Так приедет скорая или нет? Orda.kz разбиралась в новых правилах Минздрава

cover фото: Elements.envato.com

На портале eGov появился проект изменений и дополнений в правила оказания скорой медицинской помощи. Проектная версия корректировок в Приказ министра здравоохранения вызвала большой резонанс в СМИ, предположивших, что для четвёртой категории вызова — хронические заболевания — скорая будет приезжать по графику. Минздраву пришлось несколько раз давать комментарии и уверять, что все вызовы, независимо от категории, будут полностью обслуживаться в режиме 24/7. Orda.kz попробовала разобраться в этом важном вопросе. 

Больше всего общественность встревожило разделение вызовов на четыре категории:

  • первая: состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее оказания немедленной медицинской помощи;
  • вторая: состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без оказания медицинской помощи;
  • третья: состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу здоровью без оказания медицинской помощи;
  • четвёртая: состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента.
При этом «при поступлении вызовов четвёртой категории срочности диспетчер станции скорой медицинской помощи (СМП) посредством автоматизированной системы управления передаёт вызов мобильным бригадам организаций здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (далее — организации ПМСП) в часы их работы (с 08:00 до 18:00 часов в будние дни)». Время ожидания мобильной бригады при организации ПМСП может достигать двух часов. 

Нас неправильно поняли

Если не вникать в детали того, как работает система оказания первой медицинской помощи, эти пункты можно интерпретировать так, что на вызовы граждан с хроническими заболеваниями медработники будут приезжать только во время работы организаций ПСМП:

  • будние дни: с 8:00 до 18:00;
  • суббота: с 8:00 до 12:00;
  • воскресенье — выходной.

Именно так СМИ и общественность поняли это нововведение. Но Министерство здравоохранения выступило с комментариями и разъяснениями. Министр Акмарал Альназарова сказала, что в проекте нет нормы об ограничении услуг скорой помощи, оказываемых населению на круглосуточной основе. 

орда
Акмарал Альназарова. Фото: gov.kz
«Подчёркиваю: скорая помощь для населения по-прежнему остаётся доступной в режиме 24/7 по номеру 103. Изменения касаются бригад, создаваемых при поликлиниках в целях повышения оперативности и качества обслуживания вызовов. Решено увеличить количество мобильных бригад. Кроме того, в случае необходимости медицинской помощи детям выезд будет осуществляться с участием педиатра, а взрослым — профильных специалистов»,заявила она. 
По словам Альназаровой, если раньше одна бригада ПМСП обслуживала 35 тысяч человек, то по новым правилам она будет оказывать услуги 25 тысячам граждан. Теперь работа мобильных бригад будет синхронизирована с часами работы поликлиник. После 20:00 и в выходные дни обслуживать вызовы будут бригады СМП. Эта норма нужна для сокращения времени ожидания кареты скорой помощи.

Ранее официальный представитель Минздрава Айгерим Уразалиева отметила, что ночью и в выходные дни все категории вызовов будут обслуживать бригады скорой помощи.

«Таким образом, для граждан ничего не поменяется, ни один вызов не останется без внимания, а оперативность и качество обслуживания пациентов только улучшится», отметила она.

Мы уже несколько лет работаем по категориям

Как рассказала журналисту Orda.kz пресс-секретарь службы скорой медицинской помощи управления общественного здравоохранения города Алматы Асем Тулентаева, четыре категории срочности вызова утверждены Приказом министра здравоохранения ещё в 2020 году.

«Эти категории давно утверждены, и скорая помощь работает по ним не первый год. Первая категория срочности — когда состояние пациента крайне сложное, есть непосредственная угроза жизни. В таких случаях время прибытия бригады скорой помощи — до 10 минут. Во второй категории — до 15 минут при состоянии пациента, представляющего потенциальную угрозу его жизни. Третья категория — время прибытия бригады до 30 минут. Четвёртая категория — время ожидания до часа»,  сказала Асем Тулентаева. 

Мы обратились к действующему приказу. Действительно, все вызовы разделены на четыре категории. Только в них более подробно описаны симптомы, опираясь на которые диспетчеры классифицируют срочность вызова.

К первой категории относятся потеря сознания (любого генезиса), остановка дыхания, остановка сердечной деятельности, инородное тело в дыхательных путях, шок, судороги, боли в груди, парезы и плегии, множественные травмы, ранения с кровотечениям, изолированная травма (головы, шеи) с кровотечением, обширные ожоги и обморожения, укусы животных и насекомых (угроза развития анафилактического шока), электротравма, рвота с кровью, роды с осложнениями, транспортировка ткани (части ткани), органов (части органов) для последующей трансплантации, чрезвычайные ситуации.

Вызовы относят ко второй категории, если у пациента присутствуют следующие признаки: нарушено сознание, с тенденцией к дальнейшему угнетению, выраженные нарушения внешнего дыхания, нарушение ритма сердца, гемодинамика нестабильна (высокий риск развития шока, осложнённого криза), сыпь на фоне высокой температуры, изолированная травма с кровотечением, отравление токсическими веществами, атипичные боли (подозрение на острый коронарный синдром), головная боль у беременных, психоз различной этиологии.

К категории третьей срочности вызова диспетчеры относят: изолированную травму без кровотечения, боли в животе, высокую температуру (выше 38 ºС) у детей до трёх лет и у беременных, физиологические роды, боли в животе у беременных (угроза прерывания беременности), ограниченные ожоги и обморожения у детей, рвоту плюс жидкий стул с лёгкими признаками обезвоживания.

Четвёртую категорию срочности составляют вызовы от пациентов с острыми заболеваниями или обострением хронической болезни при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью. В этих случаях ожидание кареты скорой помощи может быть продлено до часа. К ним относят вызовы граждан, которые обратились с острыми заболеваниями или обострениями хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни, острыми воспалительными и аллергическими заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, лёгкими травмами (неглубокие раны, ожоги, ушибы, ссадины), болевым синдромом, вызванным хроническим заболеванием, рвотой и жидким стулом с лёгкими признаками обезвоживания, рвотой у беременных, острой задержкой мочи, вызванной хроническими заболеваниями органов мочевыделительной системы, воспалительными заболеваниями после родов и абортов, инородными телами не в дыхательных путях, состояниями, требующими проведения медицинских манипуляций в условиях организаций первичной медико-санитарной помощи или стационара, укусами животных и насекомых, артериальной гипертензией (без осложнённого криза), высокой температурой, не купируемой самостоятельно. 

Именно из-за системы категорий некоторым гражданам приходится ждать бригаду скорой помощи дольше, чем им бы хотелось, объясняет пресс-секретарь службы СМП Алматы.

«Почему иногда в соцсетях часто сталкиваемся с возмущениями людей: вызвали скорую, а они ехали 30 минут. Это потому, что вызовы подразделяются на категории. Например, реанимобиль в первую очередь направляют к пациентам, требующим срочной помощи: на места аварий и происшествий, сердечникам и так далее. Если все машины на вызове, то, в соответствии с категорией, автомобиль может приехать не сразу, но в рамках утверждённого времени», отметила она.

Категорию срочности определяет диспетчер. 

«Если диспетчер затрудняется, рядом всегда находится старший врач, который в таких случаях берёт ведение вызова на себя. Если речь идёт о ДТП, пожаре и чрезвычайном случае, также идёт сопровождение старшего врача».

Пресс-секретарь Алматинской службы скорой помощи посетовала, что часто работники неотложки сталкиваются с людьми, которые симулируют тяжёлое состояние, чтобы добраться до поликлиники или больницы на медтранспорте.

«К сожалению, часто бывает, что пациенты, которые получают плановое лечение, не хотят самостоятельно добираться до поликлиники или больницы. Они делают вид, что им плохо, вызывают скорую и со скандалом требуют, чтобы их отвезли в больницу. Угрожают, что в противном случае напишут жалобу. Мы называем их недобросовестными пациентами».

На наш вопрос, чем отличается проект от действующих правил оказания скорой помощи, Асем Тулентаева сказала, что его главное отличие в том, что теперь в будни машин скорой помощи будет больше.

«Вся работа, которая налажена сейчас, останется в прежнем режиме. Главное изменение — хотят добавить количество машин, которые будут работать в будние дни».

То есть, выходит, в будние дни к скорой медицинской помощи присоединятся машины первичной медпомощи. Но всё это прописано в проекте не совсем чётко и ясно, о чём говорят резкие и гневные комментарии к нему. 

орда
скрин с сайта Открытые НПА

 Читайте также:

Лента новостей

все новости