У людей появилась возможность влиять на власть: эксперты о прошедших выборах акимов

5 ноября – исторический день для Казахстана. В минувшее воскресенье впервые в независимом Казахстане прошли выборы акимов районов и городов. Голосование состоялось в 17 областях, 42 районах и трёх городах. Orda.kz изучила итоги прошедших выборов и обсудила их результаты с казахстанскими политологами.
Выбрали назначенных
Пожалуй, главный итог прошедшего голосования – в абсолютном большинстве случаев победу одержали либо действующие акимы, либо исполняющие обязанности или их заместители. Лишь в трёх случаях районы возглавили люди не из числа представителей исполнительной власти. Да и то, в двух из них акимами стали председатели местных маслихатов.
По мнению экспертов, у таких результатов было несколько причин. И самый очевидный – это узнаваемость.
«Люди исходили из того, что есть. Есть аким, он, возможно, несколько лет уже работает. Он уже о районе что-то знает. И это служило залогом того, что он переизбрался. Но если бы у нас в каждом районе и городе было несколько сильных партий, они бы год от года участвовали в выборах в маслихаты, знали, что такое бюджет, знали о проблемах района или города, тогда картина сложилась бы другая. И, наверное, в будущем так и будет», - говорит политолог, депутат Мажилиса Айдос Сарым.
Но политолог Газиз Абишев считает, что дело может быть не только в узнаваемости, но и в том, что у действующих акимов было больше возможностей.
«Они могут владеть более широким инструментарием влияния на народные массы. Где-то могут пообещать больше, чем остальные. Где-то могут скрыто пригрозить. А может быть, на их стороне был более мощный пропагандистский аппарат. Я думаю, везде было по-разному», - говорит эксперт.
Люди шли на выборы
Итог № 2 – явка на выборах была довольно высокой. В целом по стране она составила 62,79 %. Относительно небольшой она зафиксирована только на выборах акима Бейнеуского района Мангистауской области – около 29 %.
По мнению Айдоса Сарыма, это демонстрирует тот факт, что у избирателей реально был интерес к голосованию.
«У людей появилась реальная возможность повлиять на власть, и они решили ею воспользоваться. Но многое зависело и от самих кандидатов, от их штабов, от активности. Это ведь были выборы, где все друг друга знают. И при желании можно реально всех обойти. Это достаточно прозрачные выборы», - считает эксперт.
По мнению политолога Газиза Абишева, одна из причин высокой явки действительно может быть аналогична той, которую озвучивает Айдос Сарым.
«Выборы акима районов очень приближены к самому электорату и избирателям было просто интересно пойти и проголосовать за конкретных людей», - считает он.
Но в то же время, Абишев не исключает, что здесь мог сыграть свою роль такой элемент политической культуры Казахстана как административный ресурс.
«Я бы не удивился, если бы бюджетников очень сильно просили проголосовать и отчитаться», - говорит Абишев.
Всегда кто-то против
Итог № 3 – примерно в трети регионов кандидат «против всех» набрал по несколько сотен голосов. А в Есильском районе Акмолинской области даже обошёл одного из реальных кандидатов – 778 голосов против 592. Хотя в других регионах в эту графу могли поставить лишь несколько десятков отметок, или не использовать её вовсе. В чём причина?
Политолог Марат Шибутов считает, что всё зависит от конкретного места и определённого кандидата.
«Если присутствует высокий процент протестного голосования, значит, эти кандидаты не удовлетворяют избирателей».
По мнению Айдоса Сарыма, это вообще хорошая почва для социологического и политологического исследования. Он считает, что сейчас можно пройтись с соцопросом, чтобы выяснить, как люди делали свой выбор – исходя из узнаваемости кандидата, или руководствуясь реальным политическим выбором.
«Причины у такого голосования могут быть разные. Могли снять с выборов кандидата, которому избиратели хотели отдать предпочтение. Или просто имеющиеся кандидаты не оправдали их ожидания», - говорит Сарым.
Газиз Абишев, в свою очередь, считает, что даже если графа «против всех» набирала несколько сотен голосов, то это реально не повлияло на голосование.
«Условно, если из 10 000 голосов «против всех» набирает 7 % – это нормально», - считает он.
Женщины во власти
Итог №4 – женщин во власти всё ещё мало.
Женщин на прошедших выборах акимов среди кандидатов было откровенно мало – всего 10 кандидаток. Правда, двоим из них всё-таки удалось победить: Елена Степаненко стала акимом Мамлютского района Северо-Казахстанской области – до этого она была и. о.; Алмагуль Кадралина осталась акимом Жаксынского района Акмолинской области – её назначили в октябре 2021 года.
По мнению экспертов, здесь свою роль опять же сыграла узнаваемость. Обе женщины уже были знакомы избирателям. Кроме этого, по словам Шибутова, в случае с СКО свою роль сыграла ещё и особенность региона.
«Если мы посмотрим на маслихат Северо-Казахстанской области, то там женщины составляют примерно 30 %, а в южных регионах лишь около 5 %», - говорит политолог.
По мнению Айдоса Сарыма, то, почему женщин среди кандидатов было мало, – это следствие нынешней политической культуры Казахстана, которую, по его мнению, нужно менять. И помочь в этом могут в том числе примеры Степаненко и Кадралиной – успешных руководителей, за которых граждане отдали свои голоса.
«Я уверен, что у нас в стране очень много умных, талантливых, деловых женщин, которые могут и с городами справиться, и с районами», - говорит Сарым.
Марат Шибутов, в свою очередь, считает, что здесь свою роль сыграл масштаб выборов: и то, что акимов выбирали в небольших районах и городах, и тот факт, что число кандидатов на них было небольшим.
«На выборах, например, в Сарыагашском районе, в Караганде, в других областных центрах, там начнётся настоящая конкуренция. Там будет гораздо больше кандидатов, в том числе и женщин», - считает Шибутов.
Все три спикера отмечают: прошедшие выборы были важны для развития института демократии. И как сказал Айдос Сарым, казахстанцам нужно привыкать – выборы теперь будут проходить постоянно.
Читайте также:
Лента новостей
- Соцсеть Маска под прицелом: Франция начала уголовное дело против X
- Начался приём заявлений на гранты — подать можно до 20 августа
- Заслуженный архитектор РК лишилась имущества на 100 млн тенге и провела пикет перед прокуратурой
- Международный финансовый эксперт похвалила Казахстан за социальную политику
- Отсутствие канализации и перегрузка сетей — на что пожаловались властям предприниматели Капшагая
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы
- «Убийца гигантов»: казахстанская шахматистка сотворила сенсацию, обыграв действующую чемпионку на Кубке мира
- ПСЖ уничтожил «Реал» и вышел в финал клубного чемпионата мира
- «В другой стране исход был бы иным»: Тренер сборной Азербайджана намекнул на предвзятое судейство в Астане
- Боксер Дмитрий Бивол рассказал, что его мама родилась в Шымкенте