Спорт немесе ұят: почему в Казахстане до сих пор стигматизируют некоторые виды спорта?

cover

В зависимости от успехов или неудач на Олимпиадах или чемпионатах мира, казахстанский спорт то в фаворе, то в опале у общества. Полюса мнений простираются от «Зачем вкладывать такие деньги?!» до «Надо поддержать наших спортсменов!» Однако есть виды, которые публикой до сих пор даже не воспринимаются, как спорт. Более того, в Казахстане всё ещё можно попасть под негатив, занимаясь, например, спортивными танцами или акробатикой на пилоне. И хотя среди молодёжи популярность этих дисциплин растёт, консервативное общество бьёт в набат: нам стриптиз на шесте и танцульки в облегающих костюмах не нужны, ұят болады!

И ладно бы такие заявления шли только как частное мнение от обывателей. Но борцы за традиционные ценности периодически прорываются и в медийное пространство. Вспомнить хотя бы высказывание депутата мажилиса Тансауле Серикова – дескать, нечего финансировать танцы на пилоне, это же стриптиз! По его «личному мнению», средства надо направить на развитие параспорта – идея, безусловно, благая, но почему надо выбирать между двумя совершенно разными направлениями?

Поддержал Серикова его коллега Нартай Сарсенгалиев. Он назвал чирлидинг, танцы на пилоне, текбол, унифайт и прочие современные виды спорта «странными» и очень удивился, что государство их финансирует, хотя сам он таких названий не слышал. Что довольно интересно, учитывая наличие КФПВСЭ – Казахстанской федерации по воздушно-спортивному эквилибру с официально зарегистрированными дисциплинами.

Ну, а мы решили узнать, что на этот счёт думают сами представители «стыдных» видов спорта?

Воздушное волшебство

Аскар Адильханов не только выступает на различных чемпионатах и тренирует будущих звёзд, но и часто сидит в судейском кресле. Журналист по образованию и преподаватель английского языка в обычной жизни восемь лет назад нашёл себя в воздушной акробатике и атлетике. При встрече в глаза сразу бросаются ярко-синие волосы – нетипичный для спортсмена облик. Аскар объясняет:

«Я считаю, что воздушная атлетика – это не просто спорт, а искусство. Через него люди способны создавать иную реальность, заставлять чувствовать себя живым, плакать и смеяться. И меня радует то, как воздушный спорт набирает обороты в Казахстане. Внушительное количество спортсменов участвует в турнирах по регионам, наши сборные команды выезжают на международные чемпионаты. Только за один турнир можно увидеть от 300 до 500 номеров в совокупности по дисциплинам «Воздушное кольцо», «Воздушные полотна» и «Пилонный спорт». А если учесть, сколько людей занимается чисто для себя, то думаю, что количество исчисляется тысячами.
По каждой упомянутой дисциплине существует категория «Арт», где нужно раскрыть творческую составляющую. Там на первом месте харизма, запоминаемость, умение использовать атрибуты. Это представления не хуже тех, что смотришь в театре или по телевизору. Креативная составляющая вернула меня в воздушный спорт после перерыва – хотелось самому создавать это волшебство. В октябре прошлого года я вместе с другими участниками сборной Казахстана выступил на международном чемпионате в Швеции. Наша команда взяла 6 золотых, 7 серебряных и 2 бронзовые медали». 

Но одно дело – либеральная Швеция, и другое – всё ещё консервативный Казахстан. Каково парню с цветными волосами в обтягивающих лосинах выступать и, кроме того, сохранять образ за пределами сцены?

«К счастью, у меня не было открытых столкновений с представителями «уят-сообщества», хотя укор временами очень хорошо считывается… Нет, вру, было. Однажды я выступал на пилоне и воздушном кольце, и одна знакомая поделилась видео с моими родителями, назвав выступление «стриптизом». Пришлось потом долго объяснять им, что всё в этом спорте прилично и выступления проводятся, в том числе, для семейного просмотра.
В моём случае самое противоречивое – соответствие образу и костюму. В прошлом году я выступал в фиолетовом футуристическом костюме, и волосы тоже покрасил. Конечно же, это привлекало внимание. Некоторые подходили и спрашивали, а потом говорили, что тоже хотели бы попробовать, но боятся экспериментировать.
Правила на соревнованиях запрещают поведение и одежду, способные спровоцировать какой-либо инцидент. Прописаны мельчайшие детали: длина костюма, запрет на обнажённые интимные части тела. Также запрещены нательные цвета, создающие иллюзию обнажённости. В случае нарушения, атлет будет наказан – от потери баллов до дисквалификации». 

Пилон – это не стыдно!

Но если воздушную акробатику с её изяществом и близостью к цирковому искусству ещё как-то можно «втиснуть в рамки», то с пилоном это сделать тяжело. Само понятие «пилон» многим людям незнакомо, единственная понятная аналогия – шест. А следовательно – клубная жизнь и девушки лёгкого поведения. Спортсменки уже набили оскомину объяснениями – и, к счастью, подвижки есть.

Александра Уразбаева более десяти лет занимается различными видами бодибилдинга и фитнеса, в том числе pole dance. Несмотря на то, что за плечами два высших образования (лингвист и юрист), спортивных регалий у неё куда больше – только призовых мест на казахстанских и европейских чемпионатах с десяток.

«Думаю, что пилон, как направление, в Казахстане обязан своей популярностью соцсетям, – говорит Александра. – Сейчас он довольно широко представлен в Instagram, и это гораздо более качественная реклама, чем в моё время. Я пришла в данный спорт в 2012 году, потому что искала в интернете варианты танцев и наткнулась на pole dance, тогда слабо представляя, что это. Мне хотелось попробовать стрип-пластику – возможно, заблуждения у людей рождаются как раз от созвучия.
Пилонный спорт в Казахстане развивался буквально на моих глазах: я входила в один из первых потоков тренеров, которые стали выезжать на чемпионаты за рубеж. Официально КФПВСЭ была зарегистрирована только в 2016 году, а в 2019-м пилон был признан неолимпийским видом спорта. Когда всё это документально подтверждается, людям гораздо проще понимать, что это спорт, а не что-либо ещё.
К сожалению, до сих пор наше общество живёт по каким-то закоренелым принципам: бесполезно доказывать, что пилон – это не стыдно. Осведомлённый человек понимает, что это не стриптиз, а акробатическое направление, причём требующее отличной физической подготовки. Такое же, как занятия на полотне, цирковом кольце и спирали, на стропах – да на чём угодно!
Обидно, ведь у нас достаточно сильная воздушная сборная. Большая часть ребят с чемпионатов всегда приезжает с медалями, большая ставка делается на детей. Потому что они – будущее спорта. Здорово, что для развития выносливости, выдержки и хорошей растяжки родители выбирают пилон. Плюс это не тот вид спорта, где можно добиться результата и на этом остановиться. Я преподаю почти тринадцать лет, и всё время учусь чему-то новому». 

Аскар Адильханов добавляет: на международном уровне Казахстан признан одной из немногих стран, где пилонный и воздушный спорт развиваются огромными темпами. В последние годы добавились такие дисциплины как «Воздушный гамак» и «Воздушный пилон», что расширяет список участников.

Александра Уразбаева соглашается: сейчас подавляющее количество любителей воздушного спорта – подростки. Да, девочек больше, чем парней: существует стереотип, что мальчикам нужно заниматься боксом, борьбой или, в конце концов, футболом. В последние пару лет добавилась ещё одна категория спортсменов – люди 50+. Они выполняют силовые элементы – флажки, стойки, спичаги – так, что молодые позавидуют. Это сильно мотивирует верить, что молодость и функциональность подчиняются нашему желанию жить. И уж точно не оставляет никаких намеков на стриптиз.

