Учусь как будто YouTube смотрю! – Каково это – учиться онлайн

cover

Нет интереса, контактов с сокурсниками, неполноценные знания... ORDA. выясняла, каково это учиться онлайн. 

Откровения о дистанционке в вузах

 - Учусь как будто YouTube смотрю! Все проекты в Zoom, который всё время зависает. Студенческая жизнь оказалась совсем не такой яркой и интересной, как мы представляли. С января вузы пригласили в аудитории первые курсы, но не всех специальностей и не по всем предметам. На дистанционке остались гуманитарии.  Инженеры, медики, IT-шники перешли на комбинированный формат, делится мнением будущий архитектор Айнур. 

Айнур учится на четвертом курсе. 

- Не все студенты живут в Алматы. Тем, чей дом в ауле, намного тяжелее. У них либо сети нет, либо она слабая. На портале есть задания с чертежами. Когда сдаём работы, не видно, как и что сделано.  Лекции в онлайн не интересно слушать. Единственный плюс – время сессии. Никого нет, можно сдать без мандража, делится впечатлениями девушка.

Многие сокурсники, как и она сама, сейчас работают в строительных компаниях помощниками архитекторов или инженеров.

- На работе каждый день получаешь новую информацию и, главное, – опыт, говорит студентка.

Не все вузы выполнили приказ МОН и не открыли офлайн-обучение, рассказывает студент первого курса медицинского университета в Алматы.

- В декабре нам обещали, что с нового семестра обучение будет комбинированным. Потом, видимо, передумали и перенесли очный формат на март. Мы не имеем возможности осматривать анатомические препараты, проводить опыты в лабораториях, нет живого контакта с преподавателями и сокурсниками, рассуждает Айболат (имя изменено по просьбе студента – Orda.). Я ожидал более весёлую студенческую жизнь, а всё проходит дома, через разные приложения. Но знаете, как бы это странно ни звучало, я даже привык так учиться. Есть ребята, которые «вылетали» с конференций, но у меня такой проблемы не было.

Азиза Кисмельева учится на социолога в столице. Она на четвертом курсе. 

- Те предметы, которые нужны для профессии, было бы удобнее получать офлайн. Все-таки контакт с профессором эффективнее и оперативнее, чем каждый раз писать на почту и ждать ответа. К тому же в Zoom не все включают камеры. От этого и профессору не комфортно. Словом, не та атмосфера, делится Азиза. 

- Если хочешь проводить исследования, опросы, интервью, нужно получить специальную форму. Весь этот процесс теперь усложнился. Я проводила исследование на основе социальных сетей. Если бы обучение было не онлайн, то у меня был бы доступ к библиотеке, и я решилась бы проводить интервью, потому что это намного эффективнее, отмечает студентка.

Азиза Кисмельева

Азиза говорит, что если до мая студентов не вернут в аудитории, то третий курс для неё станет последним в студенческой жизни. 

- Однозначно, есть сожаление, что вот так всё обрывается. Мне нравилось студенчество. В университете хорошая социальная культура. Я скучаю по общению с другими студентами, преподавателям, по библиотеке, кампусу, кофейне. И даже самые стрессовые моменты перед экзаменом были веселее и интереснее. Вот такая грусть, которая иногда превращается в злость.

Учиться в формате онлайн неудобно и студентам творческих профессий.  

  - Онлайн-обучение усугубило ситуацию. Теперь можно официально закрывать министерство образования. Оно явно не справляется, потому что у некоторых студентов нет оборудования и интернета. Некоторые вынуждены отправлять домашнее задание почтой. Это катастрофа для современного мира, рассуждает еще один студент – будущий режиссёр, попросивший не называть его имя.

Он уверен, если бы учились офлайн, то студенты снимали бы короткометражные фильмы. 

- Сидим по домам в своих городах. Нет практики. В моей профессии всё решают работы, а если их нет или они плохого качества, то в круг киноиндустрии ты не войдешь. Все быстро передадут, что ты – бездарь, придется работать охранником в торговом центре, проводит параллели студент. 

- Если бы мы учились офлайн, то могли бы контактировать и разработать план фильма и так далее. Больше практики было бы и опыта на площадке. А в Zoom всего этого нет. Возможно, в будущем образование станет лучше, чем в феврале 2021 года, надеется будущий режиссер.

Студент также видит несправедливость в том, что карантинные меры запрещают им собираться и снимать фильмы, но не все в одинаковых условиях. 

- По-моему, всем плевать на карантин. Это ведь Казахстан. Скоро Акан Сатаев будет снимать фильм про Касым-хана, но разве как президент «Казахфильма» он не должен всех призывать остановиться? Конечно же, нет: он – «бизнесмен». Но вот только обычные бизнесмены не снимают фильмы по сценарию Алии Назарбаевой с бюджетом в миллиард тенге.

- Эти онлайн-уроки вообще не нужны. Самое смешное, что актеры, окончившие вуз в этом году, не смогут найти работу, потому что им в театрах скажут, что их дипломных работ не видели, резюмирует студент.

Нари Ермуханова

Алматинка Нари Ермуханова – первокурсница. Как и другие сокурсники она до сих пор не была в университете, так как с первых дней учится дистанционно  и пока не знает, что такое студенческая жизнь. Говоря о минусах онлайн, она затронула тему психологического состояния студентов. 

- С этим столкнулись все, с кем я разговаривала. Это и эмоциональное выгорание, необоснованная апатия и даже доходило до депрессии. Сначала казалось, что это улучшенный формат, что не нужно никуда выходить. Но спустя месяц, когда весь твой маршрут – от кровати до компьютера и, наоборот, то каждый день становилось все сложнее. Мне повезло, что у меня есть своя комната. Но что делать детям многодетных семей, задается вопросом Нари.

- Не знаешь, куда можно обратиться, если начинаешь замечать признаки депрессии, апатии, когда ты просто сидишь за компом и не понимаешь, зачем. И ни один университет ничего не предлагает, чтобы поддержать психологическое здоровье. Еще одна проблема – связь. Даже в Алматы иногда бывают сложности с подключением. А каково тем, кто живет в аулах, говорит студентка. 

Сабина учится в столице, получает специальность строительного инженера. Она на четвертом курсе. Обучение подразумевает практические занятия, в частности, лабораторные работы. 

- Несомненно было бы намного проще проводить лабораторные работы офлайн. Временами проблемы были с интернетом, коммуникацией с сокурсниками. В такие моменты ощущаешь ностальгию по прежним временам, когда учились офлайн. Иногда думаю о том, что закончу университет и многих уже не увижу, делится студентка своими мыслями.

Сожалеет о том, что студенческая жизнь закончится в онлайне и алматинская студентка Алтыншаш. Она учится на четвертом курсе по специальности «Физкультура и спорт», профессионально занимается баскетболом. Уверена, что  и карантин, и учеба на дистанционке – это не лучший вариант. 

Директор управления онлайн образования Алматы Менеджмент Университета Айнур Сатекова, комментируя ситуацию по просьбе ORDA., отмечает, что системного решения проблемы, связанной с психологическим состоянием студентов и преподавателей в Казахстане, все еще нет. 

Айнур Сатекова

- Выгорание среди преподавателей из-за онлайн обучения – очень актуальная проблема, потому что нагрузки больше, социализации меньше. И опять же не у всех дома есть идеальные условия (тишина) для онлайн-обучения. Коммуникация усложняется с администрацией вуза, со студентами, коллегами, перечисляет Айнур Сатекова. 

Сочувствует эксперт и студентам. Их стали больше загружать заданиями, им не хватает общения друг с другом. 

- Первокурсники друг друга вообще не знают, не видели. Ещё пуповину не отрезали от школы, а тут сразу онлайн-университет с кучей заданий. Качество знаний страдает в зависимости от уровня подготовки к онлайн-преподаванию преподавателя и к онлайн-обучению студента, делает вывод эксперт.

Айнур Сатекова предупреждает, если этот учебный год закончится в онлайн-режиме, скорее всего, увеличится число студентов, которых отчислят из-за неуспеваемости, финансовых вопросов, психологических моментов. 

– Чтобы это предотвратить, нужно изучать проблемы, пересматривать политику вуза, индивидуально подходить к каждому кейсу. Массовое отчисление не решит проблемы. Выгорают и преподаватели: не имеют возможности восстановиться. Это несомненно сказывается на качестве преподавания. Студенты не хотели бы видеть на экране монитора уставшего преподавателя, который сам нуждается в поддержке и мотивации. На республиканском уровне нужно создавать профессиональные службы поддержки учителей, – считает эксперт.

Практически все собеседники ORDA. отметили неудобства онлайн-обучения, и многие открыто высказались за возвращение в аудитории вузов. И даже МОН признает, что обучение в прежнем формате будет более качественным. На прошлой неделе вице-министр Мирас Дауленов на онлайн-брифинге, отвечая на вопрос о возвращении студентов в аудитории, заявил, что МОН «готов сегодня принять студентов, но решение за министерством здравоохранения». 

Дистанционному обучению достается и в соцсетях. Некоторые пользователи предлагают этот год вообще не засчитывать и оставить всех на второй год. 

ORDA. готова опубликовать комментарий министерства здравоохранения, которое настаивает на вузовской «удалёнке».

Лента новостей

все новости