Статус Назарбаева в Конституции РК: ошибка или необходимость

cover

25 апреля член рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Ермек Абдрасулов на брифинге в СЦК сообщил, что статус бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева необходимо определить уже в самой Конституции. Эксперты считают, что не стоит обращаться к закону, который конкретизирует эту норму, а все положения нужно закрепить самой Конституцией.  

Редакция Orda.kz разбиралась, так ли необходимо это решение, к чему оно приведёт, и обратилась к мнениям казахстанских экспертов.

Политический обозреватель, эксперт КИСИ Никита Шаталов:   

«Доктор юридических наук Абдрасулов Ермек сказал о том, что статус Назарбаева будет определяться не конституционным законом, а будет закрепляться непосредственно в Основном законе. Я уже предчувствую вой в социальных сетях (и краем глаза его вижу). Поэтому давайте коротко о смысле этого изменения Конституции:

1. Перенос статуса Назарбаева в Основной закон, по сути, отменяет действие конституционного закона о первом президенте. Поэтому его статус не будет переноситься на семью, которая к основанию суверенного Казахстана не имеет практически никакого отношения. Соответственно, снимается и неприкосновенность, которой обладали члены семьи Назарбаева (согласно закону – только совместно проживающие с ним)».

Политолог также считает, что данное решение переведёт Назарбаева из статуса творца политической системы страны в статус её элемента.

«2. Определение статуса Назарбаева как основателя государства – дань уважения и признание заслуг. Безусловно, найдутся те, кто будет готов поспорить о том, какова его роль в истории страны, но, на мой взгляд, изъять первого президента из государственной машины в принципе невозможно, потому что она построена им. И здесь есть необходимость превратить его из творца системы в её элемент – в том числе через включение в Основной закон в качестве функции или, скажем, точки отсчёта».

"Знающие люди подсказывают, что внесение статуса Назарбаева в Конституцию также ведёт к тому, что у него не будет полномочий, закреплённых в законе. А он мог:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; входить в состав Конституционного Совета Республики Казахстан.

Конституционного совета, соответственно, не будет (и этот пункт уберут для всех экс-президентов). Также я подозреваю, что будет упразднён совет по управлению АО «Самрук-Казына» – консультативно-совещательный орган, который проводил оценку эффективности фонда».

Он также считает, что заявление о статусе пенсионера – это правда.

«Во время январского выступления Назарбаев сказал, что он обычный пенсионер. Это не было фигурой речи. Конституционные изменения, которые сейчас происходят – это как раз законодательная фиксация сказанного», – подытожил Шаталов.

Источник.

Политолог Газиз Абишев:

«На самом деле, важно, как именно сформулируют в Конституции роль экс-президента Назарбаева в качестве "основателя независимого Казахстана". Допустим, в ныне действующем Основном Законе действительно пропишут, что основателем Независимого Казахстана является Нурсултан Назарбаев. И подчеркнут, что благодарность, заносимая иным прописью в трудовую книжку, в нашем случае отлита в граните Конституции. Из этого исходит, что излияние благодарностей в документах статусом ниже, к примеру, в конституционных законах – до известной степени моветон.

Туз кроет короля, Конституция с упоминанием роли Основателя кроет посвящённый ему конституционный закон. А дальше – исходить из принципа "необходимости и достаточности законодательства". Благодарность – в Конституции, пенсионные привилегии – в законе "О Президенте РК". Необходимо и достаточно.

Проект новых конституционных поправок президент Токаев вносит в Конституционный Совет. Что скажет КС?

В нынешнем КС, как мы знаем, 8 человек: Мами, Назарбаев, Даулбаев, Малиновский, Меркель, Мукашев, Темербеков, Шапак.

Теоретически, КС может вынести негативную резолюцию по проекту конституционных поправок. Для этого нужно большинство голосов присутствующих. Учитывая, что заседание КС правомочно при присутствии не менее 2/3 членов (6, 7 или 8), а при равенстве голосов побеждает позиция, которую поддерживает Председатель КС, для негативной резолюции необходимо а) 3-4 голоса из 6. б) 4 голоса из 7 или в) 4-5 голосов из 8.

Члены Конституционного Совета назначаются на шесть лет. Интересно тут то, что пункт 4 Статьи 11 Конституционного закона "О Конституционном Совете РК" гласит, что "В течение срока полномочий члены Конституционного Совета несменяемы. Их полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Конституционным законом", а к числу этих случаев относятся добровольная отставка, недееспособность, смерть, обвинительный приговор Верховного суда, занятие бизнесом. Другими словами, просто так по своему желанию ни президент, ни палаты Парламента члена КС уволить не могут.

К примеру, председатель Кайрат Мами назначен в Конституционный Совет в декабре 2017 года, его полномочия истекают в конце 2023 года, за несколько месяцев до 70-летия. А уволить его досрочно без каких-либо оснований глава государства не сможет. Что до известной степени предполагает, что Мами может рассматривать текущий пакет без былой оглядки на кого бы то ни было".

Источник

Экономист Олжас Худайбергенов:

«Новость о том, что в Конституции закрепляют статус Назарбаева как основателя независимого Казахстана, некоторые восприняли с большим разочарованием, мол, можно забыть про Новый Казахстан.

На самом деле из Конституции и конституционных законов убирают все полномочия Назарбаева как Елбасы, и оставили лишь упоминание о его исторической роли.

Понятно, что даже на это некоторые могут быть не согласны, но это уже этика правителей, которые пытаются смотреть на годы вперёд, это проявление уважения к предшественнику. Конечно, у каждого может быть своё понимание, как должно быть выражено отношение к первому президенту, но когда ошибки мягко исправляются, безо всякой персонализации, но при этом уважение демонстрируется предельно персонализированно, то, возможно, в долгосрочном плане это и поможет сформировать правильную политическую культуру, когда каждый следующий президент будет уважительно относиться к предыдущему.

По сути, такой расклад позволит до будущих поколений доносить лишь лучшие качества наших правителей, задавая завышенную планку, к которой должен стремиться каждый следующий правитель. Думается, то, что делается – это золотая середина!».

Источник

Чуть позже Олжас Худайбергенов написал ещё одно пояснение:

"К сожалению, некоторые в эмоциях идут совсем далеко, читают, но не вчитываются. Вроде ясно сказано, что статус основателя не вводится, а сохранён в Конституции. Поэтому нет такого, что сейчас вводят статус основателя. Более того, все остальные упоминания, особенно те, которые предполагают полномочия, удаляются. Это куда более важнее, и более того, является прямым свидетельством, что нет у предыдущего президента теперь какого-либо влияния на процесс принятия решений.

В общем, сравните сами:

Текущая версия Конституции Статья 91, пункт 2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными.

Предполагаемая новая версия Статья 91, пункт 2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан, являются неизменными".

Источник

Блогер Денис Кривошеев:

"Статья 46 о статусе и полномочиях первого президента исключена. Из конституции вообще убираются нормы про титул Елбасы. Даже самого термина Елбасы больше нет. Сохранён исторический статус первого президента, как основателя государства. Каждый считает по-своему, но возможно для государства это правильно. Более того, исключения 46 статьи и прочие поправки относительно Назарбаева, снимают вопросы о неприкосновенности семьи.

То, что происходит сегодня – сенсация, отказ от автократии и непотизма! Все равны перед законом, вот новый Казахстан, вот она Вторая республика!"

Источник


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости