Прокурорам вновь добавляют полномочия.

Поправки в законодательство по вопросам внедрения трёхзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом наделят прокуроров правом самостоятельно составлять обвинительный акт.

«Как отметил президент в послании народу Казахстана в сентябре 2020 года, в трёхзвенной модели уголовного процесса прокурор должен давать независимую оценку собранным органом уголовного преследования доказательств. Поэтому в качестве второго этапа перехода на трёхзвенную модель прокурору передается право самостоятельного составления обвинительного акта. Этот ключевой акт будет содержать прокурорскую квалификацию деяния на основе ответственной и независимой оценки всех собранных доказательств», – заявил заместитель генерального прокурора Асет Чиндалиев, представляя законопроект на пленарном заседании мажилиса в среду.

Он напомнил, что в рамках введения трёхзвенной модели уже принят закон о согласовании ключевых решений следователя с прокурором. Именно согласование стало «первым шагом к трансформации уголовного процесса в трёхзвенную модель».

«С начала года только прокурор придает юридическую силу постановлениям органов расследования о признании подозреваемым, квалификации, прерывании сроков и прекращении дела. Без согласия прокурора они недействительны. Внедрение электронного делопроизводства позволило нам ускорить и упростить этот процесс. Процедура согласования проводится в электронном формате, следователю не надо направлять дело в прокуратуру, электронное уведомление приходит прокурору сразу, как только следователь сформировал свое постановление в системе. Скорость принятия решений прокурором также возросла. Если раньше дело могли изучать месяц, то сейчас до трёх дней. Законное решение прокурор согласовывает цифровой подписью, по незаконным отказывает в той же электронной системе. За 10 месяцев текущего года из 329 тысяч постановлений органов расследования законными признаны только 287 тысяч. Остальные не согласованы или направлены на доработку», – подчеркнул Чиндалиев.

Сейчас по плану – второй этап. При этом норма о составлении обвинительных актов прокурорами будет вводиться поэтапно: с 2022 года – по ряду особо тяжких преступлений, с 2023 года – по коррупционным, с 2024 года – по всем остальным категориям уголовных дел предварительного следствия. Следователь согласно законопроекту будет завершать расследование путём составления отчёта, завершения расследования с краткими выводами об итогах следствия, без оценки доказательств.

«Окончательным документом, подводящим итог всему судебному расследованию, станет развернутый обвинительный акт прокурора, содержащий анализ и оценку собранных доказельств с решением вопроса о направлении уголовного дела в суд. Такая функция исходит из конституционных полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования от имени государства», – подчеркнул Чиндалиев.

Кроме того, дознание и ускоренное расследование предлагается завершать составлением протокола. Как пояснил представитель генпрокуратуры, такая процедура сейчас применяется по уголовным проступкам.
По уголовным проступкам предлагается максимально упростить процедуру расследования по аналогии с делами об административных правонарушениях. Основные процессуальные решения будут отражаться сразу в одном протоколе.

«Почему мы говорим об аналогии с материалами административного производства? Как показывает практика последних пяти лет, 75% регистрируемых проступков – это бывшие административные правонарушения. Сейчас в среднем по одному делу об уголовном проступке орган дознания выносит 20 основных и 11 дополнительных постановлений. Мы предлагаем сократить количество основных процессуальных документов по уголовным проступкам в два раза, то есть вместо 20 решений будет 10», – объяснил замгенпрокурора.

Для оперативности проведения следственных действий законопроект предусматривает возможность допроса лица в качестве подозреваемого до получения согласия прокурора на признание его подозреваемым.

Также предусмотрены поправки, связанные с рассмотрением дел в судебных инстанциях. Так, ходатайства о вступивших в законную силу судебных актов кассационной инстанции будут изучаться коллегиально. Вводится норма о возможности вынесения судом первой инстанции дополнительных постановлений об исправлении допущенных явных ошибок.

«Сейчас даже несущественные ошибки, допущенные в судебных актах, должны исправляться в суде апелляционной инстанции. Это занимает время сторон, затягивает вступление в силу акта, необоснованно затрачивает ресурсы суда», – объяснил Чиндалиев.

Законопроект мажилис одобрил в первом чтении.

Автор: Всеволод Давыдов

Поделиться: