Судилище за заботу о сыне с аутизмом: госслужащая ушла на два часа «без уважительной причины»
Фото Orda.kz
Не успела улечься шумиха вокруг высказываний алматинского блогера о детях с аутизмом, как новый скандал — теперь уже в Акмолинской области. Сотрудницу управления здравоохранения наказали за то, что она отлучилась с работы: ей надо было сводить сына к врачу. Консультация психиатра требовалась для получения инвалидности. В ведомстве это посчитали грубым нарушением трудовой дисциплины и неуважением к госслужбе. Возглавила дисциплинарную комиссию руководитель отдела охраны матери и ребёнка. Подробности — в репортаже Orda.kz.
Против микрофона
Заседание дисциплинарной комиссии проходило в довольно нервной обстановке. В самом начале у корреспондента неожиданно возникли трудности с выполнением профессиональных обязанностей. Главный специалист единой службы управления персоналом аппарата акима Акмолинской области Салтанат Балгожина, прежде чем зачитать мотивированное заключение, запретила ставить возле себя микрофон.
Не совсем понятно, на каком основании она, не входящая в утверждённый состав комиссии и будучи заинтересованным лицом (проводила служебное расследование), активно участвовала в заседании и даже задавала ему тон. Не нарушает ли это принцип объективности и беспристрастности при рассмотрении дисциплинарного дела?
На этом странности не закончились — Балгожину поддержала председатель комиссии, руководитель отдела охраны матери, ребёнка и общественного здоровья Гульмира Мукашева. Гульмира Оразбековна подчеркнула, что никакого вмешательства в деятельность дисциплинарной комиссии не допускается, и собралась было перенести заседание. Между тем, вопрос участия журналиста, аудио- и видеосъёмки решался заведомо, официально, и здесь всё выглядело скорее как воспрепятствование профессиональной деятельности.
После продолжительной полемики совет продолжился. Балгожина зачитала результаты служебной проверки в отношении главного специалиста отдела экономики, планирования и финансов Заремы Мукашевой.
Что произошло
1 августа Зарема Каримовна направляет по Единой системе электронного документооборота государственных органов РК тогдашнему руководителю управления Серику Сахиеву служебную записку о том, будет отсутствовать на рабочем месте в первой половине рабочего дня 4 августа. Причина — плановый осмотр сына в областном Центре психического здоровья. Глава облздрава переслал записку руководителю её отдела. Диана Дюсембаева в тот же день даёт отказ и рекомендует подать заявление на отпуск без сохранения зарплаты по личным обстоятельствам.
Несмотря на письменный отказ руководства, 4 августа Мукашева везёт ребёнка к врачу, а группа коллег составляет акт об отсутствии её на рабочем месте с 9.00 до 10.55 минут. В произошедшем они видят грубое нарушение трудового законодательства.
«Согласно статье 22 Трудового кодекса, работник обязан выполнять трудовые обязанности, в соответствии с трудовым и коллективным договорами, актами работодателя, соблюдать трудовую дисциплину», напомнила Балгожина.
У сына аутизм, муж перенёс два инсульта
Сыну Заремы Каримовны в этом году исполнилось семь лет. Ранее ему ставили диагноз «задержка психоречевого развития», но как мать она долго не могла принять диагноз, надеялась, что перерастёт, выровняется. Этого не произошло, врачи диагностировали аутизм. С апреля, перед школой, они стали проходить обследование для получения инвалидности.
«Сейчас мы на завершающем этапе обследования, он состоит из четырёх обязательных посещений врача-психиатра раз в месяц. Ранее я пыталась отпрашиваться устно, но у руководителя отдела всё время были какие-то нарекания — то я поставила её перед фактом, то слишком рано подошла, то слишком поздно», рассказала Мукашева.