Танцы – для мужчин!

Если кажется, что обвинительные комментарии достаются только «летающим» спортсменам, то нет. Танцы – более приземлённое в буквальном смысле искусство, и уж казалось бы – танцевали испокон веков, что тут такого? Но, как выясняется, место тоже имеет значение.

В начале прошлого лета разразился скандал: хореограф Алишер Султанбекулы станцевал в юрте в довольно откровенной национальной одежде в сопровождении таких же откровенно одетых девушек. Видео мгновенно разлетелось по соцсетям, разделив аудиторию надвое. Одни к современному искусству отнеслись благосклонно: у творческих людей должно быть пространство для реализации, а у страны – для развития. Вторые же бросились доказывать, что это – попрание всех возможных традиционных устоев, что юрта – символ семьи и нации, а танцевать полуголым на каблуках, особенно мужчине – позорище и стыд.

Национальные интересы, цензура, ЛГБТ – темы, которые и без того муссируются в публичном пространстве ежедневно. Но вместо их обсуждения и попытки решения накопившихся проблем кучу сил бросили на то, чтобы допросить хореографа и завести показательное уголовное дело.

Мужчин в таком специфическом жанре, как high heels, единицы: уж больно активно и призывно там надо двигать ногами, что в классическом восприятии – чисто женские движения. Тут вспоминаются и латиноамериканские танцы – более сдержанные по подаче, но не менее раскрепощённые по сути. А в плане антуража – и похлеще: блёстки, рюши с перьями, каблуки, обтягивающие костюмы. В общем, если выступление закончилось поздно и лень переодеваться, на улице могут и не понять.

С этим соглашается тёзка и коллега «хореографа из юрты». Алишер Базаров – профессиональный танцор и основатель студии LatinaMania вполне мог бы рекламировать что-нибудь очень брутальное. Накачанный мужчина с татуировками – и не подумаешь, что он занимается «вызывающими танцульками».

«У казахстанских мужчин есть интерес к танцам, хотя и гораздо меньше, чем у женщин – это факт. Многое зависит от возраста и мировоззрения: контингент постарше считает, что танцы только для молодых. Многие думают, что это сложно – наверное, нужно быть очень талантливым, чтобы заниматься танцами. У нас непринято прививать мальчикам гибкость и пластику, упор делается на другие качества, – уверен Алишер. – Чаще всего к нам приходят мужчины, которые стремятся разнообразить свою жизнь. Кто-то хочет танцевать со второй половинкой, кто-то решает обучиться танцам, чтобы познакомиться с девушкой, а у кого-то есть желание участвовать в конкурсах.
За всё время, что я преподаю, не было случая, чтобы мужчины уходили из-за того, что для них танцы слишком откровенные либо сексуальные. Хотя я прекрасно понимаю, какие чувства могут быть. Я начинал свою карьеру со спортивно-бальных танцев и поначалу комплексовал: а что подумают мои друзья из школы и со двора? Мне повезло, меня поддержали. Было очень волнительно услышать: «Чувак, круто танцуешь!» Но и с осуждением я впоследствии встречался не раз. До сих пор многие придерживаются мнения, что танцы – не для мужчин. Если ты танцор – значит, нетрадиционной ориентации. Дескать, для восточного мужчины это неприемлемо. Мужчина должен зарабатывать, пахать, быть бизнесменом, ещё что-то. К счастью, этот стереотип постепенно искореняется, что я наблюдаю в том числе по своим ученикам». 

Хотя все герои отмечают, что градус стигмы постепенно снижается, предвзятость к пластическим видам спорта в Казахстане всё ещё живёт. Понятно, что навыки единоборств будут в тёмной подворотне куда полезнее, чем отличный шпагат, но одновременно из общественного сознания вытесняется огромный красивый мир на грани искусства и спорта.

Лента новостей

все новости