Уголь и металлургия РФ в минусе: что это значит для Казахстана?

cover Фото: Pixabay.com

Угольная и металлургическая промышленность России сталкиваются с крупнейшим спадом за последнее десятилетие: падение производства, убытки на миллиарды долларов и рост безработицы. К чему приведёт ослабление этих отраслей в соседнем государстве — в материале Orda.kz.

В 2025 году российская угольная отрасль переживает самый глубокий кризис за последние годы. Только за первый квартал убытки компаний превысили 875 млн долларов. Заместитель министра энергетики РФ Дмитрий Исламов подтвердил, что ситуация продолжает ухудшаться: статистика за первые четыре месяца года показывает дальнейшее падение отрасли. С 2022 года совокупные потери угольщиков из-за санкций, роста железнодорожных тарифов и налоговой нагрузки достигли почти 30 млрд долларов.

По данным правительства Кузбасса, все угледобывающие компании региона работают ниже порога рентабельности: с начала 2025 года 64 % предприятий несут убытки. В предбанкротном состоянии находятся 27 угольных компаний совокупной мощностью 40 млн тонн в год, ещё 62 предприятия с объёмом добычи 126 млн тонн имеют убытки выше среднеотраслевых. В Кузбассе и Хакасии сокращаются производственные планы, закрываются участки добычи.

Минэнерго РФ прогнозирует, что без экстренных мер поддержки добыча угля в 2025 году может упасть до 399,6 млн тонн — почти на 10 % меньше, чем годом ранее. Экспорт также сократится — до 166,5 млн тонн (–15 % к 2024 году). В итоге более 50 угольных предприятий уже закрылись или находятся на грани остановки.

Не лучшая ситуация и в металлургии: выпуск металлов в июле 2025 года снизился на 10,2 % год к году, в августе — на 8,4 %. Предприятия массово переходят на сокращённую рабочую неделю, чтобы не прибегать к увольнениям. По данным Reuters, в отрасли, где занято около 700 тыс. человек, идёт «тихое сокращение»: компании избавляются от вспомогательного персонала и рассматривают переход на четырёхдневку — по примеру автопрома и машиностроения.

В Кузбассе тема четырёхдневной рабочей недели регулярно поднимается, но формального решения пока нет. Шахтёры опасаются, что вместе с новым графиком упадут и без того невысокие зарплаты. Похожая дискуссия идёт и на металлургических предприятиях. Один из сотрудников рассказал The Insider, что руководство рассматривает вариант перевода в первую очередь офисного персонала на укороченный график. Однако работники выступают против: вместе с сокращением часов они теряют часть оклада, премии, уменьшаются отпускные и другие выплаты. 

Пока российские угольные компании фиксируют убытки и сокращают экспорт, Казахстан заметно усилил своё присутствие на внешних рынках. По данным Argus, за первые семь месяцев 2025 года транзит казахстанского угля через территорию России вырос на 38 %, достигнув 6,7 млн тонн — это максимальный показатель за всю историю, сообщают «Ведомости».

Основной рост пришёлся на черноморский порт Тамань, где объём перевалки почти удвоился — до 2,3 млн тонн. Поставки через порты Северо-Запада также увеличились — на 19 %. Для сравнения: в то же время экспорт российского угля через эти направления сократился на 27–32 % из-за убыточности и падения мировых цен.

Партнёр NEFT Research Александр Котов поясняет, что казахстанский уголь сопоставим по качеству с российским, а транзит через РФ позволяет сохранять конкурентные цены для Европы и Азии. Освободившиеся мощности российских терминалов фактически «открыли окно» для казахстанских поставщиков, особенно на рынках ЕС, Индии, Китая и Турции. Эксперты прогнозируют, что к концу 2025 года объём транзитных поставок казахстанского угля через Россию может достичь 10–13 млн тонн — это более трети всего угольного экспорта Казахстана за 2024 год.

Крупнейший за последнее десятилетие кризис в российской угольной и металлургической отрасли приводит к росту безработицы и переходу предприятий на сокращённую рабочую неделю. На этом фоне Казахстан получает значительные выгоды: благодаря высвободившимся логистическим мощностям и конкурентной себестоимости его уголь усиливает позиции на внешних рынках, увеличивая транзит через Россию и занимая долю, которую теряют российские компании.

Читайте также:

Лента новостей

все новости