas. Он в том числе помогал Сауле Сулейменовой в создании восстановленного "Ожидания". Дмитрий начал рисовать граффити с 14 лет, при этом имеет художественное образование. За полтора десятка лет из подпольного и полулегального искусства муралы стали модным трендом в стране.

Дмитрий DMN, фото Orda.kz

Сейчас они украшают городские пейзажи не только столичных городов, но и многих областных центров. Однако как показывает опыт, защитить такие работы от уничтожения не так просто. Законодательные механизмы просто отсутствуют. С одном стороны это даёт свободу творчества, с другой художники должны быть готовы к тому, что из работа может исчезнуть в любой момент. Одной из первых известных работ Repas был трамвай на углу улиц Тулебаева и Шевченко - одна из первых ярких работ в центре Алматы. Художники пытались её отстоять на законодательном уровне, но ничего не получилось.

фото Vlast.kz

"Месяца три я наверное занимался всем. В итоге меня девушки из управления архитектуры завели в канцелярию районного акимата как маленького ребенка и сказали - помогите ему, но даже тогда ничего не получилось. После появился челлендж как сделать так, чтобы работу не закрашивали. Я пробился к замакима района и меня оттуда направили к районному архитектору, в итоге все спустилось до уровня КСК, но их сотрудники работу все таки закрасили".

По словам Дмитрий главные враги муралов - это простые горожане. Работа может понравится сотне людей, но вызвать отвращение у одного. Этот человек пишет жалобу в акимат или КСК, и работу могут закрасить, как будто это акт вандализма. Редакция Orda.kz отправила запросы о правовом регулировании в Казахстане уличного искусства в акимат Алматы и министерство культуры республики. Ответ на него мы пока не получили.

Лента новостей

все новости