Явным признаком оздоровления казахстанского проката становится возвращение локальных лидеров кинопроизводства. Возвращать зрителей в залы на отечественное кино взялся тандем продюсера и актрисы Куралай Анарбековой и режиссёра, сценариста, продюсера Алишера Утева.

Что за фильм? Сатирическая комедия об особом виде зависимости казахского народа и локальном культурном феномене – тоях.

Кто в ролях? Куралай «В очередной раз скроюсь за ансамблем комиков» Анарбекова, Ерлан «Парень из вайнов Секи» Примбетов; Мира «Ещё раз сыграю хабалку» Добрынина и целая толпа «поющих под бешбармак» – от Кайрата Нуртаса до Ерке Есмахан.

О чём? Заметив, что население Казахстана извратило национальную традицию, сделав из казахского тоя ярмарку тщеславия, правительство принимает решение запретить главную народную забаву. Бывшие музыканты, ведущие и шоумены вынуждены сменить род деятельности. Но некоторые ушли в тень и обслуживают подпольные тои. Чтобы нанести сокрушительный удар по незаконной деятельности, полиция собирает опальных сотрудников, которые должны провести фальшивую свадьбу, где и будут задержаны все нарушители.

«Тойхана»: пророчески-опоздавшая комедия

Кому и зачем смотреть? Всем поклонникам самого популярного жанра – той-комедии. Собственно, сложившийся пять лет назад союз Алишера Утева и Куралай Анарбековой с первой картины стал одним из лидеров отечественного развлекательного кино, запустив франшизу «Брат или брак» и немного сдав позиции в довольно сумбурной работе «Ва-банк».

«Тойхана» должна была дойти до зрителя в апреле 2020 года, но, как и многие казахстанские картины, она стала «жертвой коронавируса» и закрытия кинотеатров. И за то время, пока фильм лежал на полке, само понятие «подпольный той» из шуточного превратилось во вполне реальное явление. Облавы на участников тайных свадеб превратились в чуть ли не главное занятие для правоохранительных органов, а соцсети заполонили ужастики о том, как «один мальчик сходил на той, подцепил ковид, пришёл домой и заразил всех».

Оттого картина выглядит пророческой с одной стороны, а с другой – год простоя сильно ударил по юмору. Например, шутки про особое английское произношение Кайрата Нуртаса будут понятны тем, кто помнит песню My Universe, которую певец исполнил в дуэте со своим младшим братом. А много ли таких осталось?

В остальном же «Тойхана» – кино, типичное для отечественного рынка. Акцент в нём делается не на логику повествования или историю, а на гэги и кавээновские шутки. Собственно, и структура картины состоит из ряда сценок различной степени забавности. И если одни, действительно смешные, достигают своей цели (например, весь блок с психиатрической лечебницей), то остальные можно безболезненно выбросить.

«Тойхана»: пророчески-опоздавшая комедия

В частности, вот уже третий раз продюсер Куралай Анарбекова никак не может понять, что она ни разу не комедийная актриса: даже если ей наклеить усы и заставить изображать мужчину, смешно не становится. Точно так же ни разу не смешна или хотя бы убедительна вся романтическая линия с Ерланом Примбетовым.

На фоне отчаянно недоигрывающих Анарбековой и Примбетова дуэт Миры Добрыниной и Алмата Сакатова выглядит куда интереснее, несмотря на то, что оба примеряют довольно стандартные образы солдафона и хабалки, которые весь фильм собачатся, но потом, по традиции, обретают счастье в объятиях друг друга.

Несмотря на то, что некая ирония в сюжете «Тойханы» проскальзывает, фильм является типичным представителем стремительно устаревающего жанра кавээновской комедии. Всё-таки за минувшие полтора года юмор и запросы зрителя заметно изменились, и вполне вероятно, что фильм будет принят куда хуже, чем если бы он вышел весной 2020 года.

«Тойхана»: пророчески-опоздавшая комедия
Поделиться: