Убийство микромобильного транспорта: как депутаты пытаются уничтожить самокаты

cover коллаж Orda.kz

Мажилисмены приняли в первом чтении закон, который вводит новые правила для электросамокатов. Они практически ставят крест на использовании одного из самых экологичных видов транспорта. Orda.kz разбиралась в вопросе

Электросамокаты появились в Алматы 5 лет назад и стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Перемещаться на них по городу стало просто и удобно, особенно с появлением велодорожек. После преобразований Бауыржана Байбека центр мегаполиса загулял и "заездил" на велосипедах и на самокатах, в том числе электрических. Оказалось, что этот инновационный вид транспорта подходит гористому рельефу Алматы, особенно ценны его качества при подъёме вверх – велосипедистам это совсем непросто.

Новый закон об электросамокатах

Сейчас же прокатные электросамокаты могут начать вымирать, либо вовсе исчезнуть. По новому закону, одобренному большинством депутатов Мажилиса, они стали отдельным видом транспорта, и на них накладывают, не совместимые с жизнью ограничения:

  • скорость на тротуарах не более 6 км в час, что сравнимо со скоростью пешехода;
  • те, кто едут по велодорожкам или проезжей части могут развивать скорость 25 км в час, но при этом должны иметь водительские права любой категории;
  • кроме прав, необходим защитный шлем и светоотражающая одежда;
  • самокатчики должны спешиваться на пешеходных переходах.

Теперь вопрос: кто будет пользоваться самокатами, если соблюдать все эти правила? Покупать большой шлем и таскать его по городу будет лишь небольшой процент. Получать водительские права для езды на самокате – такой себе стимул. В итоге, один из самых экологичных видов транспорта может исчезнуть с улиц, оставив в качестве альтернативы изрядно подорожавшее такси, общественный транспорт, который фактически перестает работать после 10 вечера, ну и велосипеды, которые многим горожанам просто негде хранить. Холмистый рельеф и прилагаемые усилия способствует тому, чтобы в точку "Б" на велосипеде обладатель приехал потрёпанным и уставшим.

Вот что думает о законодательной инициативе один из основателей казахстанского стартапа арендных самокатов Jet Мусалав Алибеков.

"Ограничение скорости в 6 км/ч – не компромиссное решение, это скрытый запрет на использование самоката как транспорта, которым он является. На тротуарах должен быть безусловный приоритет у пешехода, и при приближении к ним, скорость должна быть снижена. Но зачем вводить такое ограничение, когда людей нет, непонятно, такого нет в других странах. В принципе, почти все страны регулируют электросамокаты и велосипеды одинаково".

Мусалав Алибеков, фото Orda.kz

Кстати, Jet – это казахстанская компания, которая распространила свой бизнес на 9 стран. Теперь её деятельность под угрозой. Там работают 1200 человек, и они могут остаться без работы. Одним казахстанским бизнесом, который смог выстоять перед приходом на казахстанский рынок кикшеринга других мировых компаний – Yandex, Whoosh, станет меньше.

Сейчас депутаты фактически выталкивают самокатчиков на проезжую часть, где они могут получить травмы, не совместимые с жизнью. В неравных столкновениях с грузовиками, автомобилями и автобусами и шлем не спасёт. Двухколесный вид транспорта не так устойчив, так что даже простое падение может обернуться трагедией на дорогах.

Схожая ситуация в Казахстане была с велосипедистами: до 2017 года они были обязаны передвигаться только по проезжей части. В итоге из-за большого числа травм и летальных столкновений им всё же разрешили передвигаться по пешеходным частям улиц.

"У шеринга самокатов, хотим заметить, 0 летальных случаев за два с половиной года работы. И только в нашем сервисе это больше 10 млн совершённых поездок по РК. Мы заплатили за прошлый год 456 млн тенге налогов в бюджет страны. Эти деньги в случае введения закона поступать не будут", – говорит Алибеков.

Предприниматель рассказал, что поправки по электросамокатам принимались в условиях особой секретности. О том, что в Мажилисе создана рабочая группа, узнали из СМИ и с трудом добились включения в её состав. Все приводимые бизнесменами аргументы игнорировались. В итоге получился документ, который включил в себя все противоречивые и спорные моменты. Теперь его отправят на голосование в Сенат.

Аргументы противников самокатов

"Они носятся по тротуарам, мы не чувствуем там себя в безопасности", "самокаты опасны, они все заполонили", "самокаты преграждают тротуары", "мы боимся отпускать детей на тротуары" – эти и прочие аргументы постоянно приводят сторонники запрета движения электросамокатов по тротуарам. Если не поддаваться эмоциям, а вдумываться, это вопрос не самоката, а культуры поведения отдельных личностей и проблема бурного роста кикшеринга в Казахстане.

Электросамокаты, действительно, начали захватывать улицы крупных городов и Алматы, в первую очередь, 5 лет назад. Стоили они дорого, и даже в какой-то момент стали модным аксессуаром у состоятельных алматинцев. Потом его стали осваивать более широкие массы. В 2020 году в Казахстане появились кикшеринги – система краткосрочной аренды самокатов. В отличие от имевшегося в мегаполисе велошеринга, оставлять самокаты можно было в любом месте, не нужно было искать специальные станции. Так и появился новый вид транспорта.

самокаты на улицах Алматы, фото Orda.kz

Поначалу горожане брали самокат больше для увеселительных прогулок, а затем уже как индивидуальный транспорт, чтобы добраться до работы и учёбы без пробок: дешевле и быстрее, чем на общественном и даже личном транспорте. Самокаты стали важным фактором в транспортной системе – доехать до/от станции метро или остановки до дома.

Ездоки, среди которых было много тех, кто пробовал новый вид транспорта впервые, начали доставлять неудобства пешеходам и создавать опасные ситуации как на дорогах, так и на тротуарах. Именно из-за них в Алматы начали демонизировать новый вид транспорта. Однако статистика говорит об обратном: число инцидентов с самокатами минимально и, несмотря на рост числа самокатов и их пользователей за год в 5 раз, число инцидентов с ними с 2021 года резко упало, то есть ими начинают пользоваться более правильно и осознанно.

данные предоставлены УМПС г. Алматы из базы по ДТП с пострадавшими

В 2022 году только одним из сервисов в Алматы совершено 6 млн 800 тысяч поездок, это сравнимо с показателями метрополитена, который перевёз 7,9 млн пассажиров. Если сейчас все пользователи самокатов пересядут на такси и общественный транспорт, эффект будет неприятным – вырастет стоимость поездок на такси, а в салонах станет гораздо теснее.

Главный вопрос в общей культуре, как на дорогах так и на тротуарах, если кто-то бросает самокат или пугает пешеходов на двухколёсном транспорте, это не означает, что электросамокаты плохие. Есть в страхе перед двухколёсными и что-то первобытное: в своё время люди жаловались на первые паровозы, говорили, что звуки и дым их пугают, а коровы в хозяйствах у железных дорог якобы переставали давать молоко. Затем была очередь автомобилей, страх перед которыми в начале 20 века зашкаливал: многие лондонцы, парижане, петербуржцы того времени требовали их запретить. Но сейчас – это данность.

Проблема в городской инфраструктуре

Больше всего претензий к электросамокатчикам у жителей Алматы, на который приходится 2/3 всех арендных двухколёсных страны. Город с самым большим населением, поэтому тут теснее и на тротуарах. Если сравнивать казахстанский мегаполис с другими городами мира, где успешно работают сервисы самокатов, то улицы в Алматы – пустые.

велодорожка на проспекте Абая в Алматы, фото Orda.kz

Сейчас сеть велодорожек в городе, по которым, по замыслу законодателей и должны ездить самокатчики, составляет 80 километров, но правильно и безопасно оборудованных из них – только 40, рассказал Orda.kz урбанист Ануар Жусупов. Неприязнь к самокатчикам он считает "шовинизмом", как преследование одной группы людей другой по какому-то признаку. Доводы, приведённые в Мажилисе, о том, что электросамокаты запрещены в Японии и Канаде, урбанист назвал откровенным подлогом. Никаких законов, запрещающих мобильный электротранспорт там нет.

"Мажилисмены оперируют примером Парижа, где мэрия не продлила контракт с шеринговой компанией, однако при этом они умалчивают о том, что разрешённая скорость там 30 километров в час на всех улицах. Доля плохих и хороших самокатчиков, как и водителей, одинаковая. Но они взялись именно за электросамокаты. Нам надо обратить внимание и, в первую очередь, решать вопрос с безопасностью на дорогах, и там надо использовать международный опыт. Пока же Казахстан входит в лидеры по числу смертей на улицах. Мы стали воспринимать смерти детей во дворах, которых задавила машина, как норму", – говорит Жусупов.

В Управлении городской мобильности также не разделяют опасения депутатов. Представитель ведомства Мурат Туменбай считает, что выезд самокатчиков на дороги будет представлять большую угрозу для жизни всех участников движения. При этом в планах у управления строительство 30 километров велодорожек, правда пока только готовится технико-экономическое обоснование, и дату реализации планов в УГМ не называют.

Очевидно, что конфликт между пешеходами и самокатчиками – от недостатка выделенок. Те, кто арендует самокаты, вынуждены рассекать по тротуарам, потому что другой альтернативы у них попросту нет.

Медики также не сталкиваются по работе с серьёзными травмами от пострадавших на тротуарах. Как сказала Orda.kz врач-реабилитолог Айман Кумарова, приходится иметь дело только с самими катающимися.

"Мне кажется, если самокатчики окажутся на дорогах, то они и пополнят наши больницы. В моей практике сейчас к нам, в подавляющем большинстве, обращаются сами водители электросамокатов. Травмы разного характера – переломы, ушибы, но не такие серьёзные".

Стоит напомнить, что принятый в Мажилисе закон будет распространяться не только на Алматы, но и на все города страны, где эта проблема неактуальна в принципе. Именно в южной столице самокаты дали возможность избежать пробок в часы пик, при этом не спускаться в метро и не искать судорожно парковочное место.

Для многих жителей этот вид транспорта стал основным при поездках по городу. По данным кикшеринвого сервиса Jet, в день в Алматы на электросамокатах совершается 130 тысяч поездок, в Астане – 40 тысяч. На них можно доехать за 15 минут из центра до микрорайона "Казахфильм", и от бизнес-центра Нурлы-Тау до оперного театра в час пик за 10.

Сейчас требования к комфортному перемещению по городу существенно выросли. На самокате перемещаться приятней, чем в душном автобусе. Однако другой альтернативы электросамокатам в обозримом будущем в Алматы не будет. Владельцы кикшеринговых компаний согласны с тем, что езда нуждается в регулировании, но не таким образом, как предложили в Мажилисе. Всё недовольство самокатчиков будет переадресовано акимату мегаполиса, от которого будут требовать строительства велодорог.

Алматы заполоняют мопеды, фото Orda.kz

В случае введения закона пострадает ещё одна большая группа населения – курьеры, которые, пользуясь месячной подпиской на шеринги, развозят заказы. Скорее всего, они последуют примеру своих коллег и будут приобретать мопеды.

Эту проблему мажилисмены в ходе борьбы с самокатами упустили. Обладатели мопедов оккупировали алматинские тротуары, грубо нарушают правила дорожного движения и в потоке на улицах, при этом у них нет никаких опознавательных знаков. Сейчас они представляют огромную угрозу и детям, и питомцам и другим пешеходам. При этом, если самокаты явление сезонное, то обладатели мопедов гоняют по городу круглогодично: и летом, и зимой.

Как полицейские будут контролировать исполнение закона с самокатами, большой вопрос. Технически это почти невозможно. В случае принятия порадуются продавцы самокатов – лишившиеся шеринга горожане отправятся к ним. И если сейчас контролировать скорость арендных электросамокатов вполне реально, достаточно поменять настройки, то с частными задача усложнится в разы.

Лента новостей

все новости