Туристический кошмар и фальшивые билеты: как туркомпания испортила отдых казахстанцев

cover Фото: Pixabay

В феврале сразу несколько казахстанских семей столкнулись с серьёзными проблемами из-за работы туристической компании Lehko Travel. Долгожданный отпуск в странах Юго-Восточной Азии сопровождался переносами рейсов, отсутствовали брони отелей и трансфер из аэропорта. За всё платить отдыхающим пришлось из своего кармана. Orda.kz выслушала их истории.

Отмена накануне рейса

В ноябре прошлого года Елена обратилась в туристическую компанию Lehko Travel, чтобы заказать тур во Вьетнам. Агентом в компании работала её знакомая, поэтому никакого подвоха они с мужем не ожидали. Подписали договор, внесли предоплату в два миллиона тенге. В январе полностью закрыли оставшуюся сумму и начали ждать отдыха. Лететь должны были вчетвером с 11 по 19 февраля. Они с мужем планировали отпраздновать годовщину свадьбы в отпуске. В договоре оговаривалась повышенная категория номера с большой квадратурой и видом на море, а также доступ в парк развлечений. До последнего семья не могла получить билеты, а накануне вылета, 10 февраля, агент написала Елене, что рейс перенесли. Вместо 11 февраля они вылетят 13-го. 

«Сами билеты тоже вызвали вопросы. Нигде не было номера брони и билета, логотипа туроператора, а номер рейса был как будто вставлен. И дата выписки – их выписали 10-го числа, то есть в тот же день. Я начала выяснять и оказалось, что изначально наш рейс никто не переносил. Самолёт вылетел по расписанию, но только без нас. В качестве компенсации за неудобства нам предложили экскурсию в город Далат»,  рассказывает девушка. 

Но и 13-го отправиться на отдых не удалось. В семь часов вечера (рейс по расписанию был в 00:05), представитель турфирмы сказала, что билеты слетели. 

«Сложнее всего было объяснить ситуацию детям. Каждый день мы им объясняли: мы завтра полетим, но так и не вылетали. В школу всё это время они тоже не ходили, мы сидели на чемоданах»,говорит Елена. 

15 февраля она с мужем и двумя детьми наконец выехала в аэропорт. На руках были только билеты с 15 по 24-е число, выписанные через туроператора «Компас», ваучер — с 13 по 23 февраля и страховка — с 13 по 21 февраля. 

«Во всех документах были разные даты, так как они выписывались не в одно время, хотя тур мы купили ещё в ноябре 2024 года и полностью закрыли оплату в начале января. То есть наши деньги пошли не на выкуп тура, а куда-то в другом направлении. Складывается ощущение, что компания работает по принципу формирования туров самостоятельно, что незаконно на территории Казахстана. Они пытались 10 числа выписать на нас билеты напрямую у авиаперевозчиков, но в наличии билетов не оказалось, поэтому они начали выписывать на 13 число, в этот день тоже что-то пошло не так. Билетов не было».

Проблему с трансфером по прилёту в Нячанг семье тоже пришлось решать самостоятельно. Встречающий туроператор сказал, что их нет в списке и помог заказать такси, но оплачивали услугу сами туристы. 

«У меня до последнего не укладывалось в голове, что можно так поступить со знакомым тебе человеком, который едет в путешествие с детьми. Моя знакомая никак не объясняла все это. Они отвечали на те вопросы, на которые хотели, делая вид, что ничего страшного не происходит», делится подробностями она.

В результате семье пришлось самостоятельно продлевать себе бронь в отеле и оплачивать номер до 24 февраля. Сам номер тоже оказался меньше и ниже категорией. На деле не был предусмотрен и доступ в парк развлечений. В туркомпании заверяли, что оплата за вход уже включена в стоимость проживания. Семья отдельно доплатила почти 60 тысяч тенге за один день в парке. 

«Думали, что будем ночевать на улице» 

Вторая компания, застрявшая во Вьетнаме, тоже забронировала себе отдых заранее — в ноябре 2024-го оплатили перелёт и внесли предоплату за отель. В январе сумму по договору погасили полностью. Ариан  рассказывает, что в путешествие отправились большой семьёй — родители-пенсионеры, беременная сестра с мужем и четырёхлетней дочкой, сам Ариан с супругой и 11-месячным сыном. 

Им тоже пришлось добиваться своих билетов вплоть до дня вылета. Семью ждал сюрприз: им предложили лететь в разные даты. Два билета были оформлены на 22 января, ещё пять — на 23-е. По прилёту началось самое интересное. 

Когда прилетели, то узнали, что номер в отеле забронирован только на одну ночь. Владелица турфирмы Екатерина Аюпова сослалась на ошибку принимающей стороны и перевела сумму лишь за одни сутки. Она пообещала решить вопрос, но вариантов размещения не было — остров был забит туристами из-за празднования китайского Нового года. 24 января в новый отель туристам пришлось добираться за свой счёт. Однако и там возникли сложности с оплатой. 

«Пик кошмара случился 31 января. Когда мы приехали в обещанный отель, то выяснилось, что никакого бронирования не существует. Мы кинулись в другой отель, который Екатерина якобы забронировала, но там ситуация повторилась — бронь фальшивая, никто о нас не знает. Мы обзвонили десятки вариантов, заходили в гостиницы, просили на стойках регистрации хоть какие-то номера. Везде был отказ. Уже начали всерьёз обсуждать, где проведём ночь — на пляже или на лавочке в парке. Спасла нас случайность, нам удалось найти гостевой дом, где местные жители сжалились и согласились принять нас на одну ночь. Это был единственный вариант, чтобы не остаться под открытым небом. Конечно, мы оплатили его сами», рассказывает Ариан.  
Единственный вариант, который удалось найти семье, было очень сыро, а на потолке была плесень
В единственном варианте, который удалось найти семье, было очень сыро

14 февраля начались проблемы с обратными билетами. По словам мужчины, сначала Екатерина уверяла, что все билеты у неё на руках. Потом информация поменялась: 14 февраля могут улететь двое, а 17-го — остальные. Однако и в указанные даты вылета не случилось, агент перестала отвечать и выходила на связь только после настойчивых звонков от туристов. 