Она оказалась припёртой, что называется, к стене: кроме неё, возить ребёнка на обследования некому. У мужа тоже инвалидность, вторая группа, утрачено 75 процентов трудоспособности. Он перенёс два геморрагических инсульта и сам нуждается в сопровождении. Старшая дочь — студентка.
«Я столкнулась с полным непониманием. Со слов Дюсембаевой, я должна взять отпуск без содержания для сопровождения ребёнка к врачу. Получается, из-за одного-двух часов, которые затрачиваются на приём сына, я должна оформлять отпуск без сохранения зарплаты? При этом я — единственный кормилец в семье» объясняет женщина.
Неуважительная причина?
Сам приём у врача длится минут 10–15. Но собрать и настроить ребёнка с аутизмом — это дополнительное время, потому в служебной записке она указала время с запасом.
«Чтобы дома одеть, дойти до остановки, войти с ним в автобус, нужно приложить усилия, повозиться, уговорить. В 10.30 4 августа у нас была запись — в 10:55 я уже была на работе. Обо всём этом есть записи на информационных учётных порталах. Но несмотря на моё официальное уведомление, составляется акт об отсутствии на рабочем месте с формулировкой „без уважительной причины“. Разве сопровождение особенного ребёнка к врачу — это не уважительная причина?!» недоумевает главспец.
Она обратила внимание, что ни в одном светском государстве нет нормы закона, отказывающей матери в таком праве.
«Болезнь ребёнка как раз-таки и относится к уважительным причинам, об этом и комментарий нормативного постановления Верховного суда. Мы поддерживаем доводы Заремы. В случае наложения дисциплинарного взыскания будем обжаловать в суде. Такие случаи в нашей практике встречаются очень часто. Тогда давайте будем заявлять о нарушенных правах и компенсировать, когда люди работают до ночи», отметил в интервью Orda.kz главный координатор по защите прав медицинских работников по административным и уголовным делам при профсоюзе AQNIET Даурен Нурсапанов.
Незаконный акт
Проводившие служебное расследование коллеги указали, что трудовую дисциплину она нарушает систематически. В частности, они ссылаются на акт об отсутствии на рабочем месте 5 мая.
«Как я говорила выше, мы должны были раз в месяц посещать психиатра. 5 мая мы также были у врача. Они, в том числе руководитель отдела Диана Каирлиновна, также составили на меня акт. Но я предупреждала на тот момент исполняющую обязанности заместителя руководителя управления Айслу Нургазиновну (Мусанову — прим. авт.). Тогда она сказала, что я у неё отпросилась, — и аннулировала этот акт. Но он почему-то фигурирует в материалах служебного расследования, что незаконно и говорит о предвзятости ко мне», сказала Зарема Каримовна.
Айслу Мусанова готова при необходимости предоставить письменное опровержение к акту от 6 мая. Мукашева же напомнила о статье 18 Конституции Казахстана.
«Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Чтобы защитить свою деловую репутацию, мне приходится в этом пояснении раскрывать все тяжёлые обстоятельства моей личной жизни. Информация о факте обращения за медицинской помощью, здоровье, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и (или) лечении, составляют тайну медицинского работника. Руководитель отдела Диана Дюсембаева, много лет проработав в системе здравоохранения, не учитывает этого, требуя представить „соответствующие документы“».
Главный специалист указала и на процедурные нарушения, допущенные в ходе служебного расследования. Например, руководитель отдела, по её словам, в служебном письме и акте указала разное время: с 9.00 до 11.21 и 9.00 до 10.55.
Истребовать объяснение поручила в однодневный срок, а не в течение двух рабочих дней, как это указано Правилах наложения дисциплинарного взыскания.
Не соблюдено требование приостановить служебное расследование, когда административный государственный служащий находится в командировке. Сам состав комиссии отличался от того, что указывался в приказе, а нового приказа в материалах дела нет.
В целом насколько было законно составлять акт с формулировкой «без уважительной причины»? Orda.kz подготовила запрос в областной департамент Агентства по делам госслужбы.
«А когда мы остаёмся здесь до глубокой ночи?»
«Я до последнего надеялась, что элементарная человеческая порядочность и здравый смысл возьмут верх, и этот кошмар не дойдёт до сегодняшнего разбирательства, — с горечью призналась госслужащая. — Управление здравоохранения — это орган, который реализует государственную политику в области охраны здоровья нации, защиты материнства и детства. Разве вся эта ситуация и судилище над матерью ребёнка с аутизмом под председательством руководителя отдела охраны матери, ребёнка и общественного здоровья — не абсурд? Отдел укомплектован, четыре специалиста. Я могла сбегать на приём и вернуться на работу без отрыва от производства или отработать эти часы вечером».
С другой стороны, переработки на госслужбе по-прежнему есть.
«Когда идёт освоение, когда мы закрываем год, мы здесь и до двух, и трёх ночи сидим. Если нужно, ночевали. Я сидела по ночам, осваивала деньги. Агентство по делам госслужбы тогда почему-то мои права не защитило, не мониторило: почему я здесь сижу ночью, почему мне дают поручения на ночь?» задаётся вопросами Зарема Каримовна.
Её представитель, юрист Азамат Ташмаганбетов, напоминает о п. 1 ст. 70 закона «О браке и семье»: родители обязаны заботиться о здоровье своего ребёнка.
«Своими действиями вы препятствуете реализации её обязательства. Супруг на инвалидности, ребёнок с тяжёлым диагнозом. Ну некому его сопроводить, не от хорошей жизни же ей надо отлучиться. Из-за полутора часов вы хотите лишить её заработка за целый день, это же некорректно. В административном праве у нас есть понятие баланса решений — соответствие потребности и законодательству».
Мужчина напомнил членам комиссии — женщинам, матерям — о человечности:
«Даже во времена святой инквизиции, во времена гонений ведьм такого, наверно, не делали. Ведь и позволить госслужащему просто ребёнка забрать из детсада, если больше некому, возможно. А тут больной ребёнок. Начальник ведь и свою служебную машину может предоставить матери, если всё в порядке с системой ценностей. Давайте будем оставаться людьми, в конце концов».
Неудобный сотрудник?
В целом Зарема Мукашева уверена, что всё дело в личной неприязни к неудобному сотруднику. Так, зачитывая материалы служебного расследования, Салтанат Балгожина упомянула пару апрельских служебных записок. По словам главспеца, речь идёт об её отказе выполнять не свою работу. Именно в этом, по её словам, кроется одна из главных причин конфликта.
Так, в ноябре прошлого года изменили структуру управления здравоохранения, это повлекло за собой объединение двух отделов — финансов и экономики и планирования.
«Когда мне предложили ознакомиться со своими должностными инструкциями, я отказалась их подписывать. Отказ объяснила тем, что они нарушают нормы действующего законодательства. 80 процентов обязанностей главного бухгалтера перешли мне, а также множество контрольных функций, не свойственных главному специалисту. Мой представитель по доверенности направил обращения в аппарат акима области и департамент Агентства по делам госслужбы. Я думаю, при выявлении нарушений НПА госорган должен рекомендовать привести в соответствие с законом. Вмешайся он, у меня бы не было проблем с моим руководством», говорит Мукашева.
К слову, в мотивированном заключении также говорится, что ранее руководитель управления здравоохранения Серик Сахиев направлял в аппарат акима области письмо о проведении служебного расследования по факту её неознакомления с должностной инструкцией.
После этого на Мукашеву, по её словам, началось давление — причём не только со стороны руководства облздрава, но и из акимата. Принципиальный главспец не раз обращала внимание и на другие финансовые нарушения, системные проблемы в службе, с которыми сталкивалась в своей работе. Только один из примеров: Зарема Каримовна отказалась выдать электронные ключи устроенному руководством «своему» сотруднику, который числился в подведомственной медицинской организации, но при этом должен был проводить миллиардные госзакупки управления здравоохранения.
На заседании дисциплинарной комиссии Мукашева указала на незаконность увольнения заместителя руководителя по охране матери и ребёнка Елены Ивановой, заявила о давлении на зама по финансам. Асель Калдыбаева уже написала заявление. После её ухода у главы ведомства не останется ни одного заместителя, в то время как положено три (третий — по лечебной работе).
Тем временем у областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД три заместителя с зарплатой у каждого — под миллион.
Одно из самых серьёзных нарушений, которое может повлечь возбуждение уголовного дела, — волокита по возврату больницы с поликлиникой ТОО «Авиценна-Бурабай», обслуживающих население Бурабайского района.
Напомним, их восемь лет назад передали в доверительное управление бизнесу. Спустя некоторое время выяснилось, что её владелица в «государственно-частном партнёрстве» с директором Сергеем Киласьевым и тогдашним руководителем облздрава Суленом Ильясовым украли более миллиарда тенге. Они поставляли бэушное, списанное за рубежом медоборудование под видом нового; часть была в нерабочем состоянии. Чиновники сели в тюрьму, а вот бизнесвумен благополучно покинула страну.
Самое парадоксальное — она продолжает получать госсоцзаказ, ведь медучреждение, несмотря на предписание прокуратуры расторгнуть договор и вернуть в собственность государства, продолжает оставаться в её управлении. Совершив преступление против здоровья и жизни граждан, предпринимательница по-прежнему наживается на казахстанском бюджете. Тем временем сельские медпункты ТОО сегодня в плачевном состоянии — из-за алчности учредителя и халатного бездействия чиновников страдает простой народ.
«Мы поддерживаем детей с аутизмом»
Ценит ли такую принципиальность руководство? Скорее, она вызывает раздражение. Но вернёмся к дисциплинарному совету: в деяниях Заремы Мукашевой комиссия усмотрела нарушение трудовой и служебной дисциплины и рекомендовала руководству управления здравоохранения объявить замечание — там издали приказ.
Напомним, несколько дней назад министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова подчеркнула, что дети с аутизмом находятся на особом контроле Министерства просвещения, Министерства труда и Министерства здравоохранения.
Может ли заявить о такой поддержке управление здравоохранения Акмолинской области — большой вопрос...
Читайте также:
Лента новостей
- Погода в Казахстане резко испортится: о чём предупреждают синоптики
- Страшный пожар в Алгабасе: спасённая девочка умерла спустя две недели
- Шеф-редактора Orda.kz повторно увезли на допрос
- Когда новая BRT-линия заработает в Алматы?
- В Атырау осквернили мусульманские могилы
- «Рожают больных детей из-за разгульной жизни»: блогерша объяснила болезни детей нецеломудрием родителей
- Почему Венесуэла теперь главный приз США, а не Китай и Россия
- Сотрудников Orda.kz забрали в отделение прямо с рабочими столами
- Павлодарских чиновников наказали за то, что предпочитали «не замечать» нарушения подрядчиков при госзакупках
- «Кто ведёт дело — неизвестно»: силовики не пускают в офис адвокатов Orda.kz
- Аида Балаева пошла на повышение: ее назначили вице-премьером
- Афера в столичном ЖК Qyran обернулась казахстанцам ущербом на миллиарды
- Атака по КТК целенаправленно бьёт по экономике Казахстана, а не по России — аналитики
- Ветер и гололёд — прогноз погоды на 1 декабря
- Во Флориде прошли переговоры США и Украины
- Белый дом создал «доску позора» для СМИ
- Украина ответила на протест Казахстана после атаки на объект КТК
- Почему отчёты Казахстана по экологическим конвенциям расходятся с реальностью
- Огненный ад в Гонконге: Китай запускает кампанию по пожарной безопасности
- Папа Лев XIV принял участие в православном богослужении в Турции



