Спектакль «Вверх по лестнице, ведущей вниз»: удар под дых академическим шаблонам

cover Фото Ольги Чекмезовой

Если в алматинском театре и можно увидеть слово f…ck во всю стену да услышать звучащую фоном музыку The Doors, то вряд ли в Национальном русском театре драмы имени Лермонтова… Или всё-таки можно? Ведь в новой постановке Галины Пьяновой по роману Бел Кауфман имеются и секс, и рок-н-ролл, разве что нет наркотиков – но есть много чего другого.

Фраза «Вверх по лестнице, ведущей вниз» повторяется со сцены не единожды. И всякий раз это не камень — огромный булыжник в огород системы образования. Сразу оговорюсь: если для вас учитель — оплот морали и пример для подражания, спектакль может вас неприятно удивить. Если вы всю жизнь работали в школе — тоже. 

А вот для тех, кто пришёл в государственный академический театр за новыми формами, у меня приятные новости.

Главная героиня — Сильвия Барретт, учительница литературы. И если в исполнении Карины Кудековой она — недавно выпустившийся из университета божий одуванчик, то в «версии» Ирины Лебсак — уже опытный преподаватель.

Фото Ольги Чекмезовой

Два возраста Сильвии показаны параллельно, и трагедии своих учеников она переживает одинаково тяжело в обоих. Как и свою личную: Сильвия всеми силами пытается изменить в этой треклятой школе хоть что-то, но лишь сильнее разочаровывается. 

Проблема не столько в том, что её не слышат — сколько не кричи, гул системы все равно громче.

Страшно, что на глазах педагогов происходит непоправимое: одна девочка умирает из-за самостоятельного аборта, другая — выходит из окна из-за неразделённой любви; неблагополучный парень устраивает в школе дебош и поджог. А учителям будто всё равно. На происшествия они реагируют заученными фразами. И лишь раз они позволяют себе оторваться и зажечь под Джима Моррисона.

Фото Ольги Чекмезовой

Несмотря на то, что тема школьного образования сама по себе неповоротлива, спектакль «Вверх по лестнице, ведущей вниз» получился динамичным и шумным, в том числе визуально — и в хорошем смысле. Музыка, постоянный гвалт голосов, сценография Евгения Лемешонка.

Фото Ольги Чекмезовой

По сцене постоянно летают бумажки, главная декорация крутится, а директор школы что-то неразборчиво кричит в рупор. Декорация — это громадная стена на колесиках, спереди представляющая классную доску, а сзади — лестницу и перекладины. В зависимости от смены локации, герои сами её поворачивают: на доске по ходу сюжета появляются и исчезают провокационные фразы, а по лестнице актёры бегают и даже летают — чего стоят цирковые трюки «лермонтовского» новобранца Дмитрия Северина. Благодаря хитрой конструкции персонажи то и дело оказываются на самом верху, почти под самой крышей театра — там, где ни одна мораль не достанет.

Удачно встроилась в премьеру и ударная установка — все акцентные моменты постановки сопровождаются то звоном тарелок, то нагнетающей дробью.

Фото Ольги Чекмезовой

Но, видимо, нестандартная подача пришлась по вкусу не всем любителям академического театра. 

Каждый премьерный день зал после антракта значительно редел. Это объяснимо: спектакль несколько раз проходит по очень тонкому льду. Да и сам материал сильно противоречит трепетному восприятию школы на постсоветском пространстве.

А ещё в спектакле много информации, он не даёт зрителю отвлечься ни на секунду, что делает его очень концентрированным.

Фото Ольги Чекмезовой

И всё-таки в первую очередь «Вверх по лестнице, ведущей вниз» про преданность своему делу. Про чистых и наивных людей, которые пытаются идти против системы и больно обжигаются. Про слабые места школьной системы, где бюрократия порой важнее жизни ребёнка — и не имеет значения, в Америке или у нас. Сценическая интерпретация Галины Пьяновой получилась удачной, хоть и неудобно-правдивой. Закралась даже мысль, что неплохо бы включить спектакль в программу старшей школы — как для учеников, так и для педагогов.

Лента новостей

все новости