Семья всё ещё находится во Вьетнаме. Они совершили «визаран» в Бангкок и теперь ждут свой вылет — им удалось самостоятельно найти оптимальные по стоимости обратные билеты. Возвращаться на родину они будут двумя рейсами, первая группа — 22 февраля, вторая — 25-го. 

Мужчина рассказывает, что после того как он поделился произошедшим в отпуске в соцсетях, Екатерина попыталась пойти на мировую. Взамен она хотела, чтобы турист удалил публикацию со своей страницы.

«Я предложил зафиксировать намерения официальным документом (распиской, приложением к договору), что было проигнорировано. Кроме того, я увидел отклик среди пострадавших от некачественной организации тура и решил, что снимать публикацию не стоит, больше принесёт пользы обществу, меньше будет испорченных поездок у людей». 

По возвращению в Казахстан он планирует обращаться в суд, чтобы взыскать компенсацию. Накануне выхода публикации, 19 февраля, с мужчиной связались представители другого турагентства. Выяснилось, что Екатерина «взяла в долг» билеты из Алматы на Фукуок для семьи Ариана. Деньги за этот авиаперелёт  ИП «Lehko» коллегам пока так и не перечислила. 

«В квитанциях действительно фигурирует название другого агентства», — говорит турист. 

Четыре раза переезжали 

Дильяра с мужем и сыном отдыхали в Таиланде. Их отдых тоже получился незабываемым благодаря туркомпании Lehko Travel.  

За 11 дней пребывания в отеле они сменили четыре номера и ежедневно ходили на ресепшен продлевать проживание ещё на сутки. В первые сутки турагент объяснила это сбоем в системе и пообещала, что семью не потревожат и выселять не будут. Семья разложила вещи и приготовилась наслаждаться отпуском, но утром им пришлось выселиться. 

«Мы заселились в другой номер — там был ужасный запах канализации и к тому же не было дополнительного места для нашего 11-летнего сына. Я сама просила агента, чтобы нам поменяли номер. В третьем номере мы прожили три дня, но с ежедневными походами на ресепшен. Там тоже не было кровати для сына, но мы уже и с этим смирились, лишь бы никуда не переезжать. Сдвинули два дивана и просто сами у персонала попросили подушку и одеяло. Предпоследний раз мы заселились в номер, который соответствовал нашему запросу при бронировании тура, и уже планировали оттуда ехать утром в аэропорт. Утром турагент пишет, что нам вообще нужно переехать в другой отель, так как свободных номеров нет. Агент также попросила нас лично сходить на ресепшен и уточнить, есть ли у них номера», рассказывает Дильяра. 

В новый отель семья заселилась практически перед выездом в аэропорт. Вечером они заехали, а в 7 утра трансфер отвёз их к самолёту. Тут тоже была неожиданность – вместо одного номера их заселили в два. Турагент заботливо объяснила это тем, что муж с женой смогут чуть отдохнуть друг от друга. С самими туристами такое решение никто, естественно, не обсуждал. 

«С нами никто не связывался и тем более не извинился. Даже за всё время наших переездов никто ни разу не сказал: извините, что так вышло! До сих пор — тишина. Сложилось впечатление, как будто мы сами во всём виноваты», удивляется она.  

Все семьи покупали услугу по организации тура у ИП «Lehko». В договоре с клиентами в качестве директора ИП указан некий Алексей Яковенко, однако в переписках с клиентами именно Екатерина Аюпова представлялась главой компании. На своей странице в инстаграме девушка говорит о 14-летнем опыте в туризме и о том, что является основательницей туркомпании Lehko Travel. Сейчас предпринимательница с журналистами общаться не хочет, а сайт компании не работает. 

Orda.kz уже писала о подобных историях. Владелица турпокомпании Guru Tours Екатерина Корчагина сейчас находится в СИЗО, её судят по статье «Мошенничество». В истории с Корчагиной туристы также оказывались за границей без обратных билетов или броней. В деле более 70 потерпевших. Сама обвиняемая называет происходящее предпринимательскими рисками, а причиной проблем — случившийся кассовый разрыв и раздутую вокруг ситуации шумиху.

70 заявлений — и это не предел: владелицу алматинского турагентства Guru Tours закрыли в СИЗО

Ранее в Фонде «Туристік Қамқор» поясняли: чтобы рассчитывать на помощь, турист должен иметь туркод. 

«Хотим ещё раз предостеречь, что любые юридические действия, связанные с формированием тура, могут осуществлять только туроператоры, являющиеся участниками системы гарантирования. Предложения, которые звучат в наших соцсетях со стороны людей, которые куда-то один раз съездили, что-то увидели и решили на этом зарабатывать деньги, — это очень большие риски, потому что поездка за границу —  это всегда большой риск, особенно в наше неустойчивое время», подчеркнула председатель фонда Инна Рей. 

В Казахстане все компании, которые формируют туры в сфере выездного туризма, обязаны участвовать в специальной системе гарантирования. Компания Lehko Travel в фонде не зарегистрирована. 

Все участники системы помещены в реестр фонда, с ним можно ознакомиться на сайте и в приложении фонда. Там зафиксированы все данные туроператоров, которые законно работают в сфере выездного туризма. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